Реклама
На троих
16:50
26 Апреля 2019 г.
Алексей Учитель: «Матильда», Поклонская, рок-н-ролл
Поделиться:

Алексей Учитель: «Матильда», Поклонская, рок-н-ролл

Видео
Алексей Учитель: «Матильда», Поклонская, рок-н-ролл
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Режиссер Алексей Учитель дал большое интервью Алексею Пивоварову и Тихону Дзядко в программе «На троих».


Алексей Учитель рассказал:

  • Может ли успешный опыт Владимира Зеленского в кино помочь (или помешать) ему на посту президента Украины

  • Как режиссерам стоит относиться к тому, что премьеры их фильмов отменяют и переносят по политическим соображениям

  • Почему депутат Наталья Поклонская требовала запретить фильм «Матильда», но при этом не стала его смотреть

  • О каких событиях будет рассказывать его новый фильм, посвященный Виктору Цою, где самого персонажа музыканта не будет

  • Как он познакомился с участниками Ленинградского рок-клуба и сделал первый советский документальный фильм о рок-музыке
Алексей Пивоваров

Мы всегда начинаем программу с актуальных тем, сегодня не будем делать исключение. Вот недавние выборы в Украине, все их обсуждают. Победил Зеленский. В России две противоположные точки зрения, что это все цирк, и, наоборот, что это все — настоящая демократия, учитесь у Украины. Вам какая ближе?

Алексей Учитель

Мне кажется, что там присутствует и то, и другое. Выборы прошли и, судя по всему, нет никакой подделки в подсчете и вкидывания бюллетеней, судя по таким мощным результатам, с трехкратным преимуществом, по-моему. А что будет, каков новый руководитель, учитывая его актерские и прочие данные, мне трудно сказать. Потому что есть примеры, и их не так мало. Рейган тоже неплохо руководил огромной страной, поэтому посмотрим, посмотрим…

Тихон Дзядко

А если бы вы снимали фильм про эти выборы, в каком жанре было бы это кино? Драма, триллер, мюзикл, комедия, ситком?

Алексей Учитель

Я бы не снимал.

Алексей Пивоваров

Вам это не интересно как тема, как материал?

Алексей Учитель

Нет, абсолютно. Мне может быть интересно: Зеленский — это маска? Что у него в голове? Какие-то парадоксы в этом человеке мне были бы интересны, но сами выборы — нет.

Алексей Пивоваров

А вам как кажется, это маска? Он же актер.

Алексей Учитель

Безусловно.В этом, наверно, главный интерес и проблема: он сам будет принимать все решения или нет?

Алексей Пивоваров

Или за него будет принимать условный Коломойский, как все говорят.

Алексей Учитель

Ну да.

0sel_20190425_2449.jpg
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Алексей Пивоваров

А как вам вообще кажется: актеру проще быть публичным политиком, чем чиновнику?

Алексей Учитель

Думаю, что труднее.

Алексей Пивоваров

Труднее? Почему? Кажется, что наоборот.

Алексей Учитель

Смотря какого ранга этот актер. Если хороший актер, то не может быть такого, что он поменял то, чем он занимался. Это все равно дело родное и настоящее, если это хороший актер. Поэтому это раздвоение, которое происходит мне не очень нравится. Я понимаю, если бы он на сцене изображал некоторых политиков, и благодаря этому какое-то отношение у него было. А когда он сам, и когда его начинают копировать как политика, сочинять какие-то байки и прочее, тогда, наверное, надо зачеркнуть то, что было у него раньше. Не то, чтобы зачеркнуть… Это такое предательство самого себя. Если ты личностный человек и у тебя это то, чем ты занимался и отдавался весь. Я такие примеры знаю, и на моих глазах они происходили. Как актеры могут и не играть, а жить и верить. Когда человек целый год, как Машков в фильме «Край», ходил в одной гимнастерке, пока шли съемки. Это не преувеличение. Не уезжал на выходные, научился водить паровоз (ему выдали удостоверение), сам это делал. Вот тогда это, как бы сказать…

Алексей Пивоваров

То есть полное вживление в шкуру человека?

Алексей Учитель

Абсолютно. Не просто погрузиться в своей голове, а еще и внешне прожить. Это не каждый способен. Ему даже состригли волосы за четыре месяца до съемки. Я говорю: «Зачем, Володя?». «Нет, я хочу уже быть таким». Такой фанатизм и такая отдача — это да. А если ты начинаешь уходить в другую сторону… Сейчас, правда, и Машков стал руководителем театра, посмотрим, как отразится на этом его актерская деятельность.

Тихон Дзядко

Сейчас с выборами Зеленского интересная история заключается в том, что во многом он стал президентом благодаря образу, который был в сериале «Слуга народа».

