В своем еженедельном блоге главный редактор RTVI-US Станислав Кучер рассуждает на злободневные темы и делится своим мнением о самых актуальных событиях в мире. На этот раз — о том, что такое настоящая свобода и как ее достигнуть.

Привет, друзья!

Сегодня – о том, с чего начать путь к настоящей свободе. «А не кажется ли тебе, что тема „Начни с себя“, „Стань счастливым“ — вот это все уводит разговор о главных проблемах в сторону и отвлекает людей от реальной борьбы с жуликами, ворами и сатрапами, захватившими власть?». Этот вопрос мне задали в одном из комментариев, и я считаю важным на него ответить.

Однажды, когда мне было лет 12, мне пришлось в финальной схватке первенства Орла по дзюдо встретиться с мальчишкой со славной фамилией Зевакин. Я ее на всю жизнь запомнил! Он не был физически ни сильнее, ни ловчее, ни опытнее меня, но у него, сколько я помню, всегда было хорошее настроение. Он был из благополучной семьи, папа его был каким-то начальником, а на соревнованиях за него приходили болеть его очень симпатичные подружки. Я же в тот день как раз поссорился с девочкой, которая мне нравилась, приревновал ее к старшекласснику. И вот минут за 10 до финала я увидел Зевакина в компании девчонок, такого из себя всего успешного и уверенного. А еще на нем было новое дорогое кимоно. Наверное, ему отец из загранкомандировки привез. Мне на такое не хватило бы ни маминой зарплаты, ни папиных алиментов, даже если бы он их регулярно присылал. Короче, я легко разбудил в себе всю классовую и самую обычную ненависть, на которую был способен, и меньше чем через минуту после начала схватки за первое место лежал на лопатках посреди татами. Тренер потом мне сказал: «Тебя злость ослепила. И это была не спортивная злость».

Этого опыта мне хватило, чтобы понять: злость, а тем более ненависть, как говорила моя бабушка, глаза застит и приводит к проигрышу. Я абсолютно поддерживаю всех, кто борется, дерется или воюет за справедливость. Просто, во-первых, борьба с противником всегда имеет больше шансов на успех, если тот, кто борется, бодр, уверен в себе, а еще лучше — по-настоящему счастлив. А, во-вторых… Вот вам еще история. Точнее, историческая притча. Идет человек по городу, вдруг мимо скачет на лошади опричник и с размаху как даст человеку плетью: так, что тот на мостовую упал. И дальше скачет. А человек встает, вытирает кровь с лица и вслед кричит: «Счастья тебе, всадник!». Другой прохожий, который стал свидетелем этой сцены, удивляется: «Ты что, блаженный? Он тебе плетью по лицу, а ты ему счастья желаешь!». И человек отвечает: «Так если бы он счастлив был, разве бы вот так со мной поступил?».

По-настоящему счастливые люди не становятся преступниками, диктаторами, манипуляторами. Именно поэтому пробуждение к поиску настоящей свободы и настоящего счастья я и считаю своей главной задачей. Проблема в том, что под свободой и счастьем многие понимают совсем не то, что они представляют собой на самом деле.

Неделю назад я сказал, что истинные хозяева жизни — не лидеры государств, самых авторитарных, не миллиардеры, не руководители спецслужб, не воры в законе и даже не почитаемые миллионами звезды шоу-бизнеса. Все мы знаем выражение «Жить как король». Как журналист я лично общался с людьми грандиозных возможностей — с бизнесменами от Березовского до Прохорова, с политиками от Чубайса до Путина — и могу констатировать то, о чем мы все с детства и так всё время слышим. Большая власть и большие деньги не делают человека ни свободнее, ни счастливее. Посмотрите на друга Владимира Путина миллиардера Игоря Сечина, который сейчас просит помощи у государства (не для себя, конечно, для «Роснефти», потому что на рынке нефти «драматическое состояние»). Посмотрите на лица этих людей: там не пахнет ни радостью, ни легкостью, ни свободой.

«Жить как король», быть «хозяином жизни» — это значит жить без страха что-либо или кого-либо потерять, без страха быть отлученным от двора, от церкви, от престижной компании, жить, поступая, как считаешь нужным, а не согласно тренду, брэнду или френду. Встречал ли я сам таких людей? Конечно, встречал. И чаще всего это были самые, на первый взгляд, обыкновенные люди.

