5 июня вышел 5-й сезон «Черного зеркала» — одного из самых заметных сериалов последних лет. Каждая серия самостоятельна, но все они объединены общей идей антиутопичного будущего. В нашей редакции «Черное зеркало» смотрят почти все, поэтому мы решили коротко рассказать о любимых эпизодах, без которых мы не представляем себе этого сериала. Постарались написать о них без спойлеров!

Анна Акопян — «Государственный гимн» (1 сезон, 1 серия)

Возможно, первая серия «Черного зеркала» не лучшая, но для меня уж точно самая запоминающаяся. Если коротко, неизвестные похитили принцессу, а за ее освобождение требуют не «классического» выкупа, а довольно аморального поступка от премьер-министра. СМИ и опросы пока на стороне премьера. Герои пытаются старыми проверенными методами выиграть и, как мне кажется, из-за этого теряют бдительность: ведутся на слова преступников, ведь на кону жизнь принцессы, причем не какой-то одной из многих, а той самой, которую любит вся нация.

В общем, к середине серии все СМИ Британии (да уже и всего мира) говорят только о похищении и требовании. Ловкая манипуляция похитителей общественным мнением меняет его от несогласия до полного одобрения. Дальше описать без спойлеров невозможно, поэтому просто перейду к ощущением.

Эта серия не столько про технологии, сколько про нас в век их доминирования. Мы верим всему, что видим, особенно, когда есть угроза чьей-то жизни. Уже как-то не думаешь о проверке информации и уж тем более о том, что все это может быть просто фикцией. Ну и какими бы образованными, интеллигентными и морально устойчивыми мы (зрители) ни были, формула «хлеба и зрелищ» действует на 100%.

***

Василий Азаров — «Скоро вернусь» (2 сезон, 1 серия)

От каждого эпизода «Черного зеркала» становится жутко (за что мы его и любим). Когда смотришь этот, становится жутко вдвойне: во-первых, потому что это не совсем фантастика. Да, сделать «электронную копию» умершего человека на основе переписки можно, успешные эксперименты уже были. И особенно жутко от осознания человеческой природы. От того, что в момент трагедии и отчаяния мы готовы сами создать иллюзию и сами в нее поверить.

***

Анна Рязанова — спецвыпуск «Белое Рождество»

На мой взгляд, этот эпизод вышел круче любой другой серии «Черного зеркала». Во-первых, в «Белом Рождестве» рассказывается не одна, а сразу три связанных между собой истории. Каждая и так трагична по отдельности, а вместе они буквально добивают зрителя беспросветностью и отсутствием надежды.

Если без спойлеров, серия о том, как в мире развитых технологий (таких как зет-глаза или цифровые копии человека) живые люди перестают чувствовать и сопереживать друг другу, забывают о человечности и милосердии. И о том, как цифровая дистанция может свести человека с ума.

***

Дарья Пещикова «Крушение» (3 сезон, 1 серия)

«Черное зеркало» — это не вымысел, а просто слегка доработанная реальность. Во всяком случае, такой вывод напрашивается, если посмотреть первую серию третьего сезона (Nosedive или, как название переводят на русский, «Крушение»).

В основе сюжета — знакомая многим система личных рейтингов. Только это не выборочные оценки водителям такси, а идея, возведенная в абсолют. Каждый, кого вы встречаете на пути, может выставить вам балл. И от этой оценки зависит ваша жизнь.

Если вычесть из сценария техническую составляющую, в принципе, ничего фантастического здесь не останется. Мы уже живем в таком мире, где для многих лайки и репосты — показатель успешности и чуть ли не главная цель существования. Чем вы живете в соцсетях, интересует уже не только ваших друзей, но и работодателей.

Да и репутация все быстрее превращается из абстрактного понятия во вполне конкретный капитал: здесь вам и кредитные истории, и те же общедоступные отзывы о вашей работе. Дальше всех в этом смысле ушел Китай, где довольно давно существует система социального рейтинга. И ее принципы очень похожи на то, о чем говорится в «Черном зеркале». Кто знает, может, и для других стран это не за горами. Причем в такую систему нас загонят не власти, а мы сами.

***

Илья Клишин — «Сан-Джуниперо» (3 сезон, 4 серия)

Я бы советовал начать смотреть сериал именно с этого эпизода. И не только потому, что это одна из самых добрых серий в этом довольно мрачном и иногда жутком альманахе, а еще и потому, что в ней, на мой взгляд, лучше всего выражается самая его суть, когда технологии лишь задают фон для того, чтобы лучше понять природу человека. Причем первые минут 10 серии вообще нельзя понять, что это научная фантастика (и это само по себе здорово, плюс сделано все очень атмосферно)

«Сан-Джуниперо» — только на первый взгляд история о цифровом бессмертии, которое в XXI веке становится модной темой у футурологов. Прежде всего это история любви, и именно этим она и прекрасна.

***

Екатерина Киселева — «Народный гнев» (3 сезон, 6 серия)

«Это всего лишь хэштег, хэштеги никого не убивают», — не раз повторяют герои финальной серии третьего сезона. А сценарист Чарли Брукер, в свою очередь, пытается с ними поспорить. Эта серия особо меня задела, потому что, кажется, в ней отражен главный посыл «Черного зеркала». Для меня этот сериал прежде всего про осознанность.

Брукер, конечно, тот еще пранкер и мизантроп (чего только стоит его шоу «Глумление», в котором он высмеивает событийную журналистику и телеиндустрию в целом). Но под слоем критики и сарказма все-таки можно разглядеть важную мысль. Кажется, автор кричит нам с экрана: «Остановитесь, подумайте». А еще лучше — просто думайте всегда: о своих поступках, их последствиях, мыслите критически и не путайте виртуальную реальность с настоящим.

Описать серию можно известной поговоркой: «Слова могут ранить». А слова, сказанные (или написанные) тысячами интернет-пользователей по всему миру, — даже убить. Кибербуллинг как он есть — бессмысленный и беспощадный.

Серия «Народный гнев» не только про силу и влияние всемирной паутины, она про тотальную ненависть, которую мы позволяем себе множить в сети, не задумываясь о последствиях. Сегодня любой человек за долю секунды может стать «ненавидимым всей нацией», и от этого разъяренного роя ему некуда будет скрыться.

***

Егор Тишин — «Крокодил» (4 сезон, 3 серия)

Мне нравится этот эпизод, хотя многие считают его чуть ли не худшим во всем «Черном зеркале». Он куда мрачнее всех остальных серий, а по атмосфере ближайший пример — это нуар с его пессимизмом и отчаянием. Мир «Крокодила» нагоняет тоску и безысходность, но тоску особенную, как у Быкова или Звягинцева. Я считаю, что «Крокодил» больше похож на самую серьезную новеллу из «Диких историй» (разве что юмора в последних намного больше), чем на эпизод «Черного зеркала». Здесь нет влияния технологий на жизнь людей, как в других сериях, но есть история о том, как в стрессовой ситуации может поехать крыша. И еще много довольно натурального насилия. Почему стоит посмотреть именно этот эпизод? Из-за черного юмора, тягучей атмосферы и невероятных пейзажей — серию снимали в Исландии с ее суровой северной красотой. И еще из-за харизматичной героини, которая, может, и хочет остановиться, но зашла уже слишком далеко.