Алексей Учитель

Я не видел этот сериал.

Тихон Дзядко

Я, признаться, тоже видел только пару серий. Но так или иначе многие говорят, что многие жители Украины голосовали за героя фильма по фамилии Голобородько, а не за Зеленского. Но вопрос не в этом. Если кино так важно и так влияет на сознание граждан (и в конечном счете избирателей), то, может быть, правильно наше российское государство пытается как-то контролировать эту сферу? Получается, что это такая стратегически важная индустрия, за которой нужно следить.

Алексей Учитель

Контролировать, мне кажется, это преувеличение. Во-первых, государство дает основные деньги, и поэтому существует российский кинематограф. Если бы их не было, думаю, никакого кино у нас бы не было. Они выступают в роли такого своеобразного продюсера. Поэтому, поверьте, я всю эту кухню знаю хорошо и, скажем, в 80% (а может и больше) — это та категория фильмов, в которую они никогда не вмешиваются.

Хотя, с моей точки зрения, государство имеет право заказать несколько фильмов, и кто-то их осуществит. Они, скорее, выбирают из того, что присылают, и отмечают какие-то вещи, но вмешательства в это нет. Мы знаем примеры, когда не выдают прокатные удостоверения, эти случаи были. И то — в основном нероссийскими фильмами.

Алексей Пивоваров

Например, «Смерть Сталина» — один из самых громких примеров последнего времени.

Алексей Учитель

Я считаю, что не выдавать [прокатное удостоверение] — это абсурд, потому что это такая черная комедия, абсолютно никого не оскорбляющая, с моей точки зрения. Я очень хорошо знаю продюсера этого фильма, и он настроен к нашей стороне не то, что лояльно, а может даже больше. Поэтому у меня не было никаких мыслей. Это не желание оскорбить, а желание сделать довольно серьезные вещи в каком-то другом стиле, форме и жанре.

Алексей Пивоваров

А вот, например, последний, который сейчас обсуждается, — фильм Павла Лунгина «Братство» про войну в Афганистане. Его не стали выпускать на 9 мая, перенесли на один день. Лунгин согласился. Вы бы стали бороться в такой ситуации?

Алексей Учитель

Конечно, стал бы. Поскольку я прошел историю с «Матильдой», которую пытались запретить, а не просто передвинуть на один день. И, кстати, опять же, государство повело себя довольно правильно в этой ситуации: выдало прокатное удостоверение вовремя, и фильм вышел, довольно широко. Я просто считаю, что любой человек — сенатор, депутат, министр, чиновник или кто-то с улицы — никто не может ничего требовать запретить. У него может быть свое мнение о фильме. Пожалуйста, высказывайте, хочешь — подавай в суд. Но запретить показывать фильм хоть 9 мая, хоть 10, может только закон. Все остальное — это вкусовщина, которая абсолютно не имеет никакого отношения. А некоторые пытаются устроить из этого какую-то политическую составляющую, что мы не должны давать зрителю, народу смотреть на какой-то другой взгляд. Если это взгляд на любого персонажа— на Цоя, Шостаковича, Николая II, если это авторский взгляд, который не нарушает законов, то никаких запретов быть не может.

0sel_20190425_2447.jpg
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Тихон Дзядко

Чем вы объясняете следующую ситуацию: ведь фильм Лунгина рассказывает о событиях 30-летней давности, там уже, собственно, про вывод войск из Афганистана. И речь идет о той власти, которой уже давно нет, и государства этого уже нет. Ваш фильм «Матильда» тоже повествует о событиях более чем столетней давности. Что это за такая странная преемственность, которая выражается в как будто бы обиде за другую власть?

Алексей Пивоваров

«Смерть Сталина» — то же самое. Обиделись за товарища Сталина.

Алексей Учитель

В случае с Лунгиным, мне кажется, многие из тех, кто воевал, все-таки живы. Предполагаю, что они могут посмотреть, и что-то им не понравится. Но опять-таки, еще раз повторю, это личное мнение. Лунгин так увидел, и я думаю, что он делал это не для того, чтобы оскорблять. У нас, знаете, иногда происходят странные вещи: говоришь правду, а тебе в ответ: «Нет, это неправда, это все было не так». Хотя абсолютно точно так это и было. Это парадокс.

Когда с «Матильдой» была вся эта котовасия, я даже придумал такую формулу. Я говорю: «Покажите документ, что этого не было». И сразу все стихает, потому что это все рассуждения, которые построены на таком же авторском взгляде, скажем, известного депутата. Вот она видит так. Ну ради бога, пускай вам приснится такая ситуация, это возможно. Но это не значит, что ты должен свое авторское видение делать приоритетом, и только эта позиция должна стать основной для выпуска того или иного произведения. Я, например, могу вам сказать, я это не раз говорил: мне кажется, что иногда руководство РПЦ стало вмешиваться в какие-то идеологические вещи. Это касается, кстати, и «Матильды»тоже.

