О том, как телевизор лишился «жизни» и о протесте в рок-музыке, рассказал музыкант и лидер группы «Рондо» Александр Иванов. «Рондо» — советская и российская рок-группа, которая собралась в 1984 году. За почти 20 лет творчества музыканты выпустили семь альбомов.

Три цитаты Александра Иванова о том, почему с экранов телевизоров исчезла альтернативная музыка

  • «Телевидение изменилось, когда пришли рекламодатели. С тех пор те, кто работают на ТВ, превратились в подчиненных богатых людей, несущих деньги огромными чемоданами. Поэтому теперь по телевизору люди видят 30 минут рекламы и четыре — самих фильма или программы»
  • «Также на музыкальную политику каналов повлиял вопрос Юрия Шевчука Владимиру Путину в 2010 году. Он тогда спросил президента о проблемах в стране и необходимости демократизации. Заметил, что „патриотизм плакатом не создашь“. Но Путин не смог нормально ответить, и ему это, конечно, не понравилось. После такого альтернативная музыка, представителем которой был Шевчук, исчезла, осталась же только проверенная эстрада»

  • «У творческих людей началось разочарование, когда их лишили платформы для высказываний. В итоге эфир превратился в то, что есть сейчас на Новый год”. Александр Иванов считает, что такой музыкой развращают современную молодежь.

О протесте в рок-музыке

У рок-музыки много ответвлений. Есть и романтический рок, и протестный. В Лондоне, в середине XX века молодежь пела о бунте, о противопоставлении себя и своего образа жизни устоявшимся правилам. А вот рок-н-ролл в отличие от рок-музыки носил развлекательный характер. Это была музыка свинга, твиста, там не было протеста. Вот, что о политическом роке говорит Александр Иванов:

Но потом появились The Beatles,The Rolling Stones, которые были не согласны с тем, что происходит в мире, например, им не нравилась война во Вьетнаме или положение среднего класса. И они начали писать песни с политическим подтекстом.

В России есть общепринятая установка, что 80-е — это время того самого рока, который говорит о свободе и требует перемен. И, кажется, что власть тогда слышала музыкантов — в стране начались гласность и перестройка. Но все равно многие концерты запрещались, а рокерам приходилось много встречаться с полицией и объяснять свои выходки.

О поддержке музыкантами Бориса Ельцина в 1996 году

«В 1996 году у молодых людей был выбор между постоянными запретами, вызывами в КГБ, к которым все привыкли в СССР, и свободой, самовыражению»

— вспоминает музыкант.

В 90-е многие рокеры поддерживали Ельцина. Тур «голосуй или проиграешь» не был финансово интересен артистам, но они все равно поехали по стране — поддержать своего кандидата. Как говорит Александр Иванов, «музыканты и люди творческие не хотели возвращения в старый тоталитарный режим, в котором они не были свободными».