Как превратить собственный эгоцентризм и потребность в одобрении окружающих в топливо, на котором идти, плыть или лететь по жизни, чтобы хватало сил и энергии на все, что вы сами считаете актуальным: от заботы о близких до борьбы за правое дело? С чего начать?

Конкретно мне помогла работа со знаменитой буддийской формулой. Так или иначе она присутствует во всех мировых религиях, философских учениях, а также современных психологических практиках. Просто Будда изложил ее доходчивее всех. Я, к сожалению, не брал у него интервью. Записи его выступлений не сохранились в ютьюбе. Я оперирую формулировкой, дошедшей до нас спустя две с половиной тысячи лет после физической смерти человека, которого звали Сиддхартха Гаутама. Но повторяю, именно в таком виде эта формула мне нравится больше других. Я сейчас ее назову, а вы не торопитесь отключаться, если услышанное покажется вам банальностью, как однажды и банальностью, и идиотизмом одновременно эта формула показалась мне.

«Мир полон страданий. Корень всех страданий — желание. Путь освобождения от страданий — расставание с желаниями».

Когда я сам еще в институте услышал эти слова, я сразу решил, что это бред, который воспринимать серьезно могут только совсем ущербные люди. Я что теперь хотеть ничего не должен? А как же мое желание стать журналистом, путешествовать по свету, встретиться сегодня вечером с девушкой?

Спустя много лет, когда я всерьез начал изучать природу негатива и конкретно эгоцентризма в себе, я посмотрел на эту формулу другими глазами. И посмотрев, понял: Будда был не идиотом, чтобы призывать отказываться от желаний. В конце концов, он сам распространял свое учение потому что желал этого, а люди приходили слушать его тоже потому что хотели. На современный язык лучше перевести формулу так: «Мир полон страданий. Корень всех страданий — привязанности. Способ избавиться от страданий — научиться не зависеть от привязанностей». Под привязанностями я понимаю те желания, без выполнения которых мы не готовы быть счастливыми.

Поясню, в чем разница. В жизни каждого из нас есть желания, которые могут быть исполнены, а могут и не быть. И от этого мироощущение не сильно пострадает. Например, я приду в ресторан, спрошу у официанта винегрет, а тот мне скажет, что винегрета сегодня нет. Я спрошу: «А что есть?». И если у него будет оливье, овощной салат, свекольный, цезарь или что там еще бывает, я буду рад и другому варианту. Во всяком случае у меня из-за отсутствия винегрета точно не подскочит давление, не участится пульс, меня не накроет депрессия.

Примеры ситуаций можно приводить долго, суть понятна: есть желания, выполнение которых не обязательно для того, чтобы мы ощущали себя счастливыми. И есть другая группа желаний, и не дай бог не будут выполнены они!

Если я не получу конкретно эту работу, конкретно эту девушку (парня), не заработаю денег (желательно достаточно, а лучше много, чтобы достаточно было всегда, а лучше очень много, чтобы достаточно было вообще на все и еще моим детям и внукам), если я не получу этот приз, не завоюю медаль… Вот все эти «если» и есть те самые привязанности, желания, без выполнения которых мы отказываем себе в праве быть радостными чаще, чем грустными. Проще говоря, счастливыми.

Именно это случилось 15 лет назад со мной. Я нашел свою главную привязанность (зависимость от мнения окружающих) и решил перевести ее в разряд условного «винегрета». Есть это самое одобрение — отлично, нет — ничего страшного. Есть другие способы получать удовольствие.