Тихон Дзядко

Это мягко сказано.

Алексей Учитель

Могу вам сказать, что до сих пор фильм «Матильда» не показан ни по одному каналу, хотя имеет на это все официальные бумаги.

Алексей Пивоваров

Это, кстати, любопытная вещь: здесь у нас была Наталья Поклонская несколько недель назад. И с ней действительно неловко спорить. Потому что ей говоришь: «Это факты, опубликованные в мемуарах Матильды Кшесинской, там, там и там». И нам с Тихоном казалось, что придет такой упертый догматик, который руководствуется политической линией. Но нет, пришла женщина, которая действительно в это верит. Мы посмотрели на нее, она правда в это верит.

В связи с чем к вам вопрос. Как вам кажется, вот эта ее массированная священная война с вашим фильмом —это все-таки была личная эмоция и ей двигала искренняя вера в святость Николая II, или все-таки за ней стояли& циничные расчетливые ребята, (а может, и не ребята, а серьезные люди), которые двигали и манипулировали ею?

Алексей Учитель

Нет. Я не знаю, кто ей манипулировал, честно вам скажу. Хотя я вижу, что некоторые съемки, когда она обращение в прокуратуру в видеоформате посылала, они были сняты с нескольких камер, не на телефон это сделано, а более-менее серьезно. И кто-то, наверно, это финансировал. Но мне кажется, что это искренне. Я с ней виделся всего три минуты и задал ей только один вопрос: «Давайте посмотрим фильм, а потом скажете». То есть, говорите все то же самое, только посмотрите, потому что она же… Не знаю, может быть она тайно ночью и посмотрела, но я думаю, что это не так.

Алексей Пивоваров

Нет, она сказала, что не смотрела.

Алексей Учитель

Мое обращение к ней было только одно: «Пожалуйста, говорите все что угодно, но только после того, как вы посмотрите». Но тогда это не будет такой карикатурой — не видел, но все знаю. И она отказалась, естественно. Я думаю, что это тоже такой своеобразный фанатизм. Есть психика, есть то… Когда в Крыму уже начинает мироточить бюст последнего императора, то здесь уже становится немножко не по себе.

Алексей Пивоваров

Как вам кажется, сейчас уже оглядываясь назад, весь этот скандал не был ли следствием не столько действий Поклонской, сколько горячего противостояния ей со стороны ваших защитников, что они подняли пламя этого скандала на огромную высоту, защищая ваше право снимать? Грубо говоря, было бы тихо — никто внимания бы не обратил.

Алексей Учитель

Нет. Защищались мы довольно скромно, мы не делали резких заявлений. Отвечали с помощью адвокатов, очень много сделал Константин Добрынин. Я иногда закипал, честно говоря, и готов был бросаться в какие-то ответные словесные меры. Мы не стали этого делать. Я думаю, это правильно. Мы четко действовали согласно законам, а не вступали в перепалку, этого не было. Слава богу, нормальных людей еще много.

Алексей Пивоваров

У вас была сильная армия защитников. Еще даже до выхода фильма.

Алексей Учитель

Дело, как мне кажется, не в «Матильде». Просто так сошлось, что на этой картине сконцентрировалась какая-то борьба, и не только Поклонская, поскольку за этим стояли какие-то преувеличенные факты, что сотни писем, что проводилась специальная экспертиза под копирку, оказалось, что якобы в Думу поступали письма протеста, — это все оказалось блефом. Но сошлось то, что если бы мы не победили (а я считаю, что мы победили, потому что фильм все-таки вышел), если бы этого вдруг не случилось, это бы развязало руки очень многим. Тогда бы, я думаю, фильм Лунгина вышел бы не 9-го и не 10-го.

Например, много фактов, когда в запрещали, снимали [постановки]. Мне кажется, что было очень важно победить, чтобы фильм вышел широко на экраны. И дело не в названии фильма, а в том, что это произошло и всем остальным дали понять, что не так просто будет, если кто-то еще захочет убрать картину или фотографию с выставки, или что-то в спектакле не понравится. Парадокс в том, что сейчас каждый может заявить: «Мне кажется, что я прав, давайте запрещать».

Тихон Дзядко

То есть принцип. Наверно, уже завершая разговор про «Матильду»…

Алексей Учитель

Да, уже пора (смеется).

0sel_20190425_2444.jpg
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Тихон Дзядко

Скажите, был ли этот скандал виной не слишком удачной прокатной судьбы ленты?

