На троих
11:04
23 Января 2019 г.
«Меня уверяли, что нам всем оторвут головы». Алексей Красовский о «Празднике», сатире на власть и допросе в полиции
Поделиться:

«Меня уверяли, что нам всем оторвут головы». Алексей Красовский о «Празднике», сатире на власть и допросе в полиции

Видео
«Меня уверяли, что нам всем оторвут головы». Алексей Красовский о «Празднике», сатире на власть и допросе в полиции
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Режиссер и сценарист Алексей Красовский дал большое интервью Алексею Пивоварову и Тихону Дзядко в программе «На троих».


Алексей Красовский рассказал:

  • Почему его вызывают на допрос в полицию (и почему он это игнорирует)

  • Боится ли он реального тюремного срока

  • Из-за чего YouTube заблокировал «Праздник» и может ли фильм выйти в широкий прокат

  • Почему местом действия картины режиссер выбрал именно блокадный Ленинград

  • Из-за чего у него не получилось сделать фильм про «закон Димы Яковлева»

  • Почему он считает, что российское кино ждет революция 

Теперь программа «На троих» выходит на отдельном YouTube-канале
Подписывайтесь, ставьте лайки и смотрите интервью первыми!

Алексей Пивоваров

«Интерфакс» сообщил, что вас вызывают в полицию. Когда вы идете и понимаете ли, о чем вас там спросят?

Алексей Красовский

Я понимаю, о чем с нами хотят поговорить. Это недвусмысленно дали понять и мне, и моему исполнительному продюсеру. Мы не ходим. Пусть приводят силой.

Алексей Пивоваров

То есть вам принесли повестку, а вы ее проигнорировали?

Алексей Красовский

Я все игнорирую: и звонки, и повестки, и все на свете. Пусть приводят силой. Пусть доказывают, что я преступник и вашим зрителям, и вам, и так далее. Я не преступник, я это доказал, показал в кино.

Алексей Пивоваров

Мы с Тихоном в этом не сомневаемся, но это неожиданный ответ. Я не ожидал.

Тихон Дзядко

Признаться честно, я тоже. Это все связано с какими-то финансовыми вопросами?

Алексей Красовский

Нами заинтересовались два следователя. Один искал экстремизм-терроризм — он перестал нас беспокоить, очевидно, не найдя ни того, ни другого. Второй занимается экономическими делами и коррупцией. У него есть помощники, которые продолжают нас домогаться, желают найти что-то крамольное в том, как мы сделали кино. Эти люди, догадываюсь я, не верят, что я снял фильм за свой счет. Доказать мне это несложно, но мне не хочется этого делать в принципе.

Тихон Дзядко

Вы сегодня в фейсбуке описывали какие-то сложности с получением переводов от зрителей. В чем суть?

Алексей Красовский

Ох! Знаете, нам не хватит передачи, чтобы рассказать. Я надеюсь, что я умею снимать кино, но, как выяснилось, собирать деньги таким образом я пока не умею. До того, как начать этот сбор средств, я открыл счет на PayPal. Выяснилось, что он охотно принимает пожертвования, но очень неохотно их отдает. Там нужно пройти сначала верификацию, потом идентификацию, потом прийти в «ларек», в который приходите, кладете паспорт, вам выдают чек, снимают 100 рублей — это не помогает. Вам нужно потом прийти еще раз. Словом, это долгая утомительная процедура.

Эти деньги пока зависли в этом облаке. Они приняты, но я не могу ими воспользоваться. Они не поступают на мои счета, хотя вроде бы счета я подтвердил. Я написал в фейсбуке краткое содержание этого всего: это безумно долго, утомительно и невероятно. То же самое примерно происходит со Сбербанком, который примерно одну девятую платежей переводит. То есть я вижу, у меня приходят сообщения, их много. Они приходят каждую минуту или каждые пять минут.

Алексей Пивоваров

То есть вам капают деньги, а вы не можете их забрать?

Алексей Красовский

А я их не вижу в Сбербанке. Я захожу, открываю платежку, а там нет этих денег. Просто их нет. С одной стороны, вроде бы поступили — по счету 900 я вижу какой-нибудь там… Мы часто с детьми читаем иногда сообщения, например, Марк Александрович перевел 100 рублей, а Зинаида Александровна — 300 рублей. Я говорю, что вот брат и сестра отправили деньги, брату не понравилось, а сестре понравилось. Комментируем, в общем. Это такое развлечение. Денег этих… Может быть, они когда-нибудь придут.

Алексей Пивоваров

Может быть, как раз об этом следователь и хочет рассказать, как нужно получить эти деньги.

Алексей Красовский

Наверное, но я сомневаюсь. Мы же тоже умеем гуглить этих людей по их телефонам, которые они оставляют, и видим тоже, чем они занимаются в свободное от работы время. Например: они продают конфискованный товар, автомобили.

Тихон Дзядко

То есть те люди, которые перечисляют…

Алексей Красовский

Нет, не те, которые перечисляют, а те, которые вызывают нас на допросы. Их номера мы видим, мы тоже умеем гуглить их номера, и видим, чем они занимаются.

Тихон Дзядко

Последний вопрос в этом направлении. YouTube блокирует-разблокирует при том, что уже больше миллиона просмотров, насколько я понимаю. Что происходит?

Алексей Пивоваров

Сейчас разблокировано все, да?

Алексей Красовский

Сейчас разблокировано, да. Поскольку вмешались в дело вы и другие средства массовой информации, им, видимо, пришлось сохранить репутацию перед какой-то мировой общественностью, и они это разблокировали. Плюс у меня, к счастью, появился «куратор» русской территории YouTube.

Алексей Пивоваров

В Google, к которому относится YouTube.

Алексей Красовский

Наверное, да. Я плохо разбираюсь. Просто он представился человеком, который может мне помочь.

Тихон Дзядко

«Здравствуйте, буду куратором».

Алексей Пивоваров

Его телефон вы не гуглили?

Алексей Красовский

Я ему поверил. Первое чудо, которое он совершил: мы выложили фильм, и у нас был какой-то страшный перевес, очень мало оскорбившихся было, те люди, которые ставят дизлайки. Их было очень мало. Я обратил внимание: «Вот в 12 часов выйдут они на работу, и вы увидите, как они оскорбятся». Ровно в 12 часов они вышли на работу, массово оскорбились, произошел перевес, а YouTube совершил вот это чудо. Они подстригли число этих дизлайков.

Алексей красовский (3 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

В связи с чем было заблокировано, вы так и не поняли?

