На троих
20:01
26 Февраля 2019 г.
Михаил Идов: «Юморист», Фейс, цензура
Поделиться:

Михаил Идов: «Юморист», Фейс, цензура

Видео
Михаил Идов: «Юморист», Фейс, цензура
Фотография:
Денис Каминев / RTVI

Режиссер и сценарист Михаил Идов дал большое интервью Алексею Пивоварову и Тихону Дзядко в программе «На троих».


Михаил Идов рассказал:

  • О своем режиссерском дебюте — фильме «Юморист»: о чем и для кого это кино

  • Почему Данила Поперечный и рэпер Фейс узнают себя в главном герое фильма — комике Борисе Аркадьеве

  • Что общего у Comedy Сlub с советской эстрадой 1984 года

  • Почему он считает YouTube «советской кухней для всех»

  • Готов ли он сотрудничать с Минкультом после дела Серебренникова

  • Почему считает, что в США «развивается катастрофа» и «страну нужно спасать»

    Тихон Дзядко

    На этой неделе у тебя выходит твой первый фильм в качестве режиссера «Юморист», с чем мы тебя поздравляем. Давайте посмотрим трейлер.

    Проведи короткий питчинг. Что это? О чем?

    Михаил Идов

    Это трагикомедия о неделе из жизни вымышленного советского эстрадного комика Бориса Аркадьева и его творческого и морального кризиса, который он за эту неделю переживает. На самом деле, это, наверное, история чуть-чуть более общая. Это история про вопросы какой-то личной свободы и несвободы, и компромиссов, на которые мы идем ради успеха. В этом плане это не ретро-история. Она вполне понятна, мне кажется, и своевременна и для нашего времени.

    Алексей Пивоваров

    Это комедия или драма?

    Михаил Идов

    Это драма. В ней есть шутки, местами люди смеются, но я бы не рискнул это назвать комедией.

    Алексей Пивоваров

    Мы обычно, когда говорим с режиссерами об их выходящих фильмах, предварительно эти фильмы смотрим. И твой посмотрели. И честно говорим, что мы, как зрители, в этом увидели: понравилось нам или не понравилось. Иногда это выходит в большие истории, как с Дуней Смирновой, так что ты заранее меня извини. Я тебе честно расскажу. Я вчера вечером посмотрел твой фильм. Мне он понравился. Я его смотрел с любопытством, местами смеялся над этими шутками, и мне вообще было интересно.

    Но, Миша, прости пожалуйста, это, мне кажется, абсолютно антизрительское кино, и в прокате — мой прогноз, опять же, извини — он провалится. Потому что массовый зритель там себя ни с кем точно не сможет ассоциировать, никого не полюбит и соответственно этот фильм не оценит. А нас — этой нашей тусовочке, которая понимает про Прибалтику, считывает оттенки еврейских шуток, узнает персонажей, считывает аллегории — в пределе, в России, я думаю, миллион человек. В основном эти люди если и смотрят кино, то онлайн. Для кого снималось это?

    Михаил Идов

    История, которую я просто должен был рассказать. Вот и все. По крайней мере, авторское кино не снимается по демографикам. Я думаю, вы это прекрасно понимаете. Кроме того, давайте определим, что такое «провал». В кино.

    Алексей Пивоваров

    Это когда фильм собирает меньше, чем на него потрачено.

    Михаил Идов

    Совершенно верно. А если больше 90% потраченных на фильм денег являются невозвратными? Что является провалом?

    Алексей Пивоваров

    Провалом все-таки является, когда ты видишь, что никто не пришел в кино, никто это не обсуждает, массово это никак не отозвалось. Вот тебе и провал.

    Михаил Идов

    Ну по поводу «никто не обсуждает», мне кажется, уже провала может не быть, потому что мы сами немного этот тезис опровергаем. А по поводу того, что никто не пришел — все, что я могу сделать как автор какой-то истории, в которую я верю и которой горжусь, сделать так, чтобы ее посмотрело максимальное количество человек. Правильно? Это не влияет на содержание истории. Я делаю все от себя зависящее, чтобы эту историю представить людям, создать какие-то инфоповоды, чтобы им стало известно, что она существует.

    Идов (10 of 23).jpg
    Фотография:
    Денис Каминев / RTVI

    Алексей Пивоваров

    Ну ты закладываешь фестивальную судьбу в этот фильм? Победа в Берлине, в Каннах, где-то еще, конкурс такой, сякой, «Кинотавр», статуэтка?

    Михаил Идов

    Друзья, это так не работает. Я не закладываю никакую судьбу в этот фильм. Я закладываю свои воспоминания, свои мысли, свои какие-то интересы, свои давние обсессии. Я всегда был одержим феноменом советского юмора и тем, что в стране, в которой почти ни про что нельзя было шутить, многими из главных звезд были профессиональные шутники. Вот этой странной петлей времени, в которой существуют многие из этих людей до сих пор.

    Идея этого фильма пришла мне в голову, когда я после очень долгого отсутствия прибыл в Ригу, откуда я родом, в 2014 году и увидел плакаты все с теми же лицами…

    Алексей Пивоваров

    Скажи, с кем?

    Михаил Идов

    Ну, Владимир Винокур, София Ротару. Лица, которые я помнил с пятилетнего возраста. Не просто те же лица, а они еще примерно так же выглядят.

    Тихон Дзядко

    Оформлены?

    Михаил Идов

    Так же оформлены и так же выглядят. Потому что Винокур же был седым еще в 80-е, соответственно он вообще практически не изменился. И афиши примерно так же выглядят.

    Алексей Пивоваров

    По-моему, всем хорошо известно, что София Ротару не стареет. Это научный факт.