Алексей Учитель

Нет, вы ошибаетесь. Мне неудобно это говорить, но прокатная судьба, при том что мы не имели ни одной рекламы на телевидении, а все билборды, которые висели в Москве, были демонтированы за два дня, то есть никакой внешней рекламы, кроме интернета, не было, тем не менее фильм собрал 550 миллионов рублей. Это очень хорошая цифра для исторического кино.

Если вы вспомните фильм «Батальон» или еще какие-то, мы их обошли, при этом, повторяю, не имея рекламы. Мне на это говорят: «Ну у вас такая была реклама потрясающая». Но прокат имеет свои законы. Да, первую-вторую неделю это срабатывает, а на третьей надо поднимать тех людей, которые только сидят у телевизора, а это очень большая часть.Это уже технология проката.

Алексей Пивоваров

А телевизионной поддержки не было?

Алексей Учитель

Абсолютно никакой.

Алексей Пивоваров

И как вы уже упомянули, ваш фильм ни разу не был показан в федеральном телеэфире.

Алексей Учитель

Я надеюсь, я уверен, что это произойдет.

Алексей Пивоваров

Вы уже говорили, что без поддержки государства кино сегодня снимать невозможно. Это относится к любому кино или только к большому, тому, что называется «зрительское»?

Алексей Учитель

Вы знаете, кино — это очень дорогое удовольствие. И если думать о зрителе, то надо снимать за очень большие деньги, особенно жанровое кино: с современными спецэффектами, компьютерной графикой и так далее. Это относится к любой картине. Скажем, в той же «Матильде» очень много графики. Проблема в том, что фильмы не окупаются. Даже с огромными показателями нескольких картин это еще не означает, что они окупились, потому что бюджеты огромные. Сейчас основная задача для кино, как мне кажется, — помимо государственных денег искать и другие. Мы это делаем. Но нельзя сказать: «Ребята, мы заработаем на этом фильме», никто не верит, и правильно делают. Пока это редчайшие случаи. Но они есть и с каждым годом увеличиваются.

Если мы сумеем прорвать эту стенку и нам начнут доверять и вкладывать уже частные деньги…Только что, например, заработал фонд, который создал Роман Аркадьевич Абрамович. И если вот это будет происходить, мне кажется, что мы можем выйти и на более высокий уровень.

Тихон Дзядко

Недавно был пример фильма, который был снят полностью что называется «на свои» — это фильм Алексея Красовского «Праздник», так же не получивший прокатное удостоверение, насколько я понимаю. Как вам эта картина?

Алексей Учитель

Я только читал сценарий, картину не видел. Я пытался тоже каким-то образом ее защищать, потому что, понимаете, блокада — это и мое больное место. Мой отец был оператором и снимал всю блокаду, все те кадры, которые вы видите, и делал картины как режиссер. Моя мама прожила всю блокаду. Это тоже парадокс — мне кажется, что до сих пор не сделано ни одного правдивого и мощного фильма о блокаде. Нет такого.

Тихон Дзядко

Вас разве это удивляет?

Алексей Учитель

Да, удивляет.

Тихон Дзядко

Потому что правда будет порой нелицеприятной?

Алексей Учитель

Да, вы абсолютно правы. А без этого не может быть факта искусства тоже, если мы говорим какие-то «полувещи». У меня был в руках один сценарий о блокаде, и он до сих пор существует, мы о нем периодически заводим речь. Очень интересный сценарий, который говорит правдивые вещи. Причем он здорово написан. Но там есть факт людоедства.

Алексей Пивоваров

Но это есть во всех мемуарах.

Алексей Учитель

Это есть во всех мемуарах, была пьеса, забыл фамилию автора, которая даже шла в Москве, было несколько показов, а потом ее тоже сняли. Страшно, действительно, страшно. Кажется, что это невероятно, но это было. Другое дело, надо ли на этом педалировать и делать только об этом. Но, повторяю, мне кажется, это надо сделать талантливо как минимум по ремеслу. Но этого пока нет, и это тоже моя боль и в силу памяти о родителях, и всех, кто, извините за пафос, погиб в блокаду. Я об этом все время думаю, вспоминая этот сценарий. С финансовой точки зрения он очень дорогой. Я думаю о том, что даже массовку найти, чтобы это соответствовало, очень сложно. Надо, чтобы сотня человек год как-то специально питались. Я не знаю. Просто так — захотели и сняли, этого не может быть.

Что касается фильма «Праздник», я не видел в сценарии того, о чем многие говорят. Протестуют против того, что взгляд автора этой картины на блокаду показан немножко с другой стороны. Это не значит, что там нарушены какие-то правила. Да, наверное, такие факты были. Другое дело, надо ли выносить это вперед как основное, потому что, еще раз повторяю, правды о блокаде нет. И то, что в этом фильме, — это может быть как некая сторона, но все равно она (особенно для людей, не знающих, что творилось) может создать впечатление «а может быть так и было». Но это, скорее, авторский подход, а не глобально — «не годится, и все».

