Реклама
На троих
22:16
25 Октября 2018 г.
Жора Крыжовников о пьянстве, черном юморе, запретных темах и новом сериале
Поделиться:

Жора Крыжовников о пьянстве, черном юморе, запретных темах и новом сериале

Видео
Жора Крыжовников о пьянстве, черном юморе, запретных темах и новом сериале

Режиссер Жора Крыжовников дал большое интервью Алексею Пивоварову и Тихону Дзядко в программе «На троих». 


Жора Крыжовников рассказал:

  • Чем его новый сериал «Звоните Ди Каприо!» отличается от «провинциальных историй», которые он снимал до этого, и из-за чего он не прошел в эфир ТНТ

  • Почему он считает, что кино нужно снимать для себя, а не для целевой аудитории

  • Может ли он назвать себя либералом

  • Почему считает, что Кирилл Серебренников — фанатик своей профессии

  • За что он не любит «Игру престолов» и почему не будет смотреть последний сезон «Карточного домика» без Кевина Спейси

Тихон Дзядко

Давайте начнем с вашего нового сериала «Звоните Ди Каприо». Правда, что цитату для названия вы подслушали у Нагиева, если я не ошибаюсь?

Жора Крыжовников

Да. Дмитрий Владимирович шутит на съемочной площадке, у нас по крайней мере шутил: «Если вас этот дубль не устраивает — зовите Маковецкого».

Тихон Дзядко

Маковецкого?

Жора Крыжовников

Да. «Я сделал все, что мог, зовите Маковецкого».

Тихон Дзядко

Почему вы выбрали Ди Каприо, а не Тома Круза?

Жора Крыжовников

Потому что для нашего героя, которого играет [Александр] Петров, [Сергей] Маковецкий это уже какое-то старшее поколение, оно не является прям вот прямым заместителем. Да и амбиций у него побольше, поэтому он считает, что только Ди Каприо может лучше, чем он.

Крыжовников-6.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

Так вот. Вы в этом сериале, я поясню нашим зрителям, которые еще не успели его посмотреть, не раскрывая всю канву. В центре главный герой, популярный актер, у которого жизнь неожиданно вся идет под откос: его выгоняют из сериала, его бросают его девушки, а более того, у него появляется подозрение на СПИД. Давайте посмотрим трейлер.





Алексей Пивоваров

Мы посмотрели то, что уже лежит на сервисе ТНТ-PREMIER, этот сериал выкладывается туда. Скажу за себя, мне очень понравилось.

Тихон Дзядко

Присоединяюсь.

Алексей Пивоваров

Мне кажется, что это большая работа, превосходящая средние реальные российские рамки очень сильно. Мне показалось, что она страшная. Сейчас объясню, почему. Есть много примеров, когда комедия маскируется под драму или трагедию, а вот наоборот — такого мало. И мне показалось, что это как раз то, что начинается, как комедия, довольно быстро сначала оказывается драмой, а потом совершенно трагической историей. Мы не смотрели до конца, но хеппи-энда там явно не предвидится. Как вы формулировали жанр, когда приступали?

Жора Крыжовников

Драма. Как минимум. Мы хотели сделать драму вместе с моими соавторами сценария — Женей Хрипковой и Петром Внуковым. Другое дело, что нам изначально казалось, что в любой драматической ситуации человек пытается скорее выплыть, чем утонуть.

Юмор, исходящий от персонажей, или даже в ситуации, в которые он попадает, он может юмор допускать. Поэтому это даже не камуфляж, мы не прячем драматическое, мы пытаемся это использовать для того, чтобы история была более реалистичной. Потому что, когда два грустных человека друг напротив друга грустно о грустном разговаривают, считается, что это драма. На самом деле они могут и обмениваться шутками, от этого веселее не становится.

Алексей Пивоваров

Становится только страшнее.

Жора Крыжовников

Да, если они понимают, в чем реальная опасность для них. Поэтому вот этот микс хотелось попробовать.

Тихон Дзядко

У меня еще такое ощущение, не буду скрывать, что я являюсь большим поклонником ваших фильмов, что «Звоните Ди Каприо» — логичное развитие темы, которая есть и в «Горько!» и в «Самом лучшем дне». Которые, скорее, такие разухабистые комедии, во всяком случае их такими считают.

Алексей Пивоваров

Общественное восприятие.

Тихон Дзядко

В том смысле, что вы показываете некоторые темные, скажем так, стороны национального характера. В то же время ощущение, что это такой немножко, знаете, как хохотать над пьяным, что ничего смешного в этом нет.

Жора Крыжовников

Ну, во-первых, «Звоните Ди Каприо» по стилистике, по истории и, я надеюсь, жанру отличается от того, что я делал до этого. Потому что эта условная трилогия — «Горько!», «Горько! 2» и «Самый лучший день» — это все-таки провинциальные истории. Провинциальные истории про Россию, которая живет в другом времени, чем Москва. Однозначно. Поэтому этот юмор, не знаю по поводу «над пьяным», я сразу теряюсь просто в этой теме, потому что это то, за что упрекают. Хотя, мне кажется, если упрекать за то, что в фильмах у меня там кто-то пьет, то надо выйти вот на на какой-то перекресток где-то и сказать: «Россия! Что же ты делаешь?»