    Михаил Идов

    Совершенно верно. Из этих размышлений по поводу какого-то интересного колеса дхармы, в котором эти люди живут, родилась идея этого фильма. Дальнейшее — это вопрос продюсеров, которые поверили в эту историю, нашли на нее не большое, но и не маленькое количество денег, кинофондов Чехии, Латвии, России и Евросоюза, которые тоже поверили в прокатный, фестивальный, критический какой-то успех.

    Этой истории дали невозвратные деньги и трех российских продюсеров, которые пришли в самом конце и добавили те несколько миллионов, которые этот фильм отобьет, даже его посмотрят, условно говоря, 10-20 тысяч человек.

    Алексей Пивоваров

    Знаешь, Тихон, я всегда завидовал кинематографистам. Они могут прийти и сказать: «Я снял для себя». Вот на телеке и вообще в журналистике нельзя делать то, что тебе интересно. Надо делать то, что интересно аудитории. А вы всегда можете так сказать.

    Михаил Идов

    Так я делал два сериала: «Лондонград» и «Оптимисты». Оба не продюсерские истории, оба родились из моих и моих соавторов идей и в принципе являются вполне себе самовыражением.

    Алексей Пивоваров

    Хороший сериал «Лондонград». Как раз когда он вышел, я работал на канале СТС, для которого он делался, и это был провал, с точки зрения массового продукта. Рейтинги были плохие, хотя нам всем он нравился. Вот о чем был мой вопрос.

    Михаил Идов

    У него были великолепные рейтинги в первом сезоне и очень плохие во втором. Это факт.

    Алексей Пивоваров

    Я помню, что даже менялась концепция продвижения этого фильма на ходу: «Давайте мы будем делать не про вот этого одинокого странного загадочного парня, который живет в Лондоне и оказывает специфические услуги русским. А мы будем делать про то, как мы англичан…»

    Михаил Идов

    Конечно. Потому что он вышел в 2015 году. Я страшно горжусь тем, что в разгар самого безумного обострения отношений между Россией и Западом на российской кнопке вышел сериал, действие которого полностью происходит на Западе. Который снят на Западе, в каждой серии которого 40-50% диалогов на английском языке. И, что самое главное, в котором эмиграция и жизнь на чужбине не представлены вообще драматически. Есть такой город Лондон, можно жить в нем, можно жить в Москве.

    Алексей Пивоваров

    Боюсь, генеральный директор СТС Вячеслав Муругов не поддержит тебя продюсерски.

    Михаил Идов

    Поддержит. Поддержал. Будет поддерживать. Просто что важно знать: ко мне уже приходили вообще-то с просьбой возобновить этот сериал и написать третий его сезон. Я просто отказался после того, как нас выставили со второго. Так что это самый лучший аргумент против того, что вы говорите. Это никакой провал не был.

    Тихон Дзядко

    У меня вопрос про систему кинопоказа. Есть мнение, что кинопоказы сегодня — это аттракцион для больших блокбастеров: спецэффекты, взрывы, танки, то-се, пятое-десятое. А умное кино любого сорта, или авторское кино — это для домашнего телевизора, Netflix, ТНТ-Premier, который сейчас появился и прочее. Ты согласен с этим?

    Михаил Идов

    Да, согласен. Точнее так: кино существует для двух вещей. Так называемые four-quadrant фильмы, которые должны одинаково хорошо идти и в Китае, и в России, и в Западной Европе, и в Южной Америке. Понятно, что это основное правило сразу сужает и сюжет, и все до чистого аттракциона, и до работ с уже известными франшизами. Самое главное, мне кажется, что сейчас происходит в кино — не то, что это все про взрывы. Это как раз нормально, я сам люблю взрывы.

    Проблема в том, что это все про уже имеющуюся интеллектуальную собственность. Все страшно боятся оригинальных историй. Буквально можно по пальцам пересчитать мейнстримовые истории, которые основаны на оригинальных идеях, а не на каком-то комиксе, старом телешоу и так далее. Вот это я считаю как раз проблемой, а не жанровость. Вот этот страх рисков.

    Параллельно с этим существует фестивальная история, которая как бы антикоммерческая, где есть своя система распространения фильмов. Потому что он получает вот эти веточки на плакатике, и есть аудитория, которая ориентируется по этим веточкам.

    В данном случае «Юморист» — это один из очень рискованных в коммерческом плане фильмов, потому что он принадлежит к так называемой категории арт-мейнстрим. Он слишком мейнстримовый для фестивалей и недостаточно жанровый для массового кино. Но что делать, если почти все мои любимые фильмы, за исключением некоторых блокбастеров (фильмы режиссера Дэнни Бойла, например) существуют именно вот в этом пространстве?

    Идов (5 of 23).jpg
    Фотография:
    Денис Каминев / RTVI

    Алексей Пивоваров

    И Кирилла Серебренникова тоже?

    Михаил Идов

    Да, конечно. «Лето» — это 100% арт-мейнстрим.

    Алексей Пивоваров

    Давай вернемся к «Юмористу». Мы обсуждали, и нам показалось, что в главном герое Аркадий Арканов угадывается больше всех. Даже фамилия Аркадин. Плюс Алиса Хазанова играет одну из главных ролей. Вопрос: советовался ли ты, показывал ли ты кому-то этот фильм или материал кому-то из тех классических советских юмористов? Тому же Хазанову, например.

    Михаил Идов

    В первую очередь, это не то, чем вы должны догадываться: «А, этот человек — это тот человек». И так далее. Никакого ключа к этому нет. Конечно же, Борис Аркадьев — это просто собирательный образ такого русского еврея-юмориста. Он даже в какой-то момент в фильме произносит настоящее имя и фамилию. Его настоящая фамилия — Аранзон. Конечно же это в равной степени и Жванецкий, и Хазанов, и Арканов, и Альтов, и даже Задорнов. Там много кто в нем есть.

