С начала лета в российских СМИ стали публиковать видео в поддержку поправок к Конституции. Один (от RT) стал предметом новостей после выступления Артемия Лебедева: по словам дизайнера, его «обманули» со съемками. Второй — от РИА ФАН — завирусился из-за гомофобного посыла, который задел многих. О том, почему этот ужасный по содержанию ролик — отличный пример троллинга, — в блоге руководителя диджитала RTVI Дарьи Пещиковой.

Видеоагитка за поправки к Конституции, которую в итоге YouTube заблокировал за гомофобию, топорна, примитивна, дремуча и, конечно, дискриминационна. И именно этим она идеальна — для тех, кому не принципиально, как (и какую) зарабатывать славу.

Где-то неделю в сетях осуждали и с негодованием обсуждали: насколько карикатурен образ одного из геев в ролике, как сильно не соответствует действительности показанная в нем схема усыновления — и еще тысячу возмутительных деталей.

И чем сильнее разрастался скандал, тем больше казалось, что именно на него создатели ролика и делали ставку. Посудите сами: есть продукт, есть по нему отчетность. Что туда можно записать? Сколько людей удалось убедить в важности голосования за поправки к Конституции? Да нет, конечно. К тому же, и задача такая вряд ли стояла, потому что в исходе этой истории с поправками вряд ли кто-то сомневается.

Ролик, само собой, ничего не изменил. Но делились им практически все. Не могу ручаться, но думаю, что среди консерваторов есть те, кто делился этим видео совершенно искренне и с настоящим одобрением. И уж точно знаю, как и с какими оценками делились им те, чье негодование он вызвал.

Теперь авторы ролика могут записать себе в портфолио безумные охваты такого видео. И, похоже, таким и был их изначальный план. Причем как актер, сыгравший в ролике того самого гея, ни на секунду во все это не верит, так и его авторы, вполне возможно, вообще плевать хотели на традиционные ценности. Зато они знают, чем задеть людей демократических взглядов за живое. И стоит ли этому удивляться, когда речь заходит о «фабрике медиа», которую напрямую связывают с «фабрикой троллей».

Разбросать навоз посреди площади и снимать из кустов, как прохожие возмущенно его обсуждают, — это, конечно, мерзко, но громко. И в этом смысле ролик о геях-усыновителях — идеальная работа троллей.

Не могу тут не вспомнить другой примечательный пример работы РИА ФАН: в прошлом году агентство стало заходить в профили других СМИ и под их сообщениями оставлять ссылки на свои новости с комментариями — мол, вот у нас-то правду про это можно почитать, не то что у них. В восприятии большинства людей, которые ведут страницы медиа в сетях, это, конечно, чистый вандализм. И за такое, как правило, сразу отправляют в бан. Так РИА ФАН напросилось на блокировку у девяти изданий. И следом за каждым баном писало новости о вопиющей цензуре. Причем досталось и нам — хотя на тот момент никто РИА ФАН не блокировал: наши модераторы просто удаляли назойливые комментарии.

Про ФАН и блокировки мы в свое время писали инфошум. По большей части история с роликом сейчас — того же плана, просто масштабнее и, конечно, острее. Возможно, если бы мы не велись на троллинг, его бы стало меньше. Хотя не буду лукавить, я сама сейчас это и делаю: поддаюсь на провокации и обсуждаю то, что все обсуждают. И тут снова хочется повторить: ролик вышел ужасный. Но грандиозный с точки зрения уровня троллинга.