Алексей Красовский

Сейчас я догадываюсь. Просто накануне я вел стримы, я показывал зрителям своих актеров, кухню, режиссера монтажа, крауд-продюсера. У меня открытая статистика, если вы рекламодатель или просто интересуетесь, вы можете туда зайти внутрь и посмотреть все: увидеть аудиторию и увидеть самое главное, что нравится самому YouTube. Вы увидите, что, если зритель три минуты выдержал этого фильма, он дальше смотрит до конца. Это нравится рекламодателям. Они понимают, что этот продукт зрителей по каким-то причинам устраивает.

Может быть, они потом оскорбятся и напишут письмо в прокуратуру, но они терпят до самого конца и уходят только на титрах. Этот график и все эти цифры я показал. То есть вы можете врать что угодно своей аудитории — я сейчас про федеральные каналы — говорить, что большинство недовольно. Большинство, как они написали, «даже поленилось поставить какой-то значок». Они считают, большинство все равно недовольно.

Но есть графики, есть цифры, они открыты. Они говорят статистику, что есть большой шар, и там зрители смотрят кино, и они его смотрят немножко по-другому, не так, как вы хотели предсказать.

Алексей Пивоваров

Окей. В общем, вся эта история с блокировкой счастливо на сегодняшний день разрешилась?

Алексей Красовский

Да, и нам даже вернули качество. Спасибо им. Даже вернули субтитры, которые тоже куда-то пропали.

Алексей Пивоваров

Хорошо. Давайте дальше говорить про кино. Мы сейчас скажем, как мы этот фильм увидели, а вы скажете, лестно это для вас или наоборот досадно. Значит, я скажу про себя. Я посмотрел и увидел — про художественные смыслы поговорим чуть позже — в первую очередь гражданское высказывание. Конечно это никакая не комедия про блокаду, как говорилось очень долго.

Этот фильм такой злобный шарж на зажравшуюся элиту, которая не живет жизнью своего народа. Не хочет ею жить, хотя иногда рефлексирует по этому поводу, особенно при соприкосновении с народом. Она настолько привыкла и сжилась с двойной моралью и враньем, которое эта двойная мораль генерирует постоянно, что весь мир вокруг них стал как кокон, и окружает сплошным тотальным обманом. Вот в этом я вижу ваше гражданское высказывание.

Тихон Дзядко

Я соглашусь, наверное. Я лишь внесу коррективу, что, на мой взгляд, это высказывание даже не гражданское, а политическое.

Алексей Пивоваров

Вам досадно такое восприятие, или оно вам льстит?

Алексей Красовский

У вас до начала съемок была девушка, которая махала кисточкой, гример. Вот примерно то же ощущение. Мне приятно, что вы раскрыли какие-то тайные или не очень тайные замыслы, но, по-моему, они просто на поверхности валяются. Вот то, о чем вы говорите. Да, это и гражданское, и политическое высказывание. Потому что и задеть этих паразитов хотелось, и психологически как-то на них воздействовать.

Как уже проговаривал, у моих героев есть совесть, а у тех людей, которые сегодня врут с экранов телевизоров, зарабатывая колоссальные деньги на этом, — этой совести нет, этот режим отключен. Я-то своих героев еще хоть как-то могу полюбить, а вот тех, к кому это кино в главную очередь обращено, думаю, нет.

Алексей Пивоваров

Оно обращено к сегодняшним нашим современникам?

Алексей Красовский

Конечно же. Мы снимали современное кино, не буду обманывать.

Тихон Дзядко

Раз уж вы снимаете современное кино, вы в персонажах фильма видите каких-то конкретных персонажей из современной жизни, которые им соответствуют, или какие-то типажи?

Алексей Красовский

Прямых аналогий не было, безусловно. Хотелось как-то совокупно их собрать и сразу ударить по всем вместе.

Алексей Пивоваров

Теперь больше про художественную форму хотелось бы. Уже многие, кто фильм посмотрел, и я тоже, скорее назовут это не фильмом, а телеспектаклем таким. Добрым старым советским телеспектаклем. Мне кажется, что вы это сделали намеренно — собственно, в интервью «Дождю» вы говорили, что телеспектакли были одним из референсов — чтобы увеличить вот эту ходульность персонажей, увеличить дистанцию между условной реальностью и этими персонажами. Уменьшить их естественность, показать их тотальную неестественность, лживость. Я прав?

Алексей Красовский

Да. Так эксцентричней получилось бы вот в этом пространстве. Отчасти, признаюсь, это еще и вынужденная мера. За неделю до смены объекта, у нас, конечно, были другие, немножко более грандиозные, планы. Нам отказал объект, мы пришли в этот. За три дня вынуждены были многое переосмыслить. Мы хотели в другом месте снять, где кино, может быть, было бы чуть побольше. К сожалению, иногда обстоятельства нами руководят, и приходится подстраиваться. Телеспектакли, вот эта манера существования эксцентричная, как в ситкоме, быстрее, живее.

Алексей Пивоваров

Вы в недавнем интервью рассказывали, как вы ставили задачу Алене Бабенко. Она спрашивает вас, какое животное она, а вы ей говорите: «Белочка». И она руки не опускает ниже пояса. Действительно, если это услышать, это сразу заметно. Вы жанрово как поставили задачу? Вы сказали, что это комедия? Ситком? Эти слова вы произнесли актерам?

Алексей Красовский

Конечно. Они это сами поняли. Кастинг был тоже для меня тест. Потому что были, вы не поверите, молодые актеры, которые не понимали, какой это жанр. Они спрашивали: «А кто в конце кого убил?» Или были вопросы: «А что, это правда были какие-то спецталоны что ли? Были спецпайки?» То есть люди действительно, особенно живущие в Москве, не понимали. В Петербурге знает примерно каждый про то, что было разделение.

Алексей красовский (20 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

В Москве кто-то не знает, что в Советском Союзе были спецпайки?

Алексей Красовский

Во всяком случае, про блокаду кажется, что там голодали все одинаково. Мысль про то, что Жданов у нас диабетик, вот недавно открылась.

Тихон Дзядко

Кстати, актеры, которые в итоге снимались в фильме, они ваши единомышленники в этом политическом высказывании? Или для них это в первую очередь кино или телеспектакль? Работа?