    По поводу того, советовался ли я с кем-то. После опыта фильма «Лето» и показа сценария Борису Гребенщикову у меня, конечно, немного веко дергалось от перспективы показывать это живым корифеям. Я, конечно, провел довольно сильное исследование материала. Я посмотрел несметное количество старых выпусков «Вокруг смеха», читал 16-ю полосу «Литературной газеты» из 80-х и так далее. Корифеям жанра мы решили показать фильм, когда он уже был сделан и менять в нем было нечего. От их реакции ничего не зависело, было бы только приятно, если бы им понравилось.

    Алексей Пивоваров

    Кому показали?

    Михаил Идов

    Геннадию Хазанову, Кларе Новиковой и еще паре человек. Ефиму Смолину, который написал знаменитую юмореску Хазанова «У-у ты какая», на которой более-менее основана юмореска, которую несколько раз зачитывает в кадре главный герой. Им всем фильм страшно понравился. Меня это радует так же, как тот факт, что он понравился молодым юмористам, тому же Даниле Поперечному. Это очень крутая такая смычка времен, потому что и те, и другие увидели какую-то точность в этом.

    Алексей Пивоваров

    Не могу не уточнить. В самом почти начале есть уморительная сцена, когда два героя-еврея соревнуются, кто придумает смешнее еврейские шутки — это твоя работа или ты тоже взял это откуда-то из «Литературной газеты»? Конечно, вряд ли из «Литературной газеты», но откуда-то оттуда?

    Идов (15 of 23).jpg
    Фотография:
    Денис Каминев / RTVI

    Михаил Идов

    Нет, это все мои попытки юмора. На самом деле это самый сложный вызов, который я себе когда-либо бросал как сценарист. Это не просто шутить — потому что я в принципе не автор именно комедий — а шутить еще, используя чужое чувство юмора. То есть не от себя, а процеживая этот текст еще через некоторую винтажность этого юмора. Я долго думал над сценарием, пару лет я им болел. У меня была такая 15-страничная схема. Сам сценарий я написал дней за 10, когда мне представился шанс. После чего я целый месяц писал к нему две страницы шуток.

    Тихон Дзядко

    Действие фильма происходит в 1984 году, последний год перед перестройкой. В том же году происходит действие «Груза 200» Алексея Балабанова. Как пересекаются вселенные ваших фильмов?

    Михаил Идов

    Никак. Я «Груз 200» смотрел только, когда он вышел, и с тех пор не пересматривал. Мне сложно сказать.

    Тихон Дзядко

    То есть абсолютно никаких здесь пересечений вы не видите и не искали?

    Алексей Пивоваров

    Один и тот же год, одна и та же страна накануне потрясений и освобождений.

    Михаил Идов

    Ну я понимаю, да-да. Для меня просто фильм «Груз 200» не является каким-то знаковым или важным. По крайней мере в той степени, в которой он является для многих людей. Я его посмотрел, на меня довольно спокойное впечатление произвело. Я с тех пор не пересматривал. Он же вышел лет 15 назад. Для меня очень важен первый «Брат», это один из любимых моих фильмов. «Брат 2» — один из самых ненавистных мне российских фильмов.

    У меня в принципе очень сложные отношения с Балабановым. Он, конечно, гений. Мой любимый его фильм — «Про уродов и людей» — это вообще практически безупречное кино. Но именно «Груз 200» почему-то на меня как-то впечатление не произвел. К сожалению, мне трудно ответить на вопрос.

    Алексей Пивоваров

    А сколько тебе лет?

    Михаил Идов

    42.

    Алексей Пивоваров

    Да, мы вот ровесники, а Тихон как раз относится скорее к поколению Дудя. Но Дудь скорее представляет поколение моложе него. Вот для них это намного более важная история, весь Балабанов и «Груз 200» в частности.

    Тихон Дзядко

    Поколение Дудя…

    Алексей Пивоваров

    Давай вернемся к «Юмористу». Понятно, что любой режиссер, снимающий о прошлом, все равно снимает о настоящем. Вот что должны понять про себя и современность люди, которые смотрят из 2019 в 1984 год, каким он показан в «Юмористе»?

    Михаил Идов

    Это не историческое кино. Оно происходит в пространстве моих каких-то детских воспоминаний и о поколении своих родителей. Там на самом деле и визуально, и концептуально присутствует такая немножко дымка времени, которую я не стремился особенно рассеивать. Это, конечно, история слегка условная, хотя она посажена на очень четкий календарь. Там действия производятся с 5 августа по 11 августа 1984 года.

    Все отсылки к каким-то новостям, которые слышны — это четко новости того дня. Вплоть до того, что, когда Аркадьев выступает на Дне железнодорожника, День железнодорожника был ровно в этот день в 1984 году. Я очень люблю сильно запариваться по поводу каких-то одних аспектов истории, чтобы выдать себе индульгенцию абсолютно бессовестно врать в других. У меня так было практически со всем, что я делал, с «Оптимистами» и другими проектами.

    Тихон Дзядко

    Много говорят сейчас про цензуру на эстраде: про то, как цензурируются шутки в федеральном эфире. Одновременно с этим мы в последнее время видели несколько довольно смелых высказываний на канале ТНТ. Сперва была история про Путина и котенка, потом была история про Путина в аптеке, потом была история про гражданина Овального и про то, как боятся называть фамилию Навального в эфире.

    Вот буквально неделю назад все обсуждали этот выпуск, пародию на «Время покажет». На твой взгляд, это признак свободы слова или наоборот возврат в 1984, когда про Брежнева шутить можно, но это не является знаком свободы слова?