Тихон Дзядко

«Россия, ты одурела».

Жора Крыжовников

Но задача-то отражать в жанре «реализьма», так скажем. Здесь все-таки другие герои. Это Москва, это совершенно другой слой, это другие конфликты в другой среде. Поэтому я-то наоборот, может, у меня не получилось, но я-то пытаюсь все равно пойти в какую-то другую сторону, так скажем. Я, честно говоря, прямой преемственности не вижу. Может, она просто со стороны очевидней.

Тихон Дзядко

Со стороны кажется, что она есть.

Алексей Пивоваров

Я попробую по-другому этот вопрос сформулировать. В вами упомянутой трилогии — понятно. Там много персонажей, которые находятся в алкогольном опьянении. В первой серии «Ди Каприо» герой тоже практически всю серию в неадеквате пребывает. Видимо он, правда, не пьет, а что-то посерьезнее, но неважно.

Я вот что подумал. Значит, есть же большая традиция в советском кино, когда история крутится вокруг неадекватного состояния главного героя. Самый знаменитый, наверное, пример — «Ирония судьбы». Но почему-то там, когда герой трезвеет, все встает на свои места, образуется светлая лирическая концовка, и все в общем хорошо, наши пляшут. В ваших фильмах на этих людей смотришь, на этих персонажей, и думаешь, что, не дай бог они протрезвеют — они будут еще страшнее.

Жора Крыжовников

Я вам раскрою секрет. Дело в том, что вы так или иначе находитесь вот в этой хейтерской лексике, потому что наши главные герои в «Горько!» не пьют. У нас пьет второй план. Эпизод. Понимаете?

Алексей Пивоваров

Спросите любого зрителя «Горько!», он скажет, что это фильм, где все бухают. Совершенно точно.

Жора Крыжовников

Да-да, вот именно.

Крыжовников-20.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Не потому, что хейтерство, а потому, что очень нравится.

Жора Крыжовников

Нет, кому-то нравится, кому-то нет. Падают и сходят с ума у нас герои второго плана. У нас главные герои не пьют. В «Самом лучшем дне» проблема главного героя — пьянство. Да, действительно, это есть. Но эта пьеса Островского «Старый друг лучше новых двух» и, к сожалению, и сто пятьдесят лет назад эта проблема существовала. То есть тут утыкаешься в то, что есть. Я не знаю. Нас не интересуют в реальности те персонажи, которые там будут трезветь. Там главные герои, у них конфликты внутренние, между собой, родители, дети, чего мы хотим, чего мы не хотим, как мы хотим жить. Там совершенно другой конфликтный ряд.

Тихон Дзядко

Мы вернемся еще и к «Ди Каприо» и к «Горько!» и к «Самому лучшему дню», но у вас есть еще отличная короткометражка, которая называется «Нечаянно». Давайте посмотрим небольшой фрагмент и о ней тоже поговорим.





Тихон Дзядко

Скажите, а вот эта готовность к убийству или, скажем так, превращению всего вокруг в черную комедию, это тоже такая национальная черта, как и пьянство героев второго плана в «Горько!»?

Жора Крыжовников

Мы с вами говорили перед началом о том, что у нас разные профессии в том смысле, что вы находитесь в пространстве темы, идеи, некоего аналитического анализа того, что сделано, своей какой-то оценки. А мы — режиссеры, сценаристы — рассказываем истории, кто-что сделал, куда пошел.

Изначально, когда я это писал, мне показалось, что человек зашел и случайно убил. Вот что из этого может быть? Такой Раскольников без идеологии, на вашем языке я готов сказать. Тот почему-то это сделал, а этот сделал случайно. Вот что дальше будет происходить? В этом смысле это некий эксперимент. Я понял, что придут родственники. Они ему попытаются как-то помочь советом. Все вместе объединятся вокруг этого.

Тихон Дзядко

Потом придет родственник убитой.

Жора Крыжовников

Потом придет родственник убитой, и его придется убить. Другого выхода нет, потому что они уже все замазаны. Это единственно возможное действие. Вот. Это была экспериментальная работа. Я, честно говоря, думал, что покажем на Кинотавре и все. Потом ее кто-то взял и выложил в сеть. Это не я выложил то, что лежит в ютубе. Вдруг оказалось, там дискуссия какая-то, про Украину. Там, если почитать комментарии...

Тихон Дзядко

Я просто помню, если я не ошибаюсь, вот эта короткометражка вышла примерно одновременно с фильмом Звягицева «Левиафан». Я помню, что кто-то, Борис Акунин что ли, у себя в фейсбуке сравнивал, что вот там Россия безысходная, вот здесь Россия безысходная.

Алексей Пивоваров

Я думаю, что Жора точно не имел это в виду.

