В новой еженедельной рубрике «Проверено» на RTVI журналист Илья Бер рассказывает о неоднозначных, курьезных, а иногда и просто фейковых историях, которые вызвали широкий интерес и ввели в заблуждение массу людей. Первый выпуск — о том, как американские соцсети заполнились гневными постами с архивной фотографией генерала Сулеймани (на которой, правда, был кто-то другой), слова финского премьер-министра неправильно поняла вся мировая пресса, а монтажер американской версии «Своей игры» чуть не вызвал дипломатический скандал.

Первый кейс

Стартуем с самой громкой для всего мира истории первой половины января — ирано-американского кризиса. Напомню, что все началось 3 января с убийства иранского генерала Касема Сулеймани. Иран начал угрожать симметричным ответом, то есть ударом по американским целям. После этого Трамп разразился твитом, в котором предупредил: если Иран ударит по американцам или американским объектам, то в ответ Штаты атакуют 52 иранские цели. Эти цели, по словам американского президента, — весьма значительны для Ирана и иранской культуры.

Кроме того, Трамп пояснил: выбор числа 52 не случаен, а символичен. Дело в том, что именно столько американских заложников Иран удерживал на протяжении 444 дней после захвата американского посольства в Тегеране 4 ноября 1979 года. А Сулеймани начал службу в «Корпусе стражей исламской революции» как раз в том самом году.

Соцсети тут же отреагировали на твит Трампа. Кто-то из пользователей запустил быстро ставший вирусным мем с фотографией, на которой запечатлены эти события. На фото вторым справа якобы запечатлён молодой Сулеймани, который держит одного из заложников. Согласно подписи, Сулеймани уже давно заслуживал смерти.

Все так, да не совсем. К фотографии вопросов нет: ее в 1979 году сделал фотограф агентства Associated Press. Но у оригинальной фотографии никаких подписей нет.

AP Иран

Фотография: скриншот с сайта apimages.com

А то, что на ней изображен Сулеймани, похоже, просто фейк. С одной стороны, нет никакой информации, подтверждающей эту версию. С другой — есть немало косвенных сведений, которые ее опровергают.

Американское посольство в Тегеране захватили 400 мусульманских студентов, а Сулеймани никогда студентом не был. Согласно объемному профайлу в журнале New Yorker, до того, как присоединиться к исламской революции, он работал в Департаменте водоснабжения родного города Кермана. А вскоре после победы революции был направлен на северо-запад Ирана подавлять мятежных курдов.

Фотография сделана 8 ноября 1979 года. Так что у Сулеймани не было реальных шансов на ней оказаться. Но чтобы ответить на другой важный вопрос, действительно ли Сулеймани активно разрабатывал планы нападения на американских дипломатов и военнослужащих в Ираке и во всем регионе, как о том заявил Пентагон, нам данных пока не хватает.

Второй кейс

Идем дальше. В первую неделю января весь мир в очередной раз воспылал завистью к жителям Финляндии. То у них сауна с теплым и ламповым скандинавским «хюгге», то лучшее в мире школьное образование без отметок. И вот теперь новый удар: 34-летняя премьер-министр Санна Марин объявляет о введении в стране четырехдневной рабочей недели и 6-часового рабочего дня. Про это написали СМИ в Великобритании, США, России, Европе, Австралии и Индии, от самых уважаемых и крупных до нишевых и региональных.

Санна Марин, премьер-министр Финляндии

Санна Марин, премьер-министр Финляндии Фотография: Christian Hartmann / AP

Все бы хорошо, но некоторые другие СМИ, такие, как, например, Washington Post и News Now Finland решили проверить информацию и понять, насколько реально это нововведение, и откуда у него растут ноги. И выяснили, что ничего такого в ближайшем будущем правительство не планирует. Больше того, никто даже всерьез над этой идеей не работает.

Как же так вышло? А вот как. Рассказываю.

В августе 2019 года тогда еще министр транспорта Марин приняла участие в праздничных мероприятиях, посвященных годовщине создания правящей социал-демократической партии Финляндии, в которой она состоит. В праздничной программе была запланирована панельная дискуссия. Вот там-то, в теплой благостной обстановке она и сказала, что возможно, стране бы пошла на пользу (внимание!) «ИЛИ 4-дневная рабочая неделя, ИЛИ 6-часовой рабочий день». Про введение и того, и другого, она никогда не говорила.

Тогда же она написала про это в твиттере, отдельно оговорив, что это не часть правительственной программы, а ее личное благое пожелание.

Ну, написала и написала. Хорошо. Лишь спустя 4 месяца об этом высказывании почему-то вспомнило австрийское новостное издание Kontrast. При этом верно рассказав об обстоятельствах появления высказывания, но заменив союз «или» на «и».

И, наконец, 2 января Брюссельская газета New Europe выдала статью с совсем уже вводящим в заблуждение заголовком о том, что премьер-министр призывает ввести в стране и то, и другое. И уже эта статья подняла волну и ввела в заблуждение весь мир. СМИ решили, что это свежая инициатива и уже почти решение действующего премьера. Пришлось финским властям много раз давать ей опровержение. Но, как обычно бывает в таких случаях, оно разошлось гораздо хуже, чем красивая, но недостоверная псевдоновость.

На поверку же история оказалась слишком хороша, чтобы быть правдой.

Третий кейс

Продолжаем. Скандал произошел в «благородном семействе», то есть вокруг старейшей и самой авторитетной американской телевикторины Jeopardy! — это программа, которая в российском варианте называется «Своя игра», редактором которой я имел честь когда-то работать.

Причем, как назло, неприятность эта случилась именно тогда, когда к передаче приковано особое внимание, ведь на днях завершился мини-турнир между тремя самыми успешными игроками в истории. Величайшим чемпионом всех времен, кстати, стал мой знакомый Кен Дженингс (hi Ken, congrats!). Но регулярные игры никто не отменял.

Так вот, 10 января в передаче Jeopardy! в самом конце первого раунда в теме «Где эта церковь?» был задан вопрос: «В этом современном государстве расположена базилика Рождества Христова, построенная в IV веке нашей эры?». Девушка Кэти нажимает на кнопку и отвечает: «В Палестине». На что ведущий ей сообщает, что ответ неправильный, и она теряет 200 очков. Тогда игрок по имени Джек «играет на подборе» и отвечает: «Израиль». Этот ответ засчитывают как правильный, и Джек прибавляет к своему счету те же 200 очков.

В начале второго раунда зрители замечают, что Кэти неясно почему вернули 200 очков. Правда, на результате игры это не сказалось. Зато возмущение в соцсетях началось еще до окончания трансляции. Дело в том, что Вифлеем, в котором расположена упомянутая базилика — это спорная территория. Израиль считает ее своей, а Палестина — своей. При этом ООН и международное право признают «правильным ответом» именно Палестину. То есть это примерно все равно, что спросить: «Чей Крым?».

Еще через пару дней редакция программы объяснила, что произошло. Оказывается, проблему с вопросом обнаружили сразу же, в перерыве между раундами. И тут же вопрос заменили на другой — про базилику Святой Девы Гваделупской в Мексике.

Программа не идет в прямом эфире, так что с заменой не должно было быть проблем. Но вмешался человеческий фактор. А именно: монтажер перепутал и вместо переснятого нового вопроса поставил в передачу старый. Получилась комедия ошибок с почти что дипломатическим скандалом и извинениями.