    Михаил Идов

    Ну, во-первых, про Брежнева шутить особенно нельзя было. На кухнях за это не утаскивали в лагеря, но…

    Алексей Пивоваров

    Ну имеется в виду, что был расцвет политического анекдота. В выступлениях официальных допущенных сатириков все равно всегда был второй план, над которым, особенно интеллигенция, всегда и смеялась больше всего.

    Михаил Идов

    Логично. Иногда этот второй план выходил на первый, как, например, со всеми любимым Геннадием Хазановым произошло после юморески «Письмо генералу». После которой его, как раз чуть ли не в 1984 году, отстранили от эфира на полгода. Такое тоже бывало. Свобода слова ли это? Конечно же, нет. По той простой причине, что мы с вами это обсуждаем. Вы понимаете насколько абсурдно и мелочно делать инфоповод из того, что кто-то пошутил про президента страны на каком-то канале или произнес фамилию какого-то человека, которому не нравится президент страны?

    Понятно, что мы постепенно уже уходим в глубины эзопова языка как раз на уровень 80-х. Но есть одна огромная разница: это интернет, где расцветает все, что хотите. Хотя понятно, что придумываются все новые и новые рычаги: то Роскомнадзор со своими реестрами, то какие-то законы. Сейчас довольно тревожные вот эти шепоты пошли по поводу суверенного интернета. Интересно, чем это закончится.

    Пока есть интернет, юмор существует так же, как в Советском Союзе: на двух ярусах. Условный «Вокруг смеха» и условная «кухня». Просто «кухня» теперь одна на всех. Это миллионы людей, которые смотрят это в ютьюбе.

    Идов (7 of 23).jpg
    Фотография:
    Денис Каминев / RTVI

    Алексей Пивоваров

    Окей. Ты уже сказал, что тебе нравится Поперечный. Мне, например, тоже очень нравится. Согласен полностью с тем, что ютьюб — это «кухня». И хорошо, что на «кухне» люди стали зарабатывать серьезные деньги, как тот же Поперечный. Можно ли сравнить современный Comedy Club с советской официальной эстрадой 1984 года?

    Михаил Идов

    Можно, наверное, в одном аспекте, который меня всегда отпугивал. Я никогда не понимал смысл юмора как командного спорта. Я никогда не понимал смысл централизации юмора: вот есть один бренд, под которым все интересное происходит. Мне кажется, как раз для юмора, в саму концепцию которого заложена некая анархия и некое брожение, это довольно странная ситуация, когда существует такая структура, под эгидой которой можно взращивать молодые кадры. Это же спорт в принципе. Это концепция спорта, примененная к комедии.

    Алексей Пивоваров

    Тебе ближе стендап?

    Михаил Идов

    Да. Мне ближе полная анархия в этом плане. Конечно.

    Алексей Пивоваров

    А тебе не кажется странным, что современный стендап, который сейчас расцвел бурным цветом в России, происходит из американского стендапа, а не из монологов советских сатириков?

    Михаил Идов

    Почему это должно быть странным? Мало ли что происходит.

    Алексей Пивоваров

    Более прямой маршрут — русскоязычный.

    Михаил Идов

    Ну, это не так, на самом деле. Все, оказавшись на чужой почве, из этой почвы минералы тянет. Возьмите рэп-баттлы, например. Которые, кстати, я призываю рассматривать очень часто через оптику стендапа, потому что на самом деле это тоже вид юмора вообще-то. Такой странный сплав стихов, агрессии и стендапа.

    Что я имею в виду? Это как бы жанр, полностью позаимствованный у Запада, правильно? Как только он перетаскивается сюда, он тут же обретает массу новых смыслов, ложится на российский литературоцентризм, на то, что в России в принципе детей учат наизусть запоминать стихи. Любой, даже самый суровый рэпер на рэп-баттле, — это мальчик, который заучил огромное количество стихотворного текста.

    Алексей Пивоваров

    Как мы знаем, многие рэперы вообще люди с отличным образованием и из интеллигентных семей.

    Михаил Идов

    Многие, но не все, да. Я просто к тому, что жанр рэп-баттла настолько самобытен в российском своем изводе, что говорить о том, что это копия Америки, — бессмысленно. С юмором то же самое происходит. В принципе, со всеми феноменами это происходит.

    Тихон Дзядко

    К разговору про современных юмористов, в том числе ютьюб-юмористов. Несколько дней назад был этот диалог между Поперечным и Хазановым в связи с твоим фильмом. Можно представить, почему Хазанов узнает себя в твоем герое Борисе Аркадьеве, но почему же себя там узнает Поперечный?

    Михаил Идов

    Потому что с тех пор изменилось не так много, как хотелось бы думать. Более того, давайте зададимся вопросом, почему рэпер Фейс, из вообще другого поколения и контекста, увидел себя в главном герое этого фильма, когда ему фильм показали? Для него этот фильм, например, стал абсолютно прямой метафорой той волны запретов рок- и рэп-концертов, которая прошла в ноябре-декабре 2018 года.

    Тихон Дзядко

    Юмор — это как мат в русском рэпе, или как-то так он поет в своей песне?

    Михаил Идов

    А, «нам не выжить без смеха, как без русского мата». Да.

    Алексей Пивоваров

    Довольно странное пересечение миров немолодого еврея-юмориста в 1984 году и рэпера Фейса, который вообще дитя уфимской подворотни, как мы знаем. По-моему, совершенно не пересекающиеся вселенные все же.

    Михаил Идов

    Ну видите, это одна вселенная, и они очень легко пересекаются.

    Алексей Пивоваров

    А что Фейс сказал про фильм?

    Михаил Идов

    Он написал трек в ответ на фильм.

    Алексей Пивоваров

    Он же его писал для фильма, как я понимаю.

    Михаил Идов

    Он его написал его не для фильма, он его написал, вдохновленный фильмом.

    Тихон Дзядко

    То есть это уже после фильма он написал?