Жора Крыжовников

Для меня это Горько-антидот, если тематически говорить. Но «Горько!» это про объединение семьи — счастливое объединение семьи, прошедшей через трудности взаимного понимания. И вот они в конце спели вместе песню и пошли прыгать в воду веселые радостные.

Здесь то же самое происходит — разрозненные конфликтующие люди, объединенные убийством человека, наконец-то вместе собрались у новогоднего стола, сказали друг другу какие-то важные слова, пожелали счастья, благополучия, теплого хлеба, чистого неба. То есть это то же самое, что «Горько!», только короче и наоборот. С противоположным знаком. С людьми, с которыми не хотелось бы оказаться вместе. Если в «Горько!» все равно мне все персонажи симпатичны, есть какие-то страшные, вот я говорю, там второго третьего плана, которые откуда-то приехали. Это неуправляемая масса, дикая. Все равно основные персонажи мне симпатичны.

Крыжовников-12.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Я уже понял, что вы не думаете о высоких аналитических философских материях, когда создаете историю. Но вы же не можете не думать о целевой аудитории? О зрителе, грубо говоря? Вы на кого больше ориентируетесь? На того, кто как и вы ужаснется и подумает, как народ может жить, или кто себя ассоциирует и с пьянством и с загулом? Но не говорю с убийством.

Жора Крыжовников

Смотрите, парадокс. Если говорить про «Горько!», то парадокс в том, что негативно реагируют на пьянство те, у кого с этим проблемы.

Алексей Пивоваров

На все проблемы негативно реагируешь, когда они в тебе есть. Это известно.

Жора Крыжовников

Это может быть связано с родителями — родители пили, отец пил, родственники какие-то, сын умер от пьянства, тогда это невозможно смотреть. История в том, что я не пью вообще. У меня такой проблемы нет, с родителями у меня такой проблемы не было, поэтому мне в некотором смысле это даже мешает. Потому что я смотрю на это иначе. Я смотрю на это как — ну вот так бывает, вот свадьба, выпили они. У меня нет какой-то коннотации ужаса. У меня этого нет, поэтому это нас различает. Меня в этом смысле это и не ужасает. Мне кажется, что все у них будет нормально.

Алексей Пивоваров

Все же вы не для себя кино снимаете.

Жора Крыжовников

По поводу целевой аудитории. Да, я услышал этот вопрос. В реальности, делать надо для себя. Какая целевая аудитория? Для целевой аудитории делают равнодушные малоуспешные проекты.

Алексей Пивоваров

Весь телек живет на целевой аудитории.

Жора Крыжовников

Да.

Алексей Пивоваров

Как раз на телеке любой продюсер вам скажет — нельзя делать для себя, надо делать для целевой аудитории.

Жора Крыжовников

Да-да-да. Я понимаю.

Алексей Пивоваров

У вас не так?

Жора Крыжовников

Нет, слава богу. У меня есть возможность делать так, как я хочу. Мне повезло в этом смысле. Потому что первый проект был малобюджетный и не было никаких обязательств, никто особо не рисковал. Бюджет был сорок пять миллионов рублей, что по меркам кино это вообще.

Алексей Пивоваров

Нет, «Ди Каприо» это уже серьезное.

Жора Крыжовников

Но «Ди Каприо» каким стал? Грубо говоря, «Ди Каприо» у меня была возможность снимать, потому что я снял «Самый лучший день», и продюсеру Александру Дулерайну он понравился. Когда мы с ним первый раз встретились, он говорит: «Какой классный, именно по-режиссерски, а давай у нас вы что-то тоже сделаете».

Алексей Пивоваров

У нас это на ТНТ?

Жора Крыжовников

На ТНТ, да. Мы в итоге запустились с этим проектом. Сначала с пилотом, потом писали, потом снимали. Я про целевую не знаю. Я не знаю, что такое думать про целевую. Это же невозможно. Мне кажется, это такая абстракция.

Тихон Дзядко

Ну почему абстракция? Можно ведь себе предположить, что аудитории больше понравится, например, про загул, нелепые какие-то истории, людей, свадьбы, то, се, пятое, десятое, чем, например, про что-то другое.

Жора Крыжовников

Смотрите, я вам расскажу. Вот как мы с этим работаем. У нас есть три основных инструмента: фокус-группа, экзитпол, сборы. Фокус-группа это мы показываем до фильма, собираем мнения. Потом в первую неделю проката люди встают в кинотеатрах и тысячу человек опрашивают на выходе, обычно в пяти городах: Красноярск, Нижний Новгород, Краснодар, Москва, Самара. И мы получаем тысячу человек. Это, в общем-то, статистически значимые данные. Если фокус-группа это 100-150 человек, то здесь 1000 человек. И мы знаем, что понравилось, что не понравилось, на что реагируют.

