В еженедельной рубрике «Проверено» на RTVI журналист Илья Бер рассказывает о неоднозначных, курьезных, а иногда и просто фейковых историях, которые вызвали широкий интерес и ввели в заблуждение массу людей. Этот выпуск — о том, как Путин рассуждал о решениях ЕСПЧ в отношении России, Америка спорила о стоимости шариковых ручек в Конгрессе, а Агнии Барто приписали стихотворение про Дмитрия Медведева.

Первый кейс

Начнем с самой горячей для России темы: изменения конструкции власти и внесения поправок в основной закон страны — Конституцию. Напомню, что неделю назад Владимир Путин распустил правительство Медведева и запустил конституционную реформу. Для подготовки предложений о внесении поправок он собрал (цитирую пьесу Шварца) «лучших людей города». Ну, то есть страны, конечно.

Правда вскоре выяснилось, что первый вариант этих поправок уже написан. А «сословным представителям» предлагают что-то подкорректировать и высказать общий одобрямс. Чтобы потом логично выглядел одобрямс всенародный. Так вот, на первой встрече с рабочей группой президент произнес установочную речь, в которой сообщил вот что:

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Звучит красиво и даже благородно. Но, к сожалению, не соответствует действительности. В 2015 году Путин собственноручно подписал поправки к закону и разрешил Конституционному суду игнорировать решения судов международных, прежде всего Европейского суда по правам человека.

И с тех пор как минимум дважды КС этим правом воспользовался. Первый раз — в деле «Анчугов и Гладков против России», когда заявителей, сидевших в тюрьме, лишили права проголосовать на выборах. Второй раз — в деле ЮКОСа, когда Россия решила не выплачивать бывшим акционерам компании €1,8 млрд за нарушение их прав на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.

А «Коммерсантъ» решил проверить, как вообще наши власти выполняют постановления ЕСПЧ. И выяснил, что минимум 62% решений, вынесенных с 1998 года, находятся в статусе «ожидают исполнения». Кроме того, часто эти решения состоят из двух частей: выплаты компенсаций и устранения выявленной проблемы в правовом регулировании. Так вот, сплошь и рядом компенсацию выплачивают, а неполадки с законами не устраняют.

Второй кейс

Идем дальше. Недавно нижняя палата Конгресса США в третий раз в истории проголосовала за импичмент действующего президента. Сейчас вопрос рассматривает верхняя палата — Сенат. Во время торжественной процедуры подписания документов спикер палаты представителей Нэнси Пелоси воспользовалась в общей сложности 30-ю похожими на пули ручками черно-золотого цвета с гравировкой, которые ей в два приема принесли на серебряном подносе. Затем письменные принадлежности пошли на сувениры людям, причастным к подготовке и проведению процедуры.

Многих сторонников Трампа возмутила показушность сего действа. Но не только она. Пользователи соцсетей стали массово репостить сообщения об астрономической стоимости этих ручек. Версии разнились — от $2 тыс. до $15 тыс. за штуку.

Одно из таких сообщений в фейсбуке, которое перепостили почти восемь тысяч раз, гласило: «Пелоси использует ручки за $15 тыс. для импичмента Трампа. Трамп использует ручку фирмы Sharpie стоимостью $1,99 для подписания сделки с Китаем на $2 млрд. Этим и отличается бизнесмен от профессионального политика».

Как сейчас говорят, в этом тексте прекрасно всё. Но давайте простим безвестному республиканцу, что он перепутал два миллиарда с 200. Сосредоточимся на ручках. Никакой официальной или хотя бы заслуживающей доверия информации, подтверждающей их баснословную стоимость, нет.

Сотрудник Пелоси сообщил изданию Snopes.com, что стоимость одной такой ручки не превышает $15. И что точно такие же ручки используются для торжественного подписания любых других документов в Конгрессе.

Что же касается Трампа, то он, въехав в Белый дом, вслед за Обамой использовал ручку стоимостью примерно $100, но потом и правда перешел на продукцию Sharpie. Но не обычную, а сделанную специально для него с особой гравировкой. Ее стоимость мне точно выяснить не удалось, но уж точно она сильно дороже $2. Так что вброс оказался чистым фейком.

Третий кейс

И напоследок о прекрасном. О поэзии. Как только Путин отправил в отставку правительство Медведева, по соцсетям начала распространяться картинка. На ней слева — фотография уже бывшего премьер–министра, а справа — стихотворение «провидицы» Агнии Барто, датированное 1957 годом с подписью: «Агния Барто знала про этот тандем». Вот эти стихи:

Мы сегодня в цирк поедем!

На арене нынче снова

С дрессированным Медведем

Укротитель дядя Вова.

От восторга цирк немеет.

Хохочу, держась за папу,

А Медведь рычать не смеет,

Лишь сосёт потешно лапу,

Сам себя берет за шкирки,

Важно кланяется детям.

До чего забавно в цирке

С дядей Вовой и Медведем!

Качество стихотворения я оценивать не берусь. Но написала его, конечно, никакая не Агния Львовна. Настоящий автор — современный русскоязычный поэт, живущий в Германии, Михаил Юдовский. И это стихотворение под названием «Цирк» с очевидным политическим подтекстом он написал в 2009 году и опубликовал на сайте Стихи.ру и в своем «Живом журнале».

Но в 2010 году кто-то взял его вирши, приписал их Агнии Барто и сделал оказавшийся вирусным демотиватор. Об этом летом прошлого года рассказал сам Юдовский на сайте isrageo.com. Поэту прислали ссылку на фейсбук очередного «купившегося» на фейк, и не кого-нибудь, а тогдашнего кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга Владимира Бортко. Сейчас, правда, такого поста в профиле Бортко нет. И вот теперь, в начале уже 2020 года, фейковый стишок про тандем получил новую жизнь.