На экраны вышел фильм «Паразиты» корейского режиссера Пон Чжун Хо. Зачастую азиатское кино очень специфично, но этот фильм получился настолько интернациональным, что его действие можно было бы перенести практически в любую точку планеты, считает руководитель диджитала RTVI Дарья Пещикова — и объясняет, почему в этом кино каждый может найти ровно тот смысл, который захочет.

Если сцены с Умой Турман в «Доме, который построил Джек» вызывали у вас более широкий спектр эмоций, чем просто неприязнь к маньяку, если фильм «Прочь» стал для вас настоящим открытием, если вы любите смешение трагедии и фарса, то это кино точно для вас. Если нет — возможно, оно все равно вам понравится.

Жанр «Паразитов» обозначен одновременно как драма и черная комедия. Но вообще стилистических (и смысловых) пластов здесь гораздо больше. Это и фильм-афера, и триллер, и социальное кино, и сатира, и, если покрутить да посмотреть под разными углами, непременно что-нибудь еще. Наверное, если скрестить эстетику Джордана Пила («Прочь», «Мы») с сюжетами «Олдбоя» и «Поймай меня, если сможешь», чуть приправив это драматизмом Звягинцева, получится нечто похожее, но, опять же, скорее всего, не то. Лучше, конечно, не искать примеры для сравнений, а смотреть.

Рассказывать об этом кино без спойлеров довольно сложно. Ограничимся тем, что главные действующие лица «Паразитов» — две совершенно разные семьи наверху и внизу социальной лестницы. При этом и те, и другие хотят быть чем-то большим, чем они есть.

Парень из бедной семьи в итоге вслух задает вопрос, который мучает практически всех, кто пробивается снизу вверх: «Я вписываюсь?» Ну а богатая семья всеми силами пытается доказать свою утонченность и интеллектуальность: хозяйка дома настолько увлечена всем американским, что, кажется, для нее это один из главных критериев для оценки всего, хотя при ближайшем рассмотрении это увлечение оказывается поверхностным и пустым.

Многое здесь, как не раз повторяет один из главных героев, очень метафорично. Начиная с образности на физическом уровне (бедняки живут внизу, в подвале, а богачи — в роскошном особняке, к которому ведет дорога вверх), заканчивая самим названием.

«Паразиты» — это кто?

Бедняки, которым лишь бы вытянуть из других побольше денег и которые приспособятся к любым условиям, — или богачи, которым больше повезло по жизни и которые теперь эксплуатируют чужой труд, оставаясь приличными, корректными людьми, но при этом четко проводя границу между собой и теми, кто ниже?

У Пон Чжун Хо в этом фильме любимчиков, кажется, нет. Ко всем он относится в равной степени иронично и беспощадно. И, по большому счету, паразитами в конце концов оказываются все.

А может быть, когда вы посмотрите, вам покажется совершенно иначе. В этом тоже особая прелесть «Паразитов»: вычурной морали вы тут не найдете, зато обнаружите с десяток поводов для дискуссий.