Так вот я вам скажу, что действительно, когда герой пьет, это вызывает негатив. Парадокс в том, что если просто убрать все, что раздражает, продукт становится бесполым, и это тоже может не понравиться. Здесь нужно найти баланс между раздражением, условной провокацией, хотя дело не в ней, а в том, чтобы рассказывать реалистично, по-настоящему, по-честному и в то же время не переходить границы, где начинается отвращение. Вот это работа с аудиторией. Но, опять-таки, она начинается, когда продукт готов. Ты-то уже историю придумал, снял, смонтировал и дальше...

Алексей Пивоваров

Но уже никак не исправишь.

Жора Крыжовников

Ну, особо не исправишь. Ты можешь убрать неудачную шутку, которая вызывает раздражение у всех, например, или какое-то поведение персонажа, одну сцену. Да, ты ее можешь убрать, но ты не можешь саму фактуру переделать. И удивительно то, что люди смотрят историю, грубо говоря, с ваших позиций. Среднестатистический зритель оценивает только морально-этические нормы.

Алексей Пивоваров

Все-таки мы партийные журналисты с тобой, Тихон.

Крыжовников-10.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

Да-да-да. Как сказала наша гостья Авдотья Смирнова.

Жора Крыжовников

Вы не партийные журналисты, вы как обычные зрители. Потому что обычный зритель смотрит — хорошо или плохо поступает герой? Если женщина изменяет, она очень плохая, если мужчина изменяет, то он ошибся, может, исправится. Это какие-то базовые установки, с которыми практически ничего невозможно сделать. Грубо говоря, надо знать, что, если какой-то женский персонаж изменил своему мужчине — она окажется на последнем месте по оценкам. Все. Надо смириться с этим. Ее не спасти в глазах зрителя. Он ее поставит на последнее место.

Алексей Пивоваров

В России.

Жора Крыжовников

В России, да. Про Голландию ничего сказать не могу.

Тихон Дзядко

Единственное меня, конечно, удивляет в том, что вы говорите, что пьянство вызывает негативную реакцию.

Жора Крыжовников

Так это, видимо, какая-то травма нашего общества.

Алексей Пивоваров

Да, мы это уже обсудили. Раздражает в других то, что есть в себе.

Жора Крыжовников

Ну или у тебя есть опыт. Ты видел, я не знаю, какой-то ужас, связанный с этим, и у тебя это там отзывается где-то в подсознании, и ты — господи, отвратительно!

Тихон Дзядко

Раз уж мы заговорили про тему журналистов.

Алексей Пивоваров

Месяц назад у нас здесь была Дуня Смирнова — ваша коллега. Была большая дискуссия в фейсбуке вокруг нашего разговора. Один из основных вопросов, который обсуждался — и, кстати, это нам Дуня его задавала — что ценнее: родина или свобода?

Жора Крыжовников

Вот такой у нас будет разговор?

Алексей Пивоваров

У нас разный разговор будет. А для вас что?

Жора Крыжовников

Ого. Ну надо было высылать вопросы. Так. Родина или свобода. Вы знаете, это «кого ты любишь больше: папу или маму?»

Алексей Пивоваров

Государство или свободу?

Жора Крыжовников

Да государство, господи, зачем оно нужно. Нет, ну...

Крыжовников-24.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Вы ответили. Этот ответ засчитан, мне кажется. Поехали дальше.

Жора Крыжовников

Государство это — менеджерский аппарат надстроенный. Ну зачем... Нет.

Тихон Дзядко

У нас есть еще несколько вопросов подобного плана, потом вернемся к кино, честное слово. Вы себя кем позиционируете? Вы себя можете назвать либералом или нет?

Жора Крыжовников

Безусловно. Конечно.

Алексей Пивоваров

Мы заметили, что вы, в отличие от многих коллег по цеху, себя особо никак не проявляли, не позиционировали в политическом смысле. Наверное, это хорошо.

Жора Крыжовников

Нет, ну, меня звали к Соловьеву, я не пошел.

Алексей Пивоваров

Что тоже поступок, по нынешним временам. Но мы заметили, куда вы пошли. Вы пошли на суд по делу Кирилла Серебренникова.

Жора Крыжовников

Да, на избрании первой меры пресечения я был, да.

Алексей Пивоваров

А вот где эта граница для вас проходит, после которой вы выходите в публичное поле и показываете свою позицию как гражданин?

Жора Крыжовников

О, господи. Да просто с Кириллом Семеновичем, на мой взгляд, все понятно, очевидно. Просто, если хотя бы чуть-чуть знаком с Кириллом Семеновичем, ты понимаешь, что ты имеешь дело с фанатиком. Фанатиков своей профессии очень мало. Я учился в театральном вузе — Российская академия театрального искусства — я театральный режиссер по профессии. Поэтому я немножко эту среду знаю.

Я знаю, что из-за того, что там отсутствуют реальные деньги и реальная конкуренция, этим занимаются только пассионарии. Если успешный какой-то театр, то это безумец какой-то стоит во главе, который несмотря ни на что работает, работает, работает и требует этого от других. Мой опыт работы в театре всегда был связан с тем, что никому ничего не надо. И эти люди еще обижаются на тебя за твои требования. Это невозможно. Ты можешь делать только вопреки.