Алексей Красовский

Как вы умудряетесь задавать вопросы, на которые мне всегда трудно отвечать. Это вопрос больше, наверное, к ним. Мне не хочется, что называется, их и подставлять в этом смысле, сказать: «Да, они все против партии жуликов и воров, за все хорошее против всего плохого». Я не знаю их всех так близко и хорошо лично. Они мои единомышленники в творческих порывах и высказываниях, тут мы заодно. Шутка про жулье родилась на съемочной площадке, я ее мгновенно поддержал, ее не было в сценарии. Если вам это что-то раскроет, подскажет.

Алексей Пивоваров

Шутку про жулье поясните, потому что большинство зрителей не смотрело пока фильм.

Алексей Красовский

Там есть сцена, в которой герой Яна Цапника просит дочь не шутить про партию, оговаривается и вместо «это жилье нам предоставила партия» он говорит «это жулье». Это родилось вот на площадке.

Тихон Дзядко

Если вернуться к телеспектаклю, вы на какие-то конкретные советские телеспектакли ориентировались или в целом на образ?

Алексей Красовский

Нет, мне понемножку нравилось все. Я даже в YouTube в комментариях выложил отрывок из «Летучей мыши», где идет пикировка «собака Шульца». Мне ужасно нравится этот диалог.

Алексей Пивоваров

А, вот в этом смысле вы говорили, что вас вдохновляла «Летучая мышь»?

Алексей Красовский

Да, и оперетты, телеспектакли. Признаюсь, я какое-то время даже жил мечтой снять такой ситком про советских артистов, которые в этом жутком советском быту — такая «антиоттепель», знаете — ходят на киностудию «Мосфильм» сниматься в английском телеспектакле. Вот они, оставив эти авоськи и все это безобразие, надевают твиды и идут джентльменами такие.

Алексей Пивоваров

Вот как Виталий Соломин и Василий Ливанов выходили с Бейкер-стрит и шли в советскую очередь — вот этот слом меня всегда тоже интересовал. Как вам кажется, почему жанр телеспектакля, который так высоко развился в свое время на советском телевидении, умер?

Алексей Красовский

У нас много что умерло. У нас были потрясающие телесериалы. Не поверите, я разговаривал с создателями сериала «Доктор Хаус», которые были здесь в Москве, даже они смотрели наши сериалы! А мы их не наследуем. Потрясающий мини-сериал «Противостояние» Арановича — его мало кто знает. Очень рекомендую пересмотреть.

Нет фильмов про то, как это создавалось. Многие люди еще живы. Я считаю, их надо допросить с пристрастием: «Как вы создали такие шедевры?». Был восхитительный сериал «И это все о нем», где все приемы и технологические инструменты потом были в сериале «Остаться в живых» и работали. Были все перевертыши в каждой следующей серии.

Алексей Пивоваров

Про то, что сериалы у нас умерли, с вами многие поспорят, потому что хорошие телесериалы в России сейчас есть. А почему нет телеспектаклей? Как вам кажется, почему этот жанр скончался?

Алексей Красовский

Потому что у нас нет независимой журналистики в широком смысле. Много чего у нас умерло, потому что пришли какие-то циничные наглые люди, которые не любят телеспектакли и кино. Вот вам достаточно зайти в какую-нибудь успешную сейчас работающую киностудию, которая производит, и послушать как кастинг-директор сидит на телефоне и разговаривает с артистами. Как только завершает разговор она всех кроет. Она ненавидит это. Она ненавидит этих людей. Вот поэтому. Тогда это все-таки как-то любили. Я разговаривал с этими людьми. С них сдували пылинки.

Алексей Пивоваров

Вас послушать, такое впечатление, что «Золотой телец» всех забодал.

Алексей Красовский

Да, это правда.

Тихон Дзядко

В недавнем интервью «Дождю» вы рассказывали историю создания фильма. Сначала вы хотели снимать историю про наших российских дипломатов в какой-то африканской стране, где они очень высокомерно относятся к местным жителям. Потом посольство собираются закрыть, дипломаты в шоке, потому что они там прекрасно живут и не хотят уезжать, и пытаются устроить там революцию. В какой момент вы решили поместить этих дипломатов в блокадный Ленинград в 40-е?

Алексей красовский (10 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Красовский

Когда все написал. Это самая противная часть работы сценариста, когда вы ставите точку, включаете режиссера и понимаете, что вы не хотите это снимать, потому что грань условности слишком приподнята. «Чего я вру?» — я вдруг себя спросил. Все это же самое было в блокаду, и мне не надо сочинять и придумывать африканскую страну. Этой «африканской страной» был Ленинград. Эх, сейчас все оскорбятся, я чувствую.

Я понял, зачем мне врать, когда все это было, и все это было жестоко, даже более обострено, не нужно превращать это в бурлеск. Можно попытаться все-таки по этой тонкой грани комедии попробовать рассказать эту историю там. Я все переписал.

Алексей Пивоваров

Алексей, знаете, мне только сейчас пришел в голову этот вопрос. Мы уже с вами проговорили, что это история про современность. Почему вам не поместить было бы действие на современную Рублевку?

Алексей Красовский

Зачем?

Алексей Пивоваров

Ну вы же адресуетесь к современным персонажам. Вы сами это говорите. Вы про них, грубо говоря, снимаете.

Алексей Красовский

Да, но, смотрите, это была бы… Не только про них все-таки. Да и про нас тоже, про нас вот с вами в том числе. Будем говорить откровенно, вот люди, которые снимают кино, более независимы от… Нас чуть труднее посадить в тюрьму все-таки. Я вот могу пока игнорировать, я не знаю, чем это закончится.

Алексей Пивоваров

Кирилл Серебренников, наверное, тоже так мог говорить до какого-то момента.

Алексей Красовский

Да, я понимаю, но… Не о том речь. В блокаде все это более обострено. Вот эта наглость людей. Вы заметили, наверное, вся последующая цепь событий, с начала того, как начали наше кино запрещать, как раз и доказала, что именно туда и надо было обернуться.

Все федеральное телевидение развернуло вот эту сумасшедшую машину, чтобы доказать, что не было привилегий, что не было льгот, что Жданов был диабетик, что он был пухлый из-за какой-то особой формы диабета, которая как-то странно переваривала углеводы. Словом, они начали путаться в показаниях и еще сильнее заврались. Я думаю, что помести я это в «сейчас», наверное, это не было бы так больно им. А задеть их очень хотелось.

Тихон Дзядко

Вы понимали, что эта тема породит то развитие, которое мы сейчас с вами обсуждаем и все наблюдаем, тем самым фильм начнет жить какой-то своей жизнью уже, продолжая эту вашу идею? Не было ли в этом какого-то сознательного плана?