0sel_20190425_2450.jpg
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Алексей Пивоваров

Давайте поговорим о ваших текущих проектах. Было много сообщений, что вы будете снимать фильм про Виктора Цоя. Потом были сообщения, что вы его отложили на это лето. Что с ним сейчас происходит? В каком он статусе?

Алексей Учитель

Скажем так, это история не то что бы личная, но во всяком случае я наблюдал за тем, что будет в этом фильме. Я знал и Виктора.

Алексей Пивоваров

Вы автор известного документального фильма «Рок» о рок-музыке 80-х.

Алексей Учитель

Вообще, когда я начинал снимать фильм «Рок», если хотите, я расскажу...

Алексей Пивоваров

Да, расскажите.

Алексей Учитель

Я знал Гребенщекова, а остальных — нет. Времена были такие переходные, они такие типа: «Кто ты такой, тебя часом не подослали?». Я как раз выбрал Цоя, он мало говорил, как известно. Я говорю: «Слушай, давай мы поставим камеру у тебя в кочегарке, когда ты будешь дежурить, буду я, звукооператор и оператор. И просто будем тебя снимать. Ничего у тебя просить не буду, спрашивать не буду, просто поснимаем тебя». У него, по-моему, двое суток была смена. Так мы и сделали. Я говорю: «А потом я тебе покажу. Не понравится — до свидания, разойдемся». Во-первых, мы действительно ничего не спрашивали. Потом приходили, сидели и выпивали с ними, разговаривали все равно. Мы сняли материал. Пришла вся группа «Кино», опять так мрачно посмотрели, вышли такие же мрачные. Я говорю: «Ну чего?». «Да нормально». И вот это «нормально» был мне пропуск. По цепочке, видно, передали, и я дальше уже не имел никаких проблем, может быть поэтому что-то и получилось.

Алексей Пивоваров

Почему сейчас вы решили вернуться уже к художественному кино?

Алексей Учитель

Вы знаете, эта история не о Цое. Просто когда случилась эта трагедия, я туда поехал. Кстати, мы потом сделали картину, которая называлась «Последний герой», отчасти смысл этого фильма перенесен в игровую историю. Но тогда я увидел и познакомился с водителем «Икаруса», в которого врезался Цой. И он у меня почему-то не выходил из головы все эти годы. Человек, который ехал, и вдруг страшная авария. Я видел этот «Москвич». Человек, который понятия не имел, кто такой Цой. И вся его жизнь поменялась. И главный герой картины — это этот водитель.

Алексей Пивоваров

Он сейчас жив?

Алексей Учитель

Он жив, никому не давал интервью. «Комсомолка» только один раз как-то его обманула, а так никому не давал интервью. Тем не менее мы ему позвонили, он позволил приехать, причем я не один был, а с группой: был оператор, художник. Это было где-то на 140 км от Риги, такое село, домик, двор и стоит два«Икаруса». И он до сих пор ездит, кстати, хотя ему далеко за 70. Но он не сломлен.

Вот что меня удивило: он латыш, но это абсолютно советский человек. С восторгом рассказывал, как служил три или четыре года в Североморске на подводной лодке, как они встречаются до сих пор с сослуживцами. И через полчаса я говорю: «Ну, может, мы поснимаем все-таки?» А камеры у нас нет. И наши операторы передавали телефоны, пока они не разряжались полностью. Там история, я расскажу фабулу, это действительно интересно.

Гроб с Виктором везли в автобусе из Юрмалы в Ленинград, и в автобусе были в том числе близкие ему люди, включая и жену Марьяну, и последнюю любовь Виктора, и сына. Там сидело несколько человек, а за рулем в силу обстоятельств (не буду говорить, каких) сидел этот водитель.

Алексей Пивоваров

Тот самый человек, в автобус которого врезался Цой?

Алексей Учитель

Вот зря я это сказал, все продаем. Во всяком случае это своеобразный роуд-муви, когда одна сторона не знает, кто там, а второй герой не знает ничего про Цоя, и вот это такое психологическое внедрение друг в друга. Плюс еще какие-то вещи, которые происходили по дороге.

Тихон Дзядко

Какая удивительная история.

Алексей Пивоваров

Это основано на реальном факте?

Алексей Учитель

Основа — да. Конечно кое-что я не могу знать, что происходило по дороге.

Алексей Пивоваров

Но этот человек действительно был за рулем автобуса, который вез гроб с Цоем?

Алексей Учитель

Это я вам скажу,когда сниму фильм.

Алексей Пивоваров

Хорошо.

0sel_20190425_2458.jpg
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Тихон Дзядко

Скажите, а соседство с фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова и, наверное, неизбежные, сравнения с ним вас не смущают? Или может наоборот?