Если Кирилл Семенович столько работал, это значит, что он там не из-за денег. Потому что гораздо больше денег на телевидении, в кино. В десятки, в сотни раз. Гонорары телевизионных и кинорежиссеров выше театральных в десятки раз. Это и не снилось. Если человек продолжает копать, мотыжить в этом театре, то он делает это не для денег. Поэтому для меня очевидно, что там какое-то хищение, или что-то там произошло, это связано не с ним. С бумагами, с отчетностью, с этой кривой системой, по которой государственные деньги выделяются.

Я пошел, потому что понимаю, что, если Кирилл Семенович оказывается в такой ситуации, а мы ничего не можем сделать, скандируем «Кирилл! Кирилл!», то мы все просто абсолютно бессильны. Я абсолютно бессилен. За меня-то и не придет никто.

Тихон Дзядко

Это вы лукавите, я думаю.

Алексей Пивоваров

Я думаю, что на самом деле придет. Но, я надеюсь, мы не будем иметь возможность это проверить.

Жора Крыжовников

Может, человек пять, какие-то мои знакомые придут.

Алексей Пивоваров

Я думаю, что намного больше, конечно.

Жора Крыжовников

Да нет, ну.

Тихон Дзядко

Давайте будем исходить из того, что такой истории не случится.

Жора Крыжовников

Я как пример говорю, что, если Кирилл Семенович продолжает находиться под домашним арестом, то мы все для государства доминошки. Вот такой уровень усилий нужен со стороны государства, чтобы честного человека опрокинуть, который работает на своем месте, делает какой-то продукт, о котором знает мир, Европа, как минимум.

Тихон Дзядко

Кстати, после этой истории и к разговору о государственной системе финансирования. Вы считаете для себя правильным допустимым возможным брать деньги у государства на свои проекты?

Жора Крыжовников

Я до этого всегда находился в коллаборации. «Звоните Ди Каприо» — это деньги ТНТ, они, отчасти, наверное, имеют отношение к государственным. Скорее наоборот. А что касается фильмов — да. Государственные деньги выделяются, и в этом смысле я в такой же, наверное, опасности, в такой же ситуации. Наверное, можно найти какие-то нарушения использования государственных средств.

Что касается будущего, то сейчас вся киноиндустрия действительно заточена под получение помощи. Потому что часто дают деньги возвратные. Например «Горько!» снят на возвратные деньги. Мы получили какую-то сумму и потом ее полностью вернули. И «Горько! 2» так же, и «Ёлки» на таких же условиях, но это ссуда, она беспроцентная. Ты берешь год эти деньги используешь, потом возвращаешь. Все равно это государственная помощь. Конечно, киноиндустрия от этого зависит. Телевидение чуть посвободнее, оно имеет возможность на свои деньги делать.

Крыжовников-14.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Но там большие рекламы идут.

Жора Крыжовников

Да. Есть рекламный рынок. Кино более рискованное. Поэтому, если говорить про кино — у меня просто сейчас нет кинопроекта — то мы, конечно, зависим. Мы, конечно, зависим.

Алексей Пивоваров

Давайте вернемся к вашей премьере на сервисе ТНТ-PREMIER. Это сериал «Звоните Ди Каприо», в центре которого, сначала успешный, а потом не слишком, актер. Вот эта тема с тем, что главный герой неожиданно находит у себя ВИЧ. Она очень неожиданная и необычная для русского сериала в принципе. Это возникло по ходу пьесы или это была принципиально сценарная задумка?

Жора Крыжовников

Когда меня подключили к этому проекту, была написана первая серия — пилотная. Она была другой немножко по составу событий, но эта вещь, что главный герой вдруг понимает, что у него ВИЧ, была уже прописана. Это был вызов. Потому что это безусловная драматическая ситуация, которая экстремальная, которая задает некий тест на выносливость этого человека, вообще все, что с ним дальше будет. Она открывает большие сценарные возможности.

Для того, чтобы написать такую историю, надо не только со СПИД центром связаться, поговорить с этими людьми, посмотреть, почитать и так далее, но и на себя примерить. Самому об этом задуматься. Поэтому это интересно было изначально. Я сразу приехал на следующее утро в компанию Good Story media к Антону Щукину, продюсеру. Говорю: «Ну все, давайте! Только, если вы меня пустите писать вместе с вами, потому что мне важно быть в истории от начала». Они говорят: «Конечно, давай. Давай делать это вместе». Мы начали писать, исследовать, смотреть. Это вызов, которого мне очень не хватало.

Честно говоря, я после «Самого лучшего дня» точно был уверен, что я чистых комедий в ближайшее время больше снимать не буду. Я не могу. Я просто подошел к какому-то пределу. Особенно на провинциальном материале. Дальше пойдут повторы: есть уже и мюзикл, и про похороны, и про свадьбу. Волей-неволей начнешь повторяться. А здесь совершенно другая фактура, вот с чего мы начали, почему для меня это другая история. Все по-другому. Потом, телевидение, на котором я работал в разные годы на разных ролях, вывернуть немножко эту варежку наизнанку, увидеть то, что видим мы, посмотреть в другую сторону. Это тоже было интересно. Вызов был еще и в том, что на телевидении считается, — это сказал Александр Дулерайн — что, ну вот это не успешно, когда мы про себя снимаем, про кино, про телевидение, это обычно зрителя отталкивает. Тоже, мне казалось, да мы же люди.