Алексей Пивоваров

Вас, конечно, упрекают и упрекнут еще не раз в том, что это все маркетинговая стратегия, изначально продуманный план продвижения.

Алексей Красовский

Каждый раз, когда мне это заявляют, что это все ради хайпа — трудность доказательства обратного примерно такая же, как доказать, что у меня нет хвоста сейчас. Гипотетически я могу сейчас снять штаны, развернуться к камере и показать, что нет хвоста. Доказать, что это не было планом, возможно, но примерно так же придется поступить — идти издалека. Доказывать, что я четыре раза пытался снять это кино, ходил к продюсерам. Мы собирались, готовились, они срывались и так далее.

Алексей красовский (18 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

В последний момент отказывались?

Алексей Красовский

Да. Когда я рискнул своими деньгами, наверное, это говорит о том, что все-таки это не маркетинговая стратегия.

Тихон Дзядко

Я имею в виду даже не совсем это. Я имею в виду, что не было ли у вас понимания и желания не просто снять кино, но сделать такой некий перформанс?

Алексей Пивоваров

Когда есть камерное кино и есть совершенно огромный оффлайновый скандал.

Тихон Дзядко

Который подтверждает те самые идеи, которые вы в это кино закладывали.

Алексей Красовский

И снова у меня есть доказательства. Я всех уговариваю. Если действительно в этом хочется разобраться, можно забраться на planeta.ru, на краудфандинговую платформу, и убедиться, что если бы я хотел паразитировать на этом акционизме, вы бы увидели, что я специально все сделал открыто. Я начал эти сборы, они были неудачными…

Тихон Дзядко

Я не про деньги сейчас спрашиваю.

Алексей Красовский

Смотрите, я мог бы сборы фильма, особенно, когда это случилось — скандал, продлить. Это самый простой способ, чтобы зрители могли… У меня была площадка, прекрасная, удобная planeta.ru. Приходим все сюда и продолжаем этот хайп. Я закрыл это, мы были никому там не интересны. Мы собрали 127 тысяч рублей. Вся эта шумиха… В какой-то момент мы выдохнули и сказали: «Ну вот». Ничего за этим нет. Это скорее было больше нужно вот этой партии власти, которая хотела показать: «Нет, будет кино сниматься только так, как мы скажем, только по нашим правилам». Вот и все, что случилось дальше.

Тихон Дзядко

У меня вопрос был не про деньги, а именно про перформанс.

Алексей Пивоваров

Он возник сам собой, Тихон. Тут уже никогда нельзя запрограммировать. Извини, что я тебе отвечаю.

Алексей Красовский

Мне предрекали, что он будет. Все эти люди, кроме последних продюсеров, уверяли, что обязательно будет какой-то скандал. Мне писал один очень крутой инвестор, который говорил, что вам всем головы оторвут, включая актеров. До этого еще не дошло, но, в общем…

Алексей Пивоваров

Ну вы сознательно поехали в том направлении.

Алексей Красовский

Поскольку он так часто говорил по разным поводам, я подумал, что, наверное, шутит.

Алексей Пивоваров

Не могу тогда не спросить. Если бы вы знали, что будет такая реакция, вы бы все равно взялись за этот фильм и все бы сделали так, как сделали?

Алексей Красовский

Нет конечно. Я бы сделал все по-другому, но сделал бы все равно.

Алексей Пивоваров

То есть фильм про семью на фоне блокады вы бы все равно сняли?

Алексей Красовский

Да. Я бы поменял занавески, я бы открыл окна, я бы снимал ночью.

Алексей Пивоваров

Все бы изменилось радикально. Смотрите, не нами замечено, Антон Долин, по-моему, писал в рецензии, очень хвалебной на самом деле, на ваш фильм, что уже сложился такой канон невозможности в России. Что вот невозможно смеяться над некоторыми вещами. Невозможно смеяться над войной, хотя мы помним, что были прекрасные фильмы «Большая прогулка», «Жизнь прекрасна». Все они прекрасно проходили и в советском, и в российском прокате.

А теперь вроде как невозможно стало. В этой связи мы хотели у вас уточнить, как вам кажется, над чем сейчас более запретно смеяться? Над темой войны или над элитой? Потому что все-таки фильм «Смерть Сталина» запретили явно потому, что измывались над советской элитой и над товарищем Сталиным лично.

Алексей красовский (16 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Красовский

Мы же понимаем, что у нас Сталин-Путин. По сути это измывательство все равно невольно над ним, потому что защищая Сталина, неся к нему венки, плача перед его памятником, люди все равно просят: «Ну приди такой же, защити». Я читаю комментарии, даже злобные, под фильмом. Они все равно сводятся именно к тому, что пора прийти вас в ГУЛАГ отправить, расстрелять, повесить и так далее. Я верю, что не все они сумасшедшие, люди скучают по этому времени. Смеяться над властью сейчас тоже, наверное, крамольным кажется, но я считаю — надо. А как их еще побеждать?

Тихон Дзядко

Вам кажется, насмешка над элитой сегодня для тех, кто оскорбляется, оскорбительнее, чем некий неканонический разговор про события войны?

Алексей Красовский

Чтобы не оскорблять элиту беззлобно, а хочется уж если оскорблять, то серьезно — поделил бы элиту ну ту, которая властители умов, допустим, вы, и на элиту, которая просто тупая, которая наворовала эти деньги. Они не могут никогда объяснить, откуда у них их столько, они никогда никого не научат их в таком количестве получать. Вот эти тупые люди могут обижаться. Они могут выходить на экран, идти обещать Навальному набить рожу и так далее. Вот эти люди — да, над ними надо смеяться. Они сами себя высмеивают, устраивая перформансы куда круче, чем мы.

Алексей Пивоваров

У меня складывается ощущение, что вы намеренно дразните гусей и ставите эксперимент на себе. Чем это лично для вас закончится. Если совсем прямо сказать: заберут или не заберут. Вы ставите на себе сейчас такой эксперимент?

Алексей Красовский

Мне… Не знаю. Надо мной, мне кажется, его ставит жизнь. Мы ставим эксперименты над… Я больше про художественные задачи. У меня их миллиард, я хочу их решить. Все это меня страшно отвлекает. Мне не нужен, честно вам скажу, ни акционизм, ни вот эта вся шумиха. Я хочу снимать, писать. За то время, пока я разбирался с PayPal, я бы написал пять сценариев. Это бесит.

Алексей Пивоваров

Это некоторое лукавство. Вы же живете в реальной российской действительности. Я про это говорю, а не про ваш фильм. Про то, что вы сейчас говорите. Вы сильно дразните гусей, вы это понимаете?