    Михаил Идов

    Да, конечно.

    Алексей Пивоваров

    Это не был ваш заказ Фейсу?

    Михаил Идов

    Это родилось в диалоге с ним. Мы показали ему фильм, ему он очень понравился, а дальше это переродилось в саундтрек. Мы в последнюю секунду приняли решение махнуть рукой и реально в последнюю возможную секунду засунули его в титры фильма. Изначально там совсем другая песня была.

    Алексей Пивоваров

    Деньги-то ему заплатили за саундтрек?

    Михаил Идов

    Вас очень интересует вопрос денег, прям такой красной нитью проходит. За аренду студии, за очистку прав на сэмплы в бите — да. Но это некоммерческая история.

    Алексей Пивоваров

    Интересно. «Водка и космос — русская национальная идея», — говорит один из героев твоего фильма. Уже про это пишут, что это вообще главная фраза фильма. Мы, кстати, в этом услышали прямой пересказ знаменитой фразы Достоевского: «Широк русский человек, надо бы сузить». Ты эту фразу, «Водка и космос — русская национальная идея», произносишь с какой интонацией: с гордостью или с отчаянием?

    Михаил Идов

    Ни с тем ни с другим, потому что я ее не произношу. Это довольно-таки рефлекторная шутка.

    Алексей Пивоваров

    Ты, как сценарист, какую вкладываешь интонацию в нее?

    Михаил Идов

    Она полностью обусловлена сюжетом. Потому что герой в запое и бредит репортажами о космической экспедиции. Его жена, рассказывая об этом его другу, говорит, что как он приехал с этого сабантуя, так он — водка и космос, водка и космос. Тот человек, которому она рассказывает, говорит: «А, ну так Борис наконец сформулировал русскую национальную идею». Вот, собственно, и вся шутка.

    Идов (23 of 23).jpg
    Фотография:
    Денис Каминев / RTVI

    Тихон Дзядко

    Такой герой, как Борис Аркадьев, который, очевидно, не может себя найти в 1984 году, может найти себя в свободной России, которая после 1984 года в какой-то момент наступила?

    Михаил Идов

    Да, конечно. Все у него хорошо. Мы с этого и начали разговор, потому что с этого и началась как раз идея фильма, что эти люди существуют в каком-то таком безвременье.

    Алексей Пивоваров

    А такой человек может покончить с собой?

    Михаил Идов

    Вот на это я реально не могу ответить, не проспойлерив некоторые части финала, поэтому…

    Алексей Пивоваров

    Ну ты можешь смело мне отвечать, там и не понятно.

    Михаил Идов

    Ну, прекрасно.

    Алексей Пивоваров

    Я хотел бы все-таки вернуться к началу нашего разговора. Тут недавно был большой инфоповод, ты, наверное, читал: такое покаянное огромное письмо на фейсбуке Юрия Быкова по итогам провалившегося фильма «Завод». Он пишет, что он провалился, люди его переубеждают.

    Михаил Идов

    Нет, не читал.

    Алексей Пивоваров

    Посмотри. Большой пост Юрий Быков написал на фейсбуке, что он снял фильм «Завод» за большие деньги, а он собрал всего 25 миллионов. Он там посыпает голову пеплом, извиняется перед продюсерами, перед зрителями. Что ты думаешь о такого рода реакции на неуспешную коммерческую судьбу фильма?

    Михаил Идов

    Понятия не имею. Это просто явно частная ситуация. Я же не знаю, что он закладывал в этот фильм. Если задача этого фильма была написать народный хит, то это одно. Я не смотрел «Завод» и не читал фейсбук, поэтому мне немножко сложно на эту тему отвечать.

    Алексей Пивоваров

    Ну фильм «Дурак» ты наверняка смотрел?

    Михаил Идов

    Да, конечно. Там прекрасный Артем Быстров, который после этого в «Оптимистах» у нас играл.

    Алексей Пивоваров

    Да, и последующую историю Юрия Быкова, связанную с сериалом «Спящие», ты тоже знаешь?

    Михаил Идов

    Я его знаю, потому что в те шесть месяцев, что я работал в компании «Арт Пикчерс», которая занималась тогда еще разработкой этого сериала, у меня была договоренность, что я выходил из комнаты, когда речь заходила об этом сериале. Потому что я не хотел к нему никакого отношения иметь.

    Тихон Дзядко

    Интересно. То есть прям физически выходил из комнаты?

    Михаил Идов

    Ну да. Как юрист, как адвокат мафии: «Я буду обсуждать ваши легитимные дела, а…»

    Тихон Дзядко

    «А когда вы обсуждаете свои делишки, то я выйду».

    Михаил Идов

    Ну да. Поскольку я был резко не согласен вообще в принципе с самой концепцией сериала «Спящие» и считал ее оскорбительной для себя как американского подданного, я просто договорился, что я не буду иметь никакого к ней отношения. Поэтому сам сериал я тоже не смотрел.

    Идов (20 of 23).jpg
    Фотография:
    Денис Каминев / RTVI

    Алексей Пивоваров

    Ну и в «Арт Пикчерс» проработал ты недолго.

    Михаил Идов

    Шесть месяцев, да.

    Тихон Дзядко

    Давайте вернемся к тому, что ты уже упоминал, про поддержку Министерства культуры.

    Алексей Пивоваров

    В чем была эта поддержка?

    Михаил Идов

    В деньгах.

    Тихон Дзядко

    При этом ты был сценаристом фильма «Лето», и мы все помним прекрасно…

    Алексей Пивоваров

    Чем закончилась поддержка государства для Серебренникова.

    Тихон Дзядко

    Да. Когда началось дело Серебренникова, многие говорили, что после этого иметь дело с Министерством культуры неправильно.