Вообще, когда я стал анализировать происхождение своей радости, я обнаружил, что делаю довольно много из того, что никакой радости мне не доставляет, а диктуется некоей инерцией, связанной с заложенными в меня семьей, школой и трендами программами. Вещи же, которые мне на самом деле нравилось делать, от которых приходило ощущение внутренней наполненности, глубокой, спокойной радости или большого восторга — они ни со статусом, ни даже с профессией особенно связаны не были. Походы в лес или горы, плавание, путешествия, общение с друзьями или с любимой женщиной, знакомства с новыми людьми, написание историй или рассказывание этих историй, пение под гитару (при том что слуха-голоса у меня почти нет) — для того, чтобы делать все эти вещи, совершенно не обязательно было не то что быть ведущим на телевидении, для этого не обязательно было быть даже журналистом. Да, еще мне нравилось говорить правду и критиковать власть за то, что она делала со страной и людьми. И я с удовольствием однажды продолжил это делать, но уже не переживая, похвалят меня за это или нет, и не расстраиваясь, что приходится теперь это делать не на общенациональном телевидении, а на радио или в интернете. Сейчас я искренне рад, что однажды лишился федерального телеэфира. Благодаря этому я освоил другие планеты из галактики под названием «Медиа»: радио, журнал, интернет. А если бы вдруг на планете закрыли вообще все медиа — пошел бы работать, как вариант, учителем или тренером. Способов самореализации больше, чем кажется, когда выбираешь профессию и привязываешься к одному профессиональному воплощению.

Привязанность к чему-то или к кому-то одному — штука вредная не только для того, кто привязан. Если вы привязаны к должности и не представляете, как будете жить, если эту позицию потеряете, вы однажды превратитесь в беспринципного карьериста, который будет ломать жизнь другим, лишь бы эту позицию получить или сохранить. Если вы ставите свое счастье в зависимость от другого человека по сто раз задавая ему и себе вопрос «А он меня точно любит?» — вы обрекаете и себя, и этого человека на большие проблемы. Привязавшись к нему в этом смысле, вы осознанно или подсознательно будете бояться потерять его/ее и в итоге научитесь делать все, чтобы манипулировать этим человеком, контролировать его. Начнете ревновать, и в итоге ваши отношения превратятся ровно в то, из-за чего разрушаются дружбы и распадаются семьи. Там, где страх потерять, там попытки установить контроль и навязать свои правила игры, там, где попытки навязать свои правила игры, там неизбежна манипуляция.

Да, все в этом мире зависит, зависело и будет зависеть друг от друга. Мы все друг от друга зависим, без взаимозависимости невозможна жизнь общества. Прямо сейчас я завишу от оператора Паши, который меня снимает, а он зависит от того, как быстро я закончу говорить, и он сможет поехать домой к жене. Призывать избавляться от таких зависимостей, значит призывать уехать жить в лес (но там ты будешь зависеть от капризов природы, например). С чем нужно расставаться, так это с эмоциональной зависимостью от людей, вещей и событий. Нормально зависеть от других экономически, организационно. Ненормально — зависеть эмоционально, то есть позволять людям и событиям влиять на настроение, состояние духа и ума.

А как же мечты, цели? С ними все прекрасно. После того как со мной случилось то, что я называю теперь «духовным путешествием», я не перестал мечтать и ставить себе новые цели. Наоборот, мечты стали красивее, а цели масштабнее. Разница в том, что процесс стал доставлять куда больше удовольствия, чем результат.

Итак, еще раз: начать путь к внутренней свободе лучше всего с инвентаризации желаний, без выполнения которых вы не готовы ощущать себя счастливыми. Просто уделите этим мыслям минут 15 перед сном или в любое другое время суток: к чему я привязан так, что не могу представить без этого свою жизнь? Вы удивитесь, обнаружив, что очень многое из того, о чем вы вспомните, окажется вашим якорем, а не вашим парусом.

Напоследок одна очень важная вещь, которую мне следовало озвучить еще пару выпусков назад. Путь к настоящей свободе, путь изучения возможностей собственного духа и сознания, на мой взгляд, самое интересное и важное, что может случиться в жизни каждого. Путь этот — чрезвычайно увлекательное, но и очень опасное предприятие. Опасное потому, что падения, срывы, разочарования неизбежны. Многим лучше даже не начинать, потому что, если почувствовать вкус назад, в привычную жизнь вернуться уже не получится. Если у вас есть работа, а там коллектив, интриги, дом, семья, дети (отдельный тренажер духе), будьте готовы оступаться и падать больно, будьте готовы к тому, что близким рядом с вами, особенно поначалу, не всегда будет просто. Зато однажды неизбежно почувствуете, что значит быть настоящим хозяином жизни, по-настоящему любить, жить, да что там, даже дышать начнете по-другому. Так же, но по-другому.