Алексей Учитель

Нет, абсолютно не смущают, потому что это два разных фильма. Не далее как вчера я виделся с Кириллом, несколько дней назад еще смотрел его замечательный спектакль «Барокко». Это совершенно разные картины. Замечательный фильм «Лето» с прекрасной атмосферой, которую он сумел передать и актерскими работами. Нет, это совершенно другое, поэтому у меня никакой боязни нет. ;Вопрос — как воспримут? Я предвижу, что у нас не будет актера, который играет Цоя, но и смысл заключался пока в том, что все это игровая ситуация. Может быть, если Виктора и увидеть, то увидеть живого и настоящего. Пока этого нет даже в сценарии, но мне кажется, что это будет своего рода художественной ошибкой сделать такое произведение, в котором Цоя не будет. Но если он и будет, то не в виде актера, а в виде хроники.

Тихон Дзядко

А вы планируете начать съемки летом?

Алексей Учитель

Я начинаю съемки 29 июня. Могу только сказать, что главную роль водителя — будет играть Женя Цыганов, с которым я работал на нескольких картинах. Собственно, он начинал свою актерскую деятельность с фильма «Прогулка», и потом был «Космос как предчувствие». Мы долго не работали вместе, а сейчас решили снова.

Алексей Пивоваров

Короткий вопрос, чтобы закончить эту часть разговора. Вы говорите, что вы были знакомы с Гребенщиковым еще тогда. Вы понимаете, почему он так обиделся на фильм Серебренникова, и сказал: «Мы этой жизнью не жили, все вранье»?

Алексей Учитель

Нет, не понимаю. Потому что это взгляд Кирилла Серебренникова, он так увидел. Просто я прекрасно знаю Бориса, он по-настоящему умный и мыслящий человек. Срабатывает сравнение: «А я не такой, я вел себя немножко по-другому». Но это все равно вымысел, и если от этого не абстрагироваться, то такие вещи и будут происходить.

Алексей Пивоваров

Скажите, пожалуйста, вы вроде еще собирались снимать фильм про Шостаковича, насколько мы знаем.

Алексей Учитель

Да, не буду скрывать. Поразительный факт: есть только один американский фильм о Шостаковиче, а в нашем кинематографе ничего нет, меня это и удивило. Есть прекрасные документальные картины, скажем, «Альтовая соната» Сокурова и Арановича. Я просто прочитал книгу«Шум времени» Джулиана Барнса, английского писателя. Это не биографическое изложение, это роман, очень образно написанная книга. Мы сначала пытались выкупить права на эту книгу, но они поставили условия, что этот фильм должен быть только на английском языке. Я вообще за то, чтобы мы иногда снимали фильмы в России на российские деньги, но часть фильмов была на английском языке, потому что когда мы пытаемся, а мы пытаемся с каждым годом все успешнее, продавать картины на Запад, первое, что они говорят: «Вот если бы ваш фильм был на английском языке». Когда мы им говорим: «Давайте дублируем на английский язык», они говорят: «Нет, это не то». Поэтому ничего не состоялось. Но и слава богу, потому что про эту книгу Барнса открылись какие-то удивительные вещи.

Это будет не фильм-байопик — с детства до вершин. Это будет конкретная история последнего путешествия на корабле, тогда его только запустили, были два лайнера — «Пушкин»и «Лермонтов». И вот на таком корабле он поехал, только женившись в третий раз, в Америку. Дальше рассказывать нет буду. Но я очень горю этим проектом, мне кажется, что это очень интересно и неожиданно.

Алексей Пивоваров

А съемки когда?

Алексей Учитель

Пока нет сценария, мы сейчас ищем автора. Но думаю, мы близки к тому, чтобы заключить договор. Скажу чуть позже, чтобы не сглазить. Единственное, что могу сказать, что это будет не российский автор. Я хочу попробовать сделать не просто как, скажем, в «Матильде» или в «Крае», где играют иностранные актеры, а может быть сделать это по-настоящему международным проектом. Представляете, этот человек с внешностью сдержанного человека, оказывается, был футбольным фанатом: ходил на все матчи в Москве. Сначала он за «Зенит» болел, потом за какую-то московскую команду. Его не то что прорывало, по рассказам очевидцев, он орал, кричал.

Тихон Дзядко

Столько интересных фактов от Алексей Учителя сегодня. Мне хотелось бы вернуться на шаг назад, когда мы говорили про 80-е, рок-клуб, Цоя и всю эту культуру. Много (особенно в прошлом году) говорили про русский рэп, когда были запреты концертов, главным образом в российских регионах. Как вам кажется как человеку, который хорошо знал ту культуру советских рок-музыкантов 80-х годов, нынешние рэперы— это реинкарнация рокеров 80-х, или нет?