Алексей Пивоваров

А был ли вызов а том, что тема ВИЧ и СПИД в России во многом табуирована?

Жора Крыжовников

Безусловно. Конечно. Полтора миллиона инфицированых, а мы живем будто этого не существует. И информации все меньше-меньше-меньше. Она схлопывается. У американцев, у них же регулярно выходят сериалы и фильмы с темой ВИЧ, и там как раз очень положительная статистика. В 1988 году было 86-88% людей, которые думали, что бытовым способом передается. Сейчас 46%. Все равно много, но это за счет, в том числе, сериалов, фильмов.

Тихон Дзядко

Вы упоминали СПИД-центр. Насколько мы понимаем, вас консультировал Антон Красовский?

Жора Крыжовников

Да, Антон консультировал. Мы были в СПИД-центре реальном, это тоже опыт, конечно. Поехали мы как-то в субботу все вместе сценаристы.

Алексей Пивоваров

А что значит вы были? Сидели и смотрели просто?

Жора Крыжовников

Мы зашли туда, мы поговорили с врачами. Важно было там побывать для того, чтобы эту историю писать. Как только мы поняли — вот герой — надо ехать в государственный СПИД-центр. Мы поехали сами туда, увидели, как это происходит.

Тихон Дзядко

Какие впечатления у вас?

Жора Крыжовников

Удивительные детали связаны, например, с тем, что в государственном СПИД-центре все вывески черные. Вот в обычно поликлинике «врач» на синей вывеске, а там на черной. Белым по черному. Она уже траурная.

Тихон Дзядко

Иначе говоря, когда ты заходишь, ты понимаешь, что все плохо.

Жора Крыжовников

Да. Это вот странно. Потом, мы это не вставили, но мы видели там прикольные очень людские проявления, когда, например, на наших глазах вышел молодой парень из кабинета инфекциониста, прошел несколько шагов и «йес!» — нету у него ВИЧ. Он пришел за повторным анализом и у него нет ВИЧ. Мы там бродим по коридорам, подглядываем, но не впрямую. Женщина какая-то увидела, что мы странно себя ведем, и она говорит: «Вот сюда за бесплатными лекарствами! Сюда-сюда!» Она подумала, что мы новенькие и стесняемся, и решила нам помочь. Веселая ВИЧ-инфицированная женщина в СПИД-центре. Потом церковь, которая на территории. Мы вышли, прошли в эту церковь, в которой тоже какие-то люди. Это опыт.

Алексей Пивоваров

А вот этот персонаж, который есть у вас уже в первой серии, охранник этого СПИД-центра...

Жора Крыжовников

Это не оттуда.

Алексей Пивоваров

Охранник-гомофоб, я поясняю. Он герою говорит, что «все вы пидара...» Не знаю, можем мы в эфире это произносить?

Тихон Дзядко

Не уверен.

Алексей Пивоваров

Ну, «все вы „пип-пип“ и правильно, что все вы заболеваете».

Жора Крыжовников

Это документальная реплика, но сказанная в другом месте другим персонажем. Наш метод «реализьма» он, в том числе, в том, что мы ищем реальные тексты, вспоминаем то, что с нами было в реальных ситуациях или слышали. Вот то, что говорит охранник, я слышал лично от человека, который там рассуждал, что такое, как и кто виноват. Это прям дословная запись.

Алексей Пивоваров

А как вам кажется, кстати, вот эта гомофобия бытовая, как ее принято называть, она связана только с отсутствием образования и пропаганды того, как он передается, как он не передается, или в этом что-то еще есть?

Жора Крыжовников

Я, честно говоря, не знаю. У нас же не про гомосексуалистов сериал, на всякий случай.

Алексей Пивоваров

Нет, совсем нет. Мы посвидетельствуем.

Жора Крыжовников

Там у них обратные проблемы. Я, честно говоря, не знаю. Это как с ВИЧем. Скорее всего просто нет информации и все. Как только нет информации, возникает штамп, возникает готовый ответ вместо реального.

Тихон Дзядко

Упомянутый Антон Красовский был здесь неделю назад, сидел на вашем месте. Как раз мы говорили о том, что около года назад или чуть больше, он сделал то, что принято называть каминг-аут, когда сообщил о том, что инфицирован. Вы как относитесь к подобным жестам? Вам кажется, что они полезны?

Алексей Пивоваров

Важны?

Жора Крыжовников

Скорее, да. Потому что любая правда, как бы это пафосно сейчас ни звучало, может быть даже наивно, она сильнее умолчания. Я думаю, что да, это работает. Вопрос в том, что у нас информационные каналы пережаты. У нас такой прямой коммуникацей с массовой аудиторией вы, например, не занимаетесь. А те, кто занимаются, они об этом не говорят.