    Алексей Пивоваров

    И вообще многие говорят, что и неприлично.

    Тихон Дзядко

    С одной стороны, не хочется с ними иметь дело, потому что они против Серебренникова. С другой стороны, это попросту небезопасно, потому что это может потом «прилететь». Вы тем не менее с Министерством культуры на «Юмористе» сотрудничаете?

    Михаил Идов

    Ну, в первую очередь нужно понять, что это сотрудничество было до ареста Серебренникова. Фильм «Лето» и «Юморист» снимались одновременно. Летом 2017 года.

    Тихон Дзядко

    То есть сейчас, если бы этот вопрос обсуждался уже после начала…

    Михаил Идов

    Это хороший вопрос, на самом деле. С одной стороны, я терпеть не могу вот эту историю, что «у этих неприлично брать», «у тех неприлично брать». Потому что это та же самая путинская стратегия: низведение любого института до человека, который этот институт представляет. Превращение всех институтов в личности. Это очень вредная философия, потому что она как раз поддерживает все то, что не так с Россией, а именно: отсутствие любых институтов, которые переживают собственных начальников.

    Как известно, есть только один институт, который переживает всех своих начальников — это госбезопасность. Все остальные как бы олицетворяются исключительно собственными начальниками. Я с этим категорически не согласен. Министерство культуры существует отчасти для того, чтобы финансировать проекты без особой коммерческой составляющей. Чтобы финансировать проекты с коммерческой составляющей, есть Фонд кино, в который мы не подавали. Поскольку мы понимали, что эта история не суперкассовая, это не фильм «Т-34».

    С одной стороны, разумно, мне кажется, смотреть на Минкульт как на институт, который существует ровно для этой цели, а не как сборище приятных или неприятных тебе людей. С другой стороны, Минкульт именно как институт является обиженной стороной в деле «Седьмой студии». Вот здесь уже у меня как раз возникает какой-то такой ментальный блок, потому что очень странно выходить на прямое сотрудничество с именно институтом, который на государственном уровне содержит под арестом твоего друга, ментора и коллегу.

    Да, это, конечно, идиотская ситуация. Я бы хотел, чтобы просто она как можно быстрее разрешилась в первую очередь выходом на свободу Кирилла Семеновича. Дальше можно будет говорить уже о чем угодно и о каких-то там философских материях тоже.

    Алексей Пивоваров

    Раз мы заговорили про Кирилла Серебренникова, мы всем кинематографистам, которые сюда приходят, задаем этот вопрос: ты понимаешь, за что на самом деле его преследуют?

    Михаил Идов

    Нет. Более того, я сам этот вопрос задавал и уже полтора года задаю всем, кто, мне кажется, может иметь какой-то ответ на этот вопрос. Всем понятно, что это не про обналичку. Всем понятно, что это не про букву обвинения. Если бы у меня был четкий ответ от кого-либо, не могу сказать, что мне было бы легче, но по крайней мере не было бы вот этого ощущения полного хаоса.

    Тихон Дзядко

    Из тех ответов, которые ты слышишь, у тебя складывается представление об ответе более вероятном что ли?

    Михаил Идов

    Нет. Понимаете, в детстве говорили: «Вот чтобы ты спросил». Вероятно, в этом и есть смысл вот такой туманности этих нападок на Кирилла. Чтобы ты спросил, чтобы тебе было тревожно на душе.

    Алексей Пивоваров

    Интересно. У нас же был Алексей Малобродский в гостях, и он тоже не смог ответить на этот вопрос, что уж совсем странно для меня было. Правда потом я его провожал до лифта и спросил уже у лифта не под камерами: «А Серебренников-то понимает?» Малобродский сказал: «Думаю, Серебренников понимает лучше, чем я». Надеюсь, Кирилл, когда выйдет, все-таки ответит на этот вопрос.

    Михаил Идов

    Я просто надеюсь, что он выйдет.

    Алексей Пивоваров

    Вот мы говорили как раз, будешь ли брать деньги или не будешь у Минкульта на следующем проекте. Мы уже, однако, выяснили, что ваш следующий проект не подразумевает никакого Минкульта, потому что он не в России будет сниматься. Это вообще довольно редко для русского режиссера. Расскажи-ка про это.

    Михаил Идов

    Ну я вообще довольно редкий русский режиссер, наверное, учитывая, что я не россиянин.

    Алексей Пивоваров

    Ты гражданин США, это понятно. Но мы говорим скорее про культурную сторону, а не про юридическую.

    Михаил Идов

    Так получилось. Дело в том, что действительно следующий проект англоязычный и сниматься будет, судя по всему, в какой-то комбинации. Это будет такая продукция между Канадой, Ирландией и Францией.

    Тихон Дзядко

    А что за проект? О чем?

    Михаил Идов

    Это более жанровая штука. Это такой минимальный триллер. Как раз вот мы раньше упоминали моего любимого режиссера Дэнни Бойла. Это, конечно, в огромной степени такой оммаж ранним фильмам Бойла вроде Shallow Grave [«Неглубокая могила»] и других.

    Алексей Пивоваров

    Ты там тоже сценарист и режиссер?

    Михаил Идов

    Сценарист и режиссер, да.

    Алексей Пивоваров

    А где будет сниматься?

    Михаил Идов

    Вот если все сложится, то возможно в Канаде этой осенью.

    Алексей Пивоваров

    В связи с этим вопрос такой технологический. Процесс подготовки съемок и самих съемок сильно ли отличается в англоязычном мире и в России?

    Михаил Идов

    Знаете, у нас же фильм «Юморист» довольно уникальный, потому что на нем была по необходимости англоязычная площадка полностью. Там пять языков звучало. Такая копродукция между Чехией, Латвией и Россией. Он снимался полностью на территории Латвии с латвийской командой и с чешской операторской группой, а весь его постпродакшн происходил в Чехии.