Алексей Учитель

Я даже участвовал на канале «Культура» в таком диспуте по этому поводу, где и рэперы сидели, и рок-музыканты, и почему-то я. Мне кажется, да, это какой-то такой следующий шаг, когда люди (не все, конечно) говорят какие-то острые и правдивые вещи, и манера исполнения близка к тому, как сейчас молодежью воспринимаются какие-то актуальные вещи. Если им просто так сказать, их могут не услышать, а в такой форме — да. Вопрос опять в талантах и в том, как это сделано.

Тихон Дзядко

А вам это интересно как музыка?

Алексей Учитель

Я не могу сказать, что интересна, но я слушаю.

0sel_20190425_2452.jpg
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Алексей Пивоваров

Вы преподаете во ВГИКе. Вы в своих студентах узнаете себя в их возрасте, или это все-таки совсем новое поколение и другие люди?

Алексей Учитель

Вы знаете, с преподавать моей фамилией — это совсем… Поэтому, когда меня заманивали, я отказывался. Отказывался не из-за фамилии, а из-за того, что я режиссер-практик. Во-первых, я не только режиссер, я и продюсер, и так далее. Но тем не менее я пошел с одной целью, это, кстати, отвечает на ваш вопрос, вижу ли я себя в них. Мне кажется, что так, как учат во ВГИКе, — это мастерство, и очень часто создают клонов. То есть если видишь на экране, что это не похоже на тебя, ты начинаешь: «А что это ты снимаешь такое?» Вот это, мне кажется, страшно. А второе — выпускают теоретиков. Может быть им чего-то там наговорили, и они чего-то там представляют, но ничего не умеют.

Поэтому, когда я пошел туда, то мы назвали нашу мастерскую «экспериментальной». И это был очень простой принцип. Я сказал ребятам, что не буду читать никаких лекций. Сейчас уже третий курс третьего набора. А первым я сказал: «Я прихожу 1 сентября, все приносят свои заявки, синопсисы, и к зиме — фильм. Сразу же. Не упражнение, не задание, а фильм». Каждые полгода: к зимней сессии фильм, к летней сессии фильм. Один документальный, один игровой.

Алексей Пивоваров

Короткий метр?

Алексей Учитель

Естественно. Значит, за пять лет они снимают восемь фильмов и последний — это диплом, то есть девять фильмов. И я зубами, но держу это. Все равно меня все время ругают: например, мастерская — примерно 25 человек, я оставляю максимум 15, и то мне кажется, что это много. Но тем не менее все эти выпущенные люди знают, как делать кино, они знают ремесло. Почему я так говорю, потому что они приходят, у нас синопсис —разбираем. У нас есть еще такая видеозаявка, потом начинается сценарий. И все это обсуждается конкретно с каждым, даже не умея совсем ничего. В первом наборе был удивительный факт: в конце первого курса они вдруг сняли такие работы, что я обалдел. Одна получила «Лавр» за лучший документальный фильм: на первом курсе, практически дети! Потом был спад, два года ничего хорошего не было. Но тем не менее то, о чем вы говорите, я это получаю. Это обоюдное.

Когда шел, я не понимал, что они дают мне не то, чтобы какую-то энергию молодой жизни, а я смотрю, каких они людей выбирают, каких актеров, мне безумно интересно, как это происходит. Я некоторым говорю: «Слушай, хороший актер, можно мне его?» Это если с практической точки зрения. Но сейчас вот пришел третий набор, и мне с ними дико тяжело. Именно с этим поколением. Причем они все практически после школы. Кстати, очень много девушек в режиссуру идет, это такой странный факт.

Тихон Дзядко

А почему тяжело?

Алексей Учитель

Не знаю. Те два набора я через полгода знал, чувствовал, понимал, а здесь до сих пор: они сейчас на третьем курсе, а у нас какая-то дистанция. Человек пять я понимаю, а остальные для меня какими-то другими стали. Это не от меня зависит. Вот пришло новое поколение и кажется, что они ничего не хотят, я начинаю кипятиться: «Чего вы несете? Зачем ты здесь сидишь?» А потом вдруг что-то выдает такое интересное. То есть какое-то другое эмоциональное, психическое состояние, понимание каких-то вещей. Хотите я вам расскажу случай?

Алексей Пивоваров

Конечно, хотим.

0sel_20190425_2451.jpg
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Алексей Учитель

Парень снимал кино, игровой фильм. Два героя — еврей и неонацист, молодые ребята. Вдруг мне звонок из института, что его арестовали, сидит этот парень, о котором я рассказываю. Вместе с оператором их схватили и посадили. Что они делают? В этот день наш президент давал конференцию и отвечал на вопросы, а он вышел к памятнику Мухиной «Рабочий и колхозница» и устроил там демонстрацию неонацистов. Но это был эпизод из фильма. И его схватили!