Алексей Красовский

А вы оскорбляете сейчас кого, называя гусями?

Тихон Дзядко

Вы рассказывали в интервью, что изучали много документов о блокаде, в том числе «Блокадную этику». И вы, конечно, знаете историю этой фотографии.

Алексей Пивоваров

«Блокадная этика» — это книга историка Сергея Ярова.

Тихон Дзядко

Можете рассказать историю этой фотографии?

Алексей Красовский

Мне больше нравится трактовка вот этих «ромовых баб»…

Алексей Пивоваров

Мы сейчас поговорим про трактовку, давайте сначала, если вы помните, про фото, или мы сами расскажем?

Алексей Красовский

Хочу сказать главное: ничего из того, что есть в документальных материалах, не вошло в картину. Все, что есть в фильме, — чистое вранье. Абсолютное вранье, еще раз это придется повторить, чтобы меня не ловили на том, что брюки не носили, волосы так не зачесывали…

Алексей красовский (2 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Мы далеки с Тихоном о того, чтобы сравнивать ваш фильм с документальной хроникой. Мы понимаем, что это высказывание, что это аллегория. Мы сейчас все-таки хотим немножечко поговорить про саму блокаду и про ее восприятие. Поэтому мы вас и попросили рассказать про эту фотографию. На самом деле, мы можем сами про нее рассказать. Или вы?

Алексей Красовский

Хорошо. Рассказывайте вы.

Алексей Пивоваров

Это знаменитая фотография, по поводу которой было очень много споров с тех пор, как она появилась. Еще в советское время. Потому что Даниил Гранин, знаменитый писатель, один из авторов блокадной книги, был первым, кто сказал, что эта фотография точно снята в декабре 1941 года, уже голод. Эта фотография сделана в Ленинграде, и это «ромовые бабы», которые пекут для Смольного.

0_b04ac_137b8180_orig.jpg
Фотография:
А.Михайлов / ТАСС

С ним потом многие спорили, находили корреспондента ТАСС, который туда ездил. Мы даже сейчас не будем обсуждать саму фотографию, а мы бы хотели прочитать комментарий, который к этой фотографии дал министр культуры Владимир Мединский.

Тихон Дзядко

В своей книге он пишет: «Все начинается не с фактов, а с интерпретаций. Если вы любите свою родину, свой народ, то история, которую вы будете писать, будет всегда позитивна». Скажите, Алексей, а вы любите свою родину и свой народ?

Алексей Красовский

Люблю, но мне очень нравится, повторю, в этой фотографии то, как пытались это интерпретировать. Вы знаете это, нет? Это гораздо интересней. История фотографии всем известна, но как ее начали опровергать… Когда начинает придумываться вот эта красивая ложь, которая была, по-моему, феерична… Люди придумали, что вот эта фотография нужна была для того, чтобы сломить дух фашистов, которые, видя фотографию несломленного сытого города, понимали, что блокада неудачна.

То есть эта фотография будто бы постановочная, для того чтобы сломить дух фашистов. Это, по-моему, дико смешно и нелепо. Это вот как раз та ложь, которую пытаются украсть у нас. Мне кажется, мы-то имеем на это право, у нас художественное произведение. А когда этим занимается пропаганда, придумывая и извращая смыслы, это жуть.

Алексей Пивоваров

На самом деле это ведь важный вопрос. Что говорит Мединский? Он же, в общем, не ерничает, это вполне легитимная точка зрения. Вот мы так интерпретируем эту фотографию, и мы представляем историю своей страны как историю великих героев, как череду славных страниц, как череду побед, несгибаемой воли и так далее. Почему вам не близка такая точка зрения, Алексей?

Алексей Красовский

Если закрыть глаза на то, что это вранье, вранье и снова вранье… Я приведу сейчас простой пример, он покажется не имеющим к этому отношения, потом я докажу, что все-таки имеет. Прямо сейчас, если вы откроете афишу кинотеатров, вы увидите, что «Мэри Поппинс» — потрясающий мюзикл, всех уговариваю на него сходить — идет от силы в 14 кинотеатрах. В то время как патриотическое кино можно найти везде. Оно идет повсеместно.

Алексей Пивоваров

«Т-34» вы имеете в виду?

Алексей Красовский

Я не только «Т-34» имею в виду. «Полицейский с Рублевки» и другое российское кино. Так вот, те задачи, которые выполняет и поручает выполнять министр Мединский через своих людей, через нас, кинематографистов, приводят к тому, что, если бы Роб Маршалл, снявший «Мэри Поппинс», был российским режиссером, и все эти люди, которые поставили блестящие номера и написали потрясающие стихи — они были бы безработными. Не понимаете?

Алексей Пивоваров

Пока нет.

Алексей Красовский

Этот фильм сейчас собрал где-то 200 миллионов рублей, сильно меньше, чем милитаристическое кино, на которое тратятся умопомрачительные деньги.

Тихон Дзядко

Например, «Т-34» собрал два миллиарда.

Алексей Красовский

Все это раздвигается ради того, чтобы творить вот эту историю! Вот этот фейк о том, что эти пирожные нужны для того, чтобы сломить дух фашистов, или, на самом деле, как мы думаем или знаем, накормить Смольный. Вот это все вранье делается для того, чтобы люди менее талантливые, чем Роб Маршалл, чем, не знаю, еще какие-то журналисты, специалисты, были менее востребованы. По итогам этой деятельности они будут, извините, беднеть, нищать и мучиться с PayPal в том числе.

Алексей красовский (11 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

А, все, я вас понял. Конкретно Роб Маршалл, конечно, не обеднеет от того, что в России его фильм покажут меньше.

Алексей Красовский

Кто знает. Но обеднеют наши зрители. Потому что это тоже культура, она не может быть русской или азиатской, она мировая. Мы снимаем, надеюсь, кино для всего мира. Так бы мне хотелось думать.

Тихон Дзядко

После подготовки фильма, съемок и того, что произошло после его публикации в YouTube, какое у вас сложилось восприятие блокады на личном уровне?

Алексей Красовский

Сейчас убираю все улыбки с лица, потому что я много историй слышал, пока мы готовились. Если вы снимаете независимое кино, вы уговариваете дать вам мебель, костюмы и так далее. Вы начинаете рассказывать свою историю, а вам рассказывают в ответ свои. Они, конечно, гораздо более страшные, чем то, что вы собирались рассказать, веселя и развлекая зрителей. Это такой пласт, такой серьезный тяжелый ковер, который мне даже страшно было поднимать и разбираться.