Крыжовников-16.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

Занимаются другими вещами.

Алексей Пивоваров

Они другую информацию дают.

Жора Крыжовников

Тут, с одной стороны, жест — да, но кроме самого жеста нужно, чтобы...

Алексей Пивоваров

Он дошел до реципиента.

Жора Крыжовников

...он дошел до тех, кому нужно об этом думать, кто должен это как-то осознавать, с этим работать. С этим у нас проблема-то.

Алексей Пивоваров

Давайте вернемся снова к кино. Это ваш первый полностью самостоятельный сериал? В том смысле, что вы делали серии в сериалах, насколько мы знаем.

Жора Крыжовников

Не, я снимал сезон «Кухни», но он был написан авторами. То есть я не имел отношения к сценарию.

Алексей Пивоваров

То есть вот это можно считать вашим первым, полностью вашим сериалом?

Жора Крыжовников

Вместе с авторами, да.

Алексей Пивоваров

Насколько это отличалось от работы над полным метром? Было ли вам непривычно? Незнакомо?

Жора Крыжовников

В принципе никак не отличалось. Все измеряется количеством вложенного труда и готовностью бесконечно переписывать, переделывать. Я вот говорю, мы благодаря ТНТ и их открытости, переснимали очень много. Кроме основного блока в пятьдесят шесть смен, нам потом дали еще шесть, потом еще две, потом еще две. Это все было связано с творческим процессом. Не говоря о том, что мы год писали и переписывали. Особой разницы нет, кроме выработки. На сериале надо было снимать семь минут полезного материала, так называемого. Кино это три-три с половиной в съемочный день.

Крыжовников-26.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Я еще хочу утотчнить. Я недавно общался с Сергеем Сельяновым, выдающимся российским продюсером, он как раз сказал, что на его взгляд нет ни одной сериальной истории, которую нельзя было бы рассказать, ужав соответственно, в обычном полном метре. Вы согласны? Вот, скажем, про «Ди Каприо»?

Жора Крыжовников

Да, полный метр теоретически из него можно было бы сделать. Даже были предложения. Я, когда показывал продюсерам. Тимуру, например, показал трейлер. Он говорит: «О, так это кино, давай сделаем». но это невозможно...»

Тихон Дзядко

Невозможно почему?

Жора Крыжовников

Ну потому что это принадлежит ТНТ. Как мы сейчас сделаем из этого кино? С другой стороны, сериал дает возможность рассказывать историю настолько подробно, насколько ты хочешь. Уделять внимание деталям, персонажам, разрабатывать их. Когда у тебя девяносто или сто двадцать минут волей-неволей ты от очень многого ценного...

Алексей Пивоваров

Порубил и вперед.

Жора Крыжовников

Да, придется отказаться. Поэтому это вопрос некоего компромисса. Мне кажется, что для нашей истории восемь серий — это прям то, что надо.

Алексей Пивоваров

Не самый большой сериал, кстати.

Тихон Дзядко

А вы согласны с тем, что за сериалами будущее? В том плане, что они заменят большие романы и кино, в перспективе?

Жора Крыжовников

Нет, никто ничего не заменит. Сейчас бум сериалов именно из-за того, что есть возможность рассказывать истории, которые ты в кино не расскажешь. Какое ограничение в кино? Оно должно быть до определенной степени аттракционом, развлечением. Туда ходит более молодая публика. Она хочет развлекаться. Драма не собирает. Времена, когда в кино выходила драма и собирала, прошли. Это очень ограниченные цифры.

Алексей Пивоваров

Ну, да, «Левиафан» много не собрал в сравнении с хитами.

Жора Крыжовников

В сравнении с «Движением вверх». Там аттракционная часть есть, все, фильм работает. Найти эту аттракционную часть и через нее рассказать драму — это сейчас задача больших продюсеров. В сериале у тебя нет этого обязательства, потому что зритель не ждет, что ты его будешь развлекать, что будет громко, очень здорово, кресло будет трястись и так далее. Поэтому есть возможность рассказывать по-настоящему серьезные, экспериментальные, вызывающие истории. Америка этим занимается, у них есть деньги, они делают все, что хотят, и это шикарно. До нас это, так или иначе, по-тихонечку доходит.

Алексей Пивоваров

Какие у вас любимые сериалы?

Жора Крыжовников

«Больница Никербокер», «Карточный домик» — это два самых любимых. Я пересматривал и «Карточный домик» сезонами просто, «Никербокер» я пересматривал, первый сезон многократно, второй — не очень. «Американскую историю преступлений» про Версаче пересмотрел три раза. Просто это и снято еще круто и рассказано — там время идет наоборот. Вот где сейчас, как мне кажется, настоящие рассказчики историй, то, чем реально наша профессия занимается, рассказыванием историй. Они сейчас в сериалах. В Америке-то однозначно.