Алексей Пивоваров

И ни с кем не согласовал.

Алексей Учитель

Когда я его спрашиваю: «Ты что? Ты не понимал,что ты делаешь?» И он совершенно искренне: «А что такого?» Нет понимания, что этого делать как минимум без разрешения нельзя. Или там пригласить пару полицейских, которые бы за этим смотрели и охраняли. Или хотя бы предупредить меня или институт, что это будет происходить. Он этого искренне не понимал.

Алексей Пивоваров

Может быть два объяснения, которые мне приходят в голову: это либо просто непонимание того самого ремесла, как делаются такие вещи, либо это какой-то совершенно другой уровень свободы.

Тихон Дзядко

Скорее второе.

Алексей Учитель

Второе, безусловно. Вот поэтому мне с ними и тяжело.

Алексей Пивоваров

То есть они выросли без того самого страха, который нас одергивает и заставляет спрашивать себя: «А может не надо, как бы чего не вышло». Так ведь это здорово.

Алексей Учитель

Здорово.

Тихон Дзядко

Если вернуться к началу, когда мы говорили о фильме про блокаду, вы говорите, что есть этот сценарий. Но вы решились бы снимать такое кино?

Алексей Учитель

Я готов в любую секунду.

Тихон Дзядко

Но вы понимаете, что история с «Матильдой» вам покажется детским садом?

Алексей Учитель

Нет. Этот фильм не про людоедство.

Тихон Дзядко

Я понимаю, что это фильм не про людоедство, но в любом случае тема блокады...

Алексей Учитель

Там колоссальная человеческая история.

Тихон Дзядко

Потому что вы скажете: «Я снимаю правду». А вам скажут: «Вы ее искажаете, вы очерняете подвиг советского народа».

Алексей Учитель

Во-первых, этот сценарий мне не принадлежит, а принадлежит определенной кинокомпании, и они пока не совсем решаются. Во-вторых, это финансовая сторона, она огромная, поверьте. И, в-третьих, я думаю, на это понадобится минимум 4-5 лет, чтобы сделать такой проект. Но тем не менее я готов.

Алексей Пивоваров

А вот интересно, соединяя два вопроса: для этих студентов, которые «другие», тема войны и блокады такая же сакральная, личная и эмоционально звенящая, как для вашего или нашего поколения, или уже нет? Или для них это как войны Римской империи?

Алексей Учитель

Думаю, скорее, второе. Я, если честно, не задавал им этот вопрос напрямую. Странно другое: фильм, где герои — неонацист и еврей, уже говорит о том, что человек знает, что это такое и что была такая проблема, хотя он абсолютно молодой мальчишка. Тем не менее это есть у него, значит, есть какое-то осознание, чтобы высказаться на эту тему.

Если в двух словах, там, в фильме речь идет о том, что и тот, и другой — и плохой, и хороший. Там идет монолог одного и второго, но неважно, как поставлена картина. Речь о том, что это некий спор. С таким очень хорошим выходом — оказывается, это все музей и экспонаты.

Алексей Пивоваров

А не хотите назвать фамилию этого парня? Потому что, может быть, это будет первый раз, когда Алексей Учитель называл фамилию будущего великого русского режиссера.

Алексей Учитель

Вот из-за этого и не хочу называть. Скажу, что его зовут Никита.

0sel_20190425_2442.jpg
Фотография:
Иван Краснов / RTVI

Тихон Дзядко

Мне хотелось бы спросить про совсем другое кино. На этой неделе вышла вторая серия последнего сезона сериала «Игра престолов». Вы смотрите?

Алексей Учитель

Пока еще нет, но очень хочу.

Алексей Пивоваров

Но вообще вы смотрите этот сериал?

Алексей Учитель

Да. Но у меня не так много времени, потому что есть студия «Рок», так она и существует уже 30 лет. И мы делаем сейчас пять фильмов. И политика, которой я пытаюсь придерживаться, конечно, абсолютно бесперспективна и коммерчески: мы делаем дебюты. Два дебюта моих учеников. Это абсолютно фестивальные картины, но очень интересные. И делаем один, кстати, молодежный фильм, который тоже делал мой ученик Анар Акбасов, он называется «Битва», Disney его выпускает в конце августа. И очень большой проект — «Стрельцов», это тоже конкретный исторический человек. Это фильм не буквально о спорте.

Алексей Пивоваров

О его личной трагедии?

Алексей Учитель

Это тоже есть. Это очень большой проект, на который мы рассчитываем, не буду скрывать, с коммерческой точки зрения. Я волнуюсь больше всего, потому что это делает мой сын, это его второй фильм. Посмотрим, что получится.