Генеральный продюсер RTVI Сергей Шнуров вернулся из Хабаровска. В блоге он делится первыми впечатлениями о поездке и людях на Дальнем Востоке, которые отказываются принимать новую власть.

Одним днем слетать в Хабаровск, 14 часов в самолете туда и обратно, спать три часа, чтобы увидеть своими глазами то, о чем все говорят. Поверьте, оно того стоит. В этом месте сейчас аккумулировались и вылезли все проблемы большой страны.

В сознании людей есть метрополия — Москва — и есть так называемые регионы, которые являются почти колониями. Ресурсы выкачиваются. Прибыли идут в центр. И если раньше туземцев можно было очаровать стеклянными бусами в виде сетевых супермаркетов, то теперь уже люди не хотят довольствоваться скромными подачками столичной цивилизации. У них начинает формироваться свое представление о том, как им нужно жить. Пусть пока утопическое. Федерализм, ага. Как он есть. Идеальный кейс Фургала как нож вошел в это больное место, и, естественно, крик боли прокатился по всей стране. Можно, конечно, делать вид, что его не слышно, а следовательно, и нет, или он очень тихий. Именно такую стратегию выбрали федеральные СМИ. На мой взгляд, это губительно. Само, даже если и рассосется, в конкретном Хабаровском случае, хотя я как очевидец в этом совсем не уверен, проблему не решит. Отношение к Москве и московским, как к представителям оккупационной власти, никуда не улетучится. Бетонирование легитимной политической жизни саму жизнь не уничтожит. Она, как подземная река, будет потихоньку точить камни и рано или поздно вырвется наружу. Что бетон против воды? Это стихия. Источник власти — народ. Да! И вся не московская Россия немножко еще в это хочет верить.

В Хабаровске эта вера переросла в убеждение. Всю сложившуюся ситуацию люди рассматривают как личное оскорбление и крушение последних надежд. И дело здесь не в конкретных фамилиях, а в принципе. И неважно, что регион сидит на дотациях. Дефицит бюджета. Цифры уже никого не интересуют. Представление о том, что мы живем в богатейшей стране мира и бедствуем, стало народным. Местное самоуправление. Да, как ни странно, они именно за это. За выборность власти. За диалог с народом. За все то, что вроде как, и так должно быть. Но нет. Условный федерализм против условного феодализма. Это то, что я увидел в Хабаровске, где, как в капле воды, отразился океан.

В программе использованы изображения:

— Василий Григорьевич Перов, «Охотники на привале»

— Эдвард Перси Моран, «Покупка Манхэттена»

— Эдвард Мунк, «Крик»

— Адольф Нортерн, «Отступление Наполеона из Москвы»

— Иван Константинович Айвазовский, «Девятый вал»

— Василий Григорьевич Перов, «Чаепитие в Мытищах»

— Иван Константинович Айвазовский, «Буря на море лунной ночью»