    Идов (14 of 23).jpg
    Фотография:
    Денис Каминев / RTVI

    Тихон Дзядко

    А почему Чехия? Как она туда попала?

    Михаил Идов

    Потому что чешским продюсерам очень понравился сценарий. Они решили влиться в эту историю. Дело в том, что у меня есть прекрасный продюсер Артем Васильев, который один из очень немногих людей в России, которые умеют выстраивать международные копродукции на такие интересные ленты. Он продюсер великолепного фильма этого года «Война Анны» Алексея Федорченко. Он продюсер «Довлатова» Алексея Германа и многих других. Он стоял у истоков всего этого и выстроил эту историю.

    Чем это отличается? У меня только художники по костюмам и актерский состав — россияне на площадке. Все остальные были латвийцы и чехи. Мне страшно понравилось снимать в Латвии, потому что там великолепная совершенно комбинация спокойных профессиональных людей, пластичной фактуры — там можно снимать Восточную Европу, а можно Западную. Единственное, что мы там не нашли: у нас в одном кадре есть казахская степь. Вот казахскую степь мы в Латвии не нашли, долго искали.

    Алексей Пивоваров

    Ну Москву, кстати, тоже можно снимать в Риге.

    Михаил Идов

    Да, мы тоже ее снимали. Хотя у нас там нет заявочных планов, город вообще почти не виден. Это как бы сознательное решение было. Но да, там есть несколько моментов. Там есть район, который так и называется «Московский». Там стоит сталинская высотка, как во всех союзных столицах, и вокруг нее вполне себе московские дома стоят.

    Алексей Пивоваров

    А ты двуязычный человек? Для тебя проблемы переключиться с англоязычного сценария на русскоязычный нет никакой?

    Михаил Идов

    Нет, вообще никакой.

    Алексей Пивоваров

    А как для сценариста необходимо ли какое-то переключение культурологического бэкграунда с русского фильма на англоязычный?

    Михаил Идов

    Нет. Именно поэтому я осознаю свои какие-то рамки и ограничения в качестве русскоязычного сценариста. Например, я реально не смог бы снять кино или написать сценарий, где действие происходит в деревне. Это был бы адский фальшак с моей стороны.

    Тихон Дзядко

    Я думаю, очень многие не смогли бы.

    Алексей Пивоваров

    Думаю, да. Мы городская цивилизация.

    Михаил Идов

    Тем не менее та же Наталья Мещанинова, например, пишет виртуозные диалоги заурядных людей. Вот фильмы Бори Хлебникова отличаются заурядными персонажами с абсолютно виртуозным способом самовыражения. Я сразу могу сказать, я так не умею из-за того, что у меня такой бэкграунд.

    Конечно, если посмотреть на все мои проекты, они, в общем, исследуют какой-то слом или связь между Россией и Западом: и «Лондонград», и «Оптимисты», и «Лето», которое в принципе про фанатов западного рока и то, как они пытаются жить вот этой жизнью хиппи и панков в Ленинграде. В некотором роде даже «Юморист», который тоже про столкновение русской и американской школы юмора.

    Тихон Дзядко

    Возвращаясь к началу нашего разговора, если говорить про кассовую судьбу фильмов и успешные в этом смысле образцы: ты смотрел «Т-34»?

    Михаил Идов

    Нет, пока не успел. Я просто приехал в Москву, и у меня сплошные интервью. Я очень хочу сходить в кино на несколько фильмов, но вот еще не успел. Я могу сказать, что очень многие такие российские блокбастеры последних лет мне очень нравятся. Они чрезвычайно крепко сбиты: «Легенда №17», «Движение вверх», «Экипаж». Я вообще большой поклонник крепко сделанного жанрового кино, поэтому мне очень приятно, что оно в России существует.

    Алексей Пивоваров

    А ты бы мог написать сценарий жанрового фильма про Вторую мировую?

    Михаил Идов

    Да, но он, опять же, был бы скорее с каким-то глобалистским вывертом. Я вряд ли смог бы написать его с позиций именно Великой отечественной. Это был бы, конечно, фильм именно про Вторую мировую, а не Великую отечественную.

    Тихон Дзядко

    Но тебя это не интересует? Ты этим не занимаешься?

    Михаил Идов

    Так получилось, что меня больше интересует Холодная война, и на эту тему мы много пишем. У нас же с Лили сейчас основная работа на телевидении: мы пишем для «Амазона» американо-немецкий сериал Deutschland 89. Это третий сезон сериала «Германия 83», который по всему миру прошел. Это то, чем мы занимаемся сейчас.

    Алексей Пивоваров

    Для зрителей поясни, кто такая Лили.

    Михаил Идов

    Это моя жена и соавтор, с которой мы пишем практически все вместе: «Лондонград», «Оптимистов», «Лето», которое даже, я бы сказал, Лили больше написала, чем я. Мы там разделились по гендерному признаку с ней.

    Алексей Пивоваров

    Если говорить про такие камерные авторские фильмы, ты смотрел фильм Алексея Красовского «Праздник», который тут нашумел страшно?

    Михаил Идов

    Да-да, конечно. Ну Красовский мой друг, я его всячески поддерживаю.

    Алексей Пивоваров

    Если оставить в стороне всю эту шумиху, что ты думаешь о фильме «Праздник»?

    Михаил Идов

    Не могу оставить в стороне шумиху, могу говорить только про шумиху. Потому что действия карательных органов вывели этот фильм из плоскости искусства в плоскость социального феномена. Только в этом контексте о нем теперь можно говорить.

    Алексей Пивоваров

    Ловко сказал, что не понравилось, мне кажется.

    Михаил Идов

    Говорить хороший или плохой фильм бессмысленно, когда человек ставит себя специально в такие рамки: не берет деньги вообще ни у кого, снимает за три копейки.