На самом деле, тем, которые там есть, я даже близко не коснулся. Не затронул темы морали в первую очередь, когда меняется человеческая психика. Главное даже не сам момент выживания, он еще хоть как-то оправдан тем, что у людей физиологические потребности выступают на передний план, а в момент, когда все это заканчивается, ты начинаешь жить нормально. Теперь тебе надо как-то объяснить то, что было до этого: то зло, которое ты совершил, те принципы, которые ты нарушил, те законы, которые ты все к чертовой матери переломал.

Вот это близко, наверное, к нашему состоянию, моему, в том числе, переживанию. Это возвращаясь к теме, люблю ли я свой народ. Люблю и страдаю, болею за него так же, как, наверное, и он в массе своей за всех своих предков. Блокада для меня еще медицинский термин — как способ перестать чувствовать что-то, не рефлексировать на ту боль, которая там была. У меня тоже болит, как ни странно. Я не мог этим не поделиться. Вот.

Алексей Пивоваров

Я все время себя технологом называю в своей профессии, объясню сейчас, почему. Мне интересен момент вот этого перелома и момент принятия решения, когда успешный режиссер-дебютант, фильм которого («Коллектор» с Хабенским) превознесли до небес совершенно заслуженно, решает снять кино и совершить поступок, который с большой долей вероятности поставит крест на всей вашей дальнейшей профессиональной деятельности как режиссера? Что произошло? Был какой-то побудительный повод? Что-то случилось? Или вы один прекрасным утром проснулись и поняли, что не могу так жить?

Алексей Красовский

Начнем с того, что «Коллектор» был последним в череде сценариев, написанных мной как человеком, уставшим бороться и пробивать стены. «Праздник» был написан до «Коллектора». Я не мог его поставить, и от бессилия я понял: «Я сейчас напишу историю, в которой уже будет не шесть актеров, а один. Уж я ее точно сниму, в конце концов, с самим собой в главной роли».

Я написал сценарий про закон Димы Яковлева, написал сценарий «Праздника», написал много чего еще. Забыть о том, что это написано, и сказать «а теперь я буду успешным и ездить по фестивалям» я не мог. Потому что у меня были эти темы, которые для меня были важнее, чем «Коллектор». «Коллектор» был просто моим пропуском, моим билетом в полнометражное кино.

Алексей Пивоваров

В высшую лигу, прямо скажем.

Алексей Красовский

Это не высшая лига, поймите. Двери открывались к куче скучных чиновников по большей части, не к настоящим продюсерам. Они все время взвешивают риски. Даже если им светят какие-то колоссальные прибыли, они все равно считают: «А вот здесь, может быть, все-таки нам прилетит, да ну нафиг. Не надо нам 300 миллионов рублей».

Тихон Дзядко

Ну теперь-то после «Праздника» вы эти двери закрыли для себя.

Алексей Красовский

Я эти закрыл, открылись другие. Они не были для меня как-то настежь раскрыты. Они открылись, они выслушали, они предложили свои истории. Я сказал, что я хочу снимать свое кино. Вот мы расстались.

Алексей Пивоваров

А что вам предлагали? Вам предлагали комедии? Ситкомы? Патриотические драмы?

Алексей Красовский

Да все подряд предлагали. Мне предлагали «Временные трудности» снять, которые сейчас сняли с Охлобыстиным. Я отказался. Много разного предлагали. Про Екатерину предлагали снять сериал, но я не хочу ничего делать для федеральных каналов совсем.

Тихон Дзядко

Вы упомянули сейчас по сценарий фильма про закон Димы Яковлева. Можно чуть поподробнее, что это за история? В каком жанре?

Алексей Красовский

Это роуд-муви, приключенческое кино, опять же с элементами комедии, несмотря на то что заявка истории достаточно тревожная, печальная. Два американца, которые приезжают в Россию, полгода здесь живут, собираются удочерить девочку, которая очень больна, и ей нужна срочно операция. Вступает в силу закон Димы Яковлева, у них забирают этого ребенка.

Они вместо того чтобы, как все остальные законопослушные американцы, убраться назад, похищают этого ребенка. Абсолютно это спонтанное решение женщины. Они несутся через всю Россию, потому что нужно спасти ребенка. Как меня научили в Лос-Анджелесе говорить — я все рассказал сейчас неправильно, потому что они не знают, что за закон Димы Яковлева. Эта история рассказывается в 25 слов примерно так: два иностранца, приезжая в чужую страну, нарушают ее законы, чтобы спасти жизнь больного ребенка. Вот.

Алексей Пивоваров

А финал какой? Хэппи-энд?

Алексей Красовский

Да, как ни странно.

Тихон Дзядко

А какова судьба фильма сейчас? Этот сценарий лежит и ждет своего часа?

Алексей Красовский

Да. В Америке я не смог найти на него инвесторов, потому что, повторяю, они не знают, что это за закон Димы Яковлева. Они считают: «Какой бред. Зачем страна запрещает другой стране спасать детей? Этого закона быт не может».

Алексей Пивоваров

А вы прям ездили показывали?

Алексей Красовский

Да, меня пригласили после «Коллектора» туда. Там, кстати, еще более широкие интересные двери открылись. Там я проявил себя тоже кретином, который сказал: «Я очень хочу снимать свое кино и не хочу снимать чужое».

Тихон Дзядко

Я вот слушаю, Алексей, то, что вы говорите и то, что вы говорили в интервью нашим коллегам с телеканала «Дождь», вы оппозиционер?

Алексей Красовский

«Вы шпион?» Наверное, да.

Тихон Дзядко

Или как там в интервью было: «Вы работаете в ГРУ?»

Алексей Красовский

«Вы либераст?». Дальше еще обычно идет.

Тихон Дзядко

Вы считаете себя оппозиционером?

Алексей Красовский

Ну да, считаю, наверное. Ну я хожу на митинги. Наверное, да.

Алексей Пивоваров

Как вы относитесь к Алексею Навальному?

Алексей Красовский

Замечательно отношусь. Некоторые его считают просто харизматичной личностью, но я считаю, что дело, которое он делает, замечательным. Мне все равно, как он относится к фильму. На всякий случай скажу: «Алексей, если хочется поругать — ругайте на здоровье». Это не отменит моей симпатии к его штабу. Сегодня это больше, чем единица человеческая.

Алексей красовский (4 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

А фильм про Навального хотели бы снять?

