В Палате представителей Конгресса США проходят слушания по импичменту Дональда Трампа, и теперь ключевую роль в них может сыграть Руди Джулиани. Как личный адвокат президента может повлиять на исход многолетнего противостояния Трампа с демократами, объясняет директор новостных программ RTVI Екатерина Котрикадзе.

Представим себе рабочий день Дональда Трампа. Допустим, он встал в шесть утра — лидер свободного мира просыпается рано, это известный факт. Дальше он обычно берется за твиттер и начинает строчить о своих успехах или о том, какие ужасные и нелепые все кругом. Но на этой неделе прогулка по ленте твиттера не может не выводить Трампа из равновесия: все разговоры только об импичменте. В Конгрессе проходят открытые слушания, задача которых состоит в том, чтобы установить, нарушил ли Дональд Трамп американский закон. Предлагал ли он нелегальную сделку своему иностранному коллеге Владимиру Зеленскому: ты мне, Владимир, уголовное дело против сына моего соперника на выборах, Хантера Байдена. А я тебе — визит в Белый дом и почти 400 миллионов долларов на нужды армии. Услуга за услугу. Quid pro quo.

Шаг в сторону.

Обратите внимание на этого человека. Рудольф Джулиани, знаменитый юрист, бывший мэр Нью-Йорка, а ныне личный адвокат президента США. Чем он запомнился жителям Нью-Йорка: он опирался на так называемую «теорию разбитых окон». Это когда ты, не давая спуску мелким воришкам, защищаешь общество от серьезного криминала. Теория Джулиани на практике работала, и пусть многим либералам она казалась и кажется вредной и авторитарной — преступность при Руди снизилась на рекордные 60%. Иначе говоря, Джулиани — человек жесткий, который добивается своего, несмотря на общественное мнение. И именно такой человек (да еще и видный республиканец) идеально подошел Трампу. И не случайно, что Руди стал не просто адвокатом президента. Он оказался его личным спецпредставителем и поверенным по особо чувствительным темам. По самым чувствительным. В том числе по Украине и Байдену. Благодаря слушаниям в Палате представителей мы узнали, что Джулиани не просто вмешивался в переговоры с командой Владимира Зеленского, но и принимал решения, а еще давал указания дипломатам и высокопоставленным членам администрации. Они возмущались, но мирились.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Гордон Сондланд, посол США в Евросоюзе — очевидно, это ключевой свидетель по делу Юкрейнгейт. Летом и осенью именно он общался с людьми из окружения Зеленского и доносил до них нехитрую мысль: без расследования в отношении компании Burisma, где работал Хантер Байден, невозможен ни визит Зеленского в Вашингтон, ни военная помощь на $400 млн. Теперь на слушаниях в Конгрессе Сондланд выступает с длинной эмоциональной речью: во всем виноват Трамп. Точнее так: Трамп лично никогда не давал прямых указаний шантажировать украинских политиков. У него для этого был Джулиани.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Понятно, что уважаемый посол США в ЕС сейчас думает только об одном: сохранить должность, лицо (если это еще возможно) и свободу. Но оставим мотивы дипломата, нам ведь гораздо интереснее Дональд Трамп и его методы работы. Что мы понимаем о нем теперь? Мы понимаем, что Трамп так и не уяснил, как функционируют международные отношения и дипломатия. Он уверен, что встречи на высшем уровне, в галстуках и пиджаках — бесполезная трата времени. Обратите внимание на поведение американского лидера на светских раутах и приемах, на масштабных саммитах и форумах.

Ему не по себе, он не про это всё вообще и он даже не знает, куда себя деть.

А вот нужный эффект достигается в тех случаях, когда ты трезво оцениваешь своего партнера или противника. С сильным — таким, как Путин, — ты мил и кроток. А со слабым можешь творить что угодно: давить, шантажировать, угрожать. Кто такой Зеленский? Где находится Украина? Короткий доклад помощника о постсоветском государстве в Восточной Европе, где война, нестабильность и экономический кризис, позволяет лидеру свободного мира сделать однозначный вывод: Киев от меня зависит. Я могу диктовать свои условия. И он дает поручение Руди Джулиани. Зеленский вообще всеми силами пытался слиться, и даже помните, после своей инаугурации, отказался встречаться с влиятельным адвокатом из Америки. Насколько мы понимаем, личной встречи у них так и не случилось. Но Джулиани встречался с другими украинцами и вполне доходчиво передавал им условия дружбы с США.

Ариэль Коэн, ведущий эксперт Атлантического совета: «Главное, может ли Трамп говорить: „Я такие указания не давал. Если Джулиани это делал, он делал это сам по себе”? Джулиани будет готов упасть на меч ради Трампа?»

Кто он — Руди Джулиани? Благородный герой? Верный солдат президента? Вряд ли. Что для него важнее: личное благополучие или благополучие Трампа? Если адвокат выдаст про главу Белого дома все, что знает, не станет ли это основанием для отставки первого лица — теперь уже и в глазах республиканцев? Если да, то Сенат Дональда Трампа не защитит, и впервые в истории США импичмент, возможно, завершится отстранением главы государства. Рискованные методы ведения внешней политики — это личный выбор президента Трампа, за который, не исключено, придется платить. Это, конечно, очень маловероятный сценарий, но он теоретически возможен. И Трамп о нем, конечно, думает. При этом он уверен, что ничего преступного не сделал, что сейчас разворачивается «охота на ведьм 2.0». Не получилось с Рашагейт, так демократы придумали Юкрейнгейт. Выдумывают предательство, выдумывают вымогательство и даже сердечный удар выдумали.

Да, пресса пишет: президент обратился к специалистам с незапланированным визитом. Это не рутинная проверка. Но доктор Трампа всех успокоил: с первым лицом и его телом никаких проблем. Поздравляю президента и желаю крепкого здоровья. Ему еще многое предстоит вынести.