    Алексей Пивоваров

    Алексей был на этом самом месте. У нас тоже сложилось ощущение, что все это вместе — это такой акционизм, и шумиха была предполагаемой частью фильма.

    Михаил Идов

    Это довольно циничный взгляд на то, как человек подставляет под возможный удар самого себя.

    Тихон Дзядко

    Я, кстати, не соглашусь, что шумиха была запланирована или как-то ожидалась, но мне кажется, что по факту шумиху действительно невозможно отделять от самого кино. Потому что шумиха является частью этого фильма.

    Михаил Идов

    Опять же, с такой точки зрения цинично улыбающегося человека, который уже многое повидал в этой жизни, вы считаете после Серебренникова, что можно играть вот с такими материями, не подвергая себя прям никакому риску.

    Алексей Пивоваров

    Нет. Конечно это игра с очень высокой ставкой, с очень высоким риском. Я ему лично в глаза сказал, что он очень смелый и мужественный человек, потому что он вообще рискует личной свободой помимо всего прочего. Но есть действительно такие люди, которые сознательно на это идут. Акционисты, в том числе.

    Михаил Идов

    Павленский, Pussy Riot и так далее. Это хороший пример людей, у которых наказание является…

    Алексей Пивоваров

    Я вовсе, кстати, не уничижительно это говорил, а наоборот с большим уважением. Потому что я так не могу, а он, как мне показалось, может.

    Михаил Идов

    Здесь я полностью согласен. Я рад, что выяснилось, что мы на одной волне.

    Тихон Дзядко

    До того как стать режиссером и сценаристом, вы работали журналистом в Москве и в Соединенных Штатах. Объясните нам, что произошло с американскими либеральными СМИ?

    Михаил Идов

    Я не очень понимаю вопрос.

    Тихон Дзядко

    Последние годы американские либеральные СМИ, которые очень многим, в том числе в России, казались идеалами правильной и профессиональной журналистики, как представляется, от этого статуса отходят и становятся частью политического противостояния.

    Михаил Идов

    Скажем так, в Штатах разворачивается катастрофа этическая, моральная, политическая, на уровне трещащих просто по швам институтов. Там происходит совершенно закономерная реакция на эту катастрофу, потому что там страну надо спасать.

    Алексей Пивоваров

    Вот поподробнее об этом: прямо вот это правильное словоупотребление «катастрофа»?

    Михаил Идов

    Да, конечно.

    Идов (19 of 23).jpg
    Фотография:
    Денис Каминев / RTVI

    Алексей Пивоваров

    Поясни.

    Михаил Идов

    Потому что Трамп показал, что любая самая развитая демократия с 200-летними традициями, уважением к институтам и букве закона, при вторжении в нее вот такого коррупционного элемента превращается в Россию на раз-два. Мы сейчас живем в мире, в котором президент нарушает Конституцию практически каждый день. К сожалению, я не знаю, как сказать по-русски emoluments clause. Это незаконное обогащение себя при помощи политических рычагов.

    Алексей Пивоваров

    То, на чем вся российская элита живет.

    Михаил Идов

    Это происходит каждый день сейчас в Америке. Это то, за что президент США должен был подвергнуться импичменту уже почти два года, и никто ничего не делает. Все сидят на ладошках. Мы сейчас в глубочайшем конституционном кризисе. Я понимаю, что это не выглядит так с точки зрения России, но сейчас все средства хороши. Я буду голосовать за любого кандидата от любой партии с наибольшим шансом выбить оттуда Трампа.

    Тихон Дзядко

    Трамп — причина этой катастрофы или ее следствие?

    Михаил Идов

    Мы прекрасно понимаем, что и то, и другое, потому что никто не предсказывал, что будет вот так. Механизмы, которые привели Трампа к власти — это те же механизмы, которые сейчас задействованы по всему миру. Это усталость от самого понятия авторитета экспертизы и желание действовать сердцем, которое нам дало Брэкзит, Трампа, рост правого движения в Венгрии, Австрии, где угодно. Это очень-очень страшное время. Скорее всего конец послевоенного либерального миропорядка. На что будет похож следующий этап, мне трудно сказать. Надеюсь, что что-то более демократическое и социалистическое.

    Алексей Пивоваров

    Поскольку ты так мрачно смотришь на ситуацию в Америке и в Европе, не могу не спросить. На твой взгляд, чья ситуация более тревожна и возможно даже отчаянная: у Америки или у России?

    Михаил Идов

    Сейчас на коротком промежутке — у Америки. Потому что Америке есть больше чего терять. Россия все-таки по факту на самом деле переживает не худшие свои дни, если взять…

    Алексей Пивоваров

    Если взять Ивана Грозного и усатого Иосифа, то конечно.

    Михаил Идов

    Ну да. Скажем так, от происходящего в Америке меня лично больше как-то щемит, потому что там все еще можно исправить, но часики-то тикают.

    Алексей Пивоваров

    А дальше прям Оруэлл начинается?

    Михаил Идов

    Дальше… Я не знаю, что начинается, я не предсказатель будущего. Но ничего хорошего, потому что сейчас всему миру нужно как-то пережить вот этот переход к глобальности. Переход к тому, что белой цивилизации в принципе больше не должно быть, а должна быть все-таки такая радужная коалиция. Если от ужаса этой перспективы достаточное людей отшатнется в фашизм, то…

    Все равно понятно, что моральная дуга вселенной длинна, но клонится к справедливости, как говорил Мартин Лютер Кинг. Поэтому понятно, что в долгосрочной перспективе я всегда верю в триумф индивидуальной свободы и либеральных ценностей. Но, боюсь, в ближайшее время мы можем увидеть что-то совсем неприятное.