Алексей Красовский

Я бы хотел, чтобы мои дети, наверное, его сняли. Сейчас нужна дистанция. Это лучше сделать документально. Я не документалист.

Алексей Пивоваров

Ну, документальные работы уже есть. Наш коллега Андрей Лошак снимал.

Тихон Дзядко

Есть еще, кстати, такая точка зрения на ваше кино «Праздник», что фильм не столько о властной зажравшейся какой-то элите, сколько о прикормленной интеллигенции. То есть это такой ваш своеобразный привет и либеральному фейсбуку.

Алексей Пивоваров

Нашей ленте, так сказать.

Алексей Красовский

Не хочется повторять эту историю с происхождением названия «Праздник». Да, наверное. Я причем в первой части до рекламы это уже повторил. Во многом. Да и про нас тоже, про меня тоже. Я честно скажу, у меня тоже были соблазны, когда я не мог устоять. Мне казалось, а может быть это даст какие-то возможности и так далее. Я соглашался на эти условия, потом дико раскаивался, жалел и так далее.

Алексей Пивоваров

Вот я и пытался у вас выяснить этот момент, когда вы принимаете такое решение: «Никогда не соглашусь». Это разовое какое-то событие или все-таки растянутое во времени? «Не пойду на компромисс».

Алексей Красовский

Да почему? Я живой человек, конечно я иду на компромиссы какие-то. Иду, потому что кажется, что вот здесь у меня будет больше возможностей для моей творческой группы, здесь я не буду тесниться в этих четырех стенах, будет больше времени и так далее.

Алексей Пивоваров

Я попрошу вас объяснить эту прекрасную вещь, которую вы во время рекламы сказали. Почему вас не пугает тюрьма?

Алексей Красовский

Ну я же не совсем так сказал. Мой отец очень часто сидел в тюрьме, в колониях. Большая часть моего детства прошла в том, что мы его навещали там, навещали здесь. Я видел этих людей в погонах и в своем доме тоже довольно регулярно. Поэтому сказать: «А не хотите ли снова это повидать?». Ну, окей. Придут — значит, повидаем еще раз.

Это не та опасность, которая меня сильно пугает. Сумасшедшие, которые могут плеснуть кислотой в глаза, лишить работы — да, они меня раздражают сильнее. Что с ними делать — непонятно. То, что их покрывает власть, а мы это знаем, это тоже нам понятно, вот это меня бесит, раздражает сильнее. Но тоже не пугает, потому что с ними что-то надо делать.

Алексей Пивоваров

Давайте к кино вернемся.

Тихон Дзядко

Да. У вас в одной из главных ролей Тимофей Трибунцев. Он же сыграл одну из главных ролей в короткометражке Жоры Крыжовникова «Нечаянно». Там тоже встреча Нового года заканчивается черт-те чем.

Алексей Пивоваров

Массовым убийством.

Тихон Дзядко

Массовым убийством, да. Там, по-моему, три трупа. Чем-то в этом смысле, не поймите меня неправильно, ваши фильмы кажутся похожими. Есть?

Алексей Пивоваров

Не только Трибунцевым. Как вам кажется, это случайная похожесть?

Алексей Красовский

Не знаю, наверное, случайная. Я не вдохновлялся, хотя мне очень понравился фильм.

Алексей красовский (22 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

У меня есть объяснение, мы с Тихоном обсуждали. Мне кажется, она совсем не случайная, знаете почему? Потому что и тот, и другой фильм про такой ад русского человека. Только Жора снимает про тот ад, который внутри, а вы снимаете про тот ад, который снаружи, от которого эти люди отгородились, а на самом деле, по факту, сами его и создали.

Алексей Красовский

Как мы сейчас польстили Жоре. Ну да, наверное. Я не умею снимать про внутренний ад.

Алексей Пивоваров

У Жоры хорошо получилось, согласитесь.

Тихон Дзядко

Раз уж заговорили про Жору Крыжовникова. Вы смотрели его сериал «Звоните ДиКаприо»?

Алексей Красовский

Я смотрел пилот, дальше я просто не успел посмотреть. С удовольствием посмотрел бы остальные серии. Мне понравилась первая серия.

Алексей Пивоваров

Он просто тоже про зажравшуюся элиту, про другую такую, артистическую как раз, с очень неожиданным поворотом.

Алексей Красовский

Не рассказывайте, я досмотрю. Просто было некогда.

Алексей красовский (27 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Еще один сериал, о котором все говорят в последнее время — «Домашний арест». Вы смотрели?

Алексей Красовский

Я тоже видел первую серию.

Алексей Пивоваров

И как вам? По ней о многом можно судить. Честно скажу.

Алексей Красовский

Как… Я не знаю. Я все время следую принципу деонтологии «не ругай никогда коллег». Ух! Поймали врасплох. Первую серию я видел, в общем. Я составил о ней тоже впечатление. В общем, я хотел бы ограничиться обсуждением этого пилота. Не знаю.

Тихон Дзядко

Судя по всему, следующие серии вы смотреть не будете?

Алексей Красовский

Не буду. Нет. Я все понял.

Тихон Дзядко

Министр Мединский тут когда-то на днях, по-моему, сказал, что готов рассмотреть вопрос о прокатной лицензии, если за этой прокатной лицензией обратятся. Вы будете добиваться проката?

Алексей Красовский

Нет.

Тихон Дзядко

Почему?

Алексей Красовский

Да зачем?

Тихон Дзядко

Затем, чтобы фильм увидело как можно больше народу.

Алексей Красовский

Ох. Мне бы хотелось, чтобы министр Мединский добивался возможности для людей, которые что-то умеют делать, более легких способов добраться до зрителя. Он это не делает. Министерство только мешает нам в том, чтобы доносить наше кино до зрителей. Поэтому не знаю.

Алексей красовский (23 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

Есть некая система, которая может нравиться, может не нравиться, но вот так устроено. Нужно получать прокатное удостоверение, и тогда вас показывают в кинотеатре. Вам представит человек, выдающий прокатное удостоверение, истории про 25 европейский стран, Америку и Канаду, где есть тоже свои некие принципы, как все это работает. Вы говорите: «Нет, пусть сами приходят».

Алексей Красовский

Я вам расскажу, как будет. Вы приходите в кинотеатр, вас запирают в каком-то маленьком зальчике, тут едут самолеты, гаубицы, не знаю, и вы там с 15 зрителями что-то показываете. Ради чего все это?

Алексей Пивоваров

Ну а так и этих 15 не было бы и не будет.

Алексей Красовский

Надо людям дать обратить внимание, что хорошее кино, к сожалению, сегодня придется добывать как руду.

Алексей Пивоваров

Раз вы сами заговорили про эти гаубицы, которые едут. Параллельно с вашим фильмом вышел этот мега-хит «Т-34», все города увешаны рекламой. Мы не хотим его обсуждать, потому что мы не видели, но мы видели вполне себе хорошие рецензии от уважаемых рецензентов, которые говорят, что этот фильм про войну без идеологии, без Сталина. Что в этом плохого? Такие фильмы ведь тоже, наверное, нужны. Патриотическое кино на тему Второй мировой, как наши победили гитлеровцев в смертельной схватке.

Алексей Красовский

С производственной точки зрения это обязательно нужно делать. Я видел не весь этот фильм. Я был в студии Алексея Гусева, который делал спецэффекты к этой картине. Я видел последнюю схватку, она потрясающая. Я понимаю, что я, как создатель, как продюсер, не могу порадовать зрителей, озадачить работой студию Алексея Гусева и других ребят, которые делают эти потрясающие спецэффекты. Они должны расти, они должны на чем-то учиться. Ради них такое кино делать надо. Ради будущего моих детей — не уверен.

Алексей Пивоваров

Почему?

Алексей Красовский

Я приведу простой пример. Я обожал фильм «Офицеры», после которого я ужасно хотел поехать воевать в Афганистан, ни черта не понимая.

Тихон Дзядко

Сколько вам было лет?

Алексей Красовский

Когда я учился в школе, 14, 15 или 16 лет. Все это время мне казалось, что круче профессии, чем военный, быть не может. Мама плакала и говорила: «Ни за что!» При этом меня брали в десантные войска, и там у меня все было хорошо со здоровьем. Меня послали прыгать с парашютом и что-то там еще. В общем, страна нуждалась в героях.

Я понимал, что во многом это вина вот этих картин, которые убеждали людей, что надо умирать за страну, что это так классно и здорово лечь под какой-то танк, принести эту жертву во имя страны, каких-то идеалов.

Это чушь собачья просто. Это ужасно. Так нельзя делать. Нельзя делать даже хорошее кино во имя вот этой омерзительной цели призвать людей на войну. Будем говорить откровенно, все, что происходит сейчас — это милитаризация сознания.

Тихон Дзядко

Не поймите меня неправильно, это не вопрос «а что там у хохлов», но мы же знаем, какое количество подобного кино есть, например, в Соединенных Штатах. К этому кино у вас такое же отношение?

Алексей Пивоваров

О священном долге погибнуть за родину.

Алексей Красовский

Там происходит и много другого кино. Там есть, насколько я могу видеть, конкуренция, и она более-менее честная. Там нельзя зрителя, и уж тем более владельца кинотеатра, который сам его построил или купил, заставить показывать что-то другое. Нашего заставляют. Они переживают, боятся. Плюс эти прокатные удостоверения, которые пока еще бесплатны.

Вы помните времена, когда их хотели сделать, по-моему, за пять миллионов рублей? Это же омерзительная ситуация. Почему я должен идти выклянчивать это все? Словом, нет, там далеко не такая же ситуация. Там честная борьба, честная конкуренция, насколько я могу видеть по кассовым сборам.

Алексей красовский (9 of 27).jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Кстати, а почему вы в Афганистан не попали в итоге, если вас брали, и все уже было?

Алексей Красовский

Там, насколько я помню, закончилось уже все к этому времени, когда я уже закончил школу.

Алексей Пивоваров

А вы в армию пошли в итоге?

Алексей Красовский

Не-а. Я пошел в медицинский институт.

Алексей Пивоваров

Понятно.

Тихон Дзядко

Вот есть режиссеры: Андрей Звягинцев, Борис Хлебников. Очень успешные и почитаемые как здесь, так и на Западе, которые снимают артхаусное кино, успешны на фестивалях. Но все их фильмы (или почти все) оставляют какое-то чувство безысходности. Такое «все плохо»! «Левиафан», «Нелюбовь» Звягинцева, «Долгая и счастливая жизнь» Хлебникова и так далее. Как вы видите себя, вы этим путем пойдете или есть какой-то светлый путь? Роуд-муви американской семьи, которое заканчивается хэппи-эндом.

Алексей Красовский

Я хочу снимать, в первую очередь, жанровое кино, не фестивальное, не «задумчивое». Я хочу снимать жанровое кино, где будут приключения, сюжет, повороты сюжетные, где зритель будет недоумевать, как он до этого додумался, и так далее. Я хочу водить зрителя за нос, я хочу удивлять. Повторяю, я не умею добывать пищу, убивая зверей, поэтому мой способ согреться у костра — рассказать какую-то интересную историю. Если я не заслужил этого — значит, меня прогонят и съедят волки.

В первую очередь, я хочу рассказывать жанровые истории: комедии, драмы, приключенческие комедии. Про которые вы не скажете, что это что-то, что невозможно объяснить или тем более пересказать. «Праздник» или «Коллектор» вы сможете пересказать, в отличие от чего-нибудь другого.

Алексей Пивоваров

Мы сегодня с вами тоже говорили, что в советском кинематографе и в советском кино на советском телевидении было много хорошего. Тем не менее оно рухнуло вместе с Советским Союзом. Один из фильмов, на которых закончилось советское кино, было знаменитое «Покаяние» Тенгиза Абуладзе с этой знаменитой фразой: «Зачем нужна дорога, если она не ведет ко храму?». На ваш взгляд, каким будет кинематографический выход из нынешней эпохи?

Алексей Красовский

Революционным.

Алексей Пивоваров

Революционным с точки зрения кино? То есть это будет «Броненосец „Потемкин”», или просто снаружи кинотеатра произойдет революция, и все зрители выбегут участвовать в ней?

Алексей Красовский

Нам придется вместе со зрителем сделать совершенно другие платформы, другой способ доставки зрителю контента, нашего продукта, другой способ повествования — все придется переделать. Надо понимать, что мы живем в широком распахнутом мире. Снимать кино сегодня только вот для этого узенького зрителя, говорящего только на русском языке — это время прошло. Это уже скучно, неинтересно.

Нужно стремиться удивить и Украину, которую хочется снова взять в друзья, и другие страны. Словом, для этого нужно придумывать что-то грандиозное. Эта задача сложнее и интереснее для всех. Это, повторяю, взаимное движение. Зрителю тоже придется совершать какие-то шаги в нашем направлении. Будет интересно, я уверен.