Крыжовников-9.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

Коль уж упомянут «Карточный домик», не могу не спросить, как вы относитесь к тому, что в новом сезоне не будет Кевина Спейси?

Алексей Пивоваров

«Убили» Кевина Спейси.

Жора Крыжовников

Отрицательно. Смотреть не стоит. Мне кажется, это бессмысленно. Это «Ричард III» Шекспира, рассказанный современным языком. Они это сами признают. И история Ричарда, которая закончится тем, что в гостинице она его выселила — смешно. История в том, что человек достигает власти и ее теряет. Падение. Ну как в фильме Скорсезе «Бешеный бык». Он забирается на вершину, потом падает. «Волк с Уолл-стрит» забирается на вершину — падает. В этом смысл этой драмы «Карточный домик». А он забрался и дальше пропал, или что там они придумали.

Тихон Дзядко

Я имею в виду даже не то, как вы относитесь к драме Френка Андервуда, а к драме Кевина Спейси?

Жора Крыжовников

Со сценарной точки зрения, прежде всего, я не буду это смотреть, потому что это бессмысленно, я считаю. Что касается драмы Спейси, мы не знаем, что там было. Мне, конечно, жаль. Мне жаль, что мы потеряли такого артиста.

Алексей Пивоваров

Будем надеяться, что его все-таки простит американский истеблишмент. Это по вашей части, Тихон, американский истеблишмент. А что вы думаете о сериале, о котором говорят, что вот он по-настоящему изменил отношение самой индустрии и зрителя к этому жанру — об «Игре престолов»?

Жора Крыжовников

По-настоящему изменил правила игры «Клан Сопрано». Я рекомендую прочесть книжку, которая называется Difficult Men. Она на русский не переведена, но она издана, ее можно купить на Амазоне или где-то еще. Где подробно рассказывается, что произошло с индустрией сериалов и когда.

Это началось с «Клана Сопрано» — это первый отрицательный персонаж, мафиози, который пришел на телевидение и был главным героем. Который убивал людей и при этом был главным героем. Это было вызвано высокой конкуренцией, HBO некуда было деваться, они подняли ставки. «Нетфликсу» некуда было деваться, они подняли ставки и сняли про злодея, который захватил Белый дом. Конкуренция вызывает к жизни сложные характеры.

Алексей Пивоваров

Ну и Breaking Bad из этой же истории.

Жора Крыжовников

То же самое, да. Человек, который занимается этим. Они его оправдывают болезнью, потом болезнь бросают — нет, он не болеет — а мы продолжаем за ним следить. В этом смысле «Игра престолов» это просто театральная постановка в красивых декорациях: меха, карлик, мечи, горит живой огонь. Для меня это абсолютно пустая история.

Алексей Пивоваров

А почему весь мир так подсел на это?

Жора Крыжовников

Это вопрос вкуса. У каждого свой вкус — один любит арбуз, а другой свиной хрящик.

Тихон Дзядко

То есть вам неинтересна «Игра престолов»?

Жора Крыжовников

Я прошу прощения у всех, собравшихся сейчас у телеэкранов, но я просто не увидел там какого-то содержания, к которому мог бы подключиться, а на карликов можно было раньше посмотреть и на НТВ.

Алексей Пивоваров

Было такое.

Тихон Дзядко

Если вернуться к российским сериалам, вы сказали, что мы только нащупали здесь в России, что в сериалах можно отрабатывать социальные темы и какие-то прочие. В большинстве же своем российские сериалы довольно беззубые в сравнении с американскими в этом смысле. Пока, во всяком случае.

Жора Крыжовников

Мы уже коснулись истории развития американского сериала, переходим к главе номер два — к выводам. Итак, конкуренция привела к тому, что появился HBO, появился Netflix. Конкуренция растет, каналов много. Эта конкуренция заставляет искать новые темы, быть острее. У нас, конечно, меньше денег, меньше людей, которые готовы платить за контент и прочее. Но ничего другого не остается, как повышать ставки. Поэтому появились мы.

Тихон Дзядко

Например, «Домашний арест» Слепакова. Вам понравился?

Жора Крыжовников

Я смотрел, к сожалению, первую серию — это очень складная, выразительная, смешная работа талантливого режиссера. Я просто маловато смотрел.

Алексей Пивоваров

А почему ни «Домашний арест» ни ваш «Ди Каприо» не в эфире ТНТ? Почему они все только онлайн? В России просто традиционно считают, что, если это не в эфире, то это либо не очень хорошего качества, либо политически не проходят.

Жора Крыжовников

Мы действительно не проходим в эфир из-за темы ВИЧ. Эфир ТНТ состоит в основном из комедий, а мы, конечно, в чистом виде комедией не являемся. Что касается «Домашнего ареста», в этом и вызов холдинга. В том, что они пытаются премьерный контент, который никто не видел, выложить в интернет.

Крыжовников-15.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

Погодите-погодите, то есть вы говорите, что тема ВИЧ в эфире не проходная? В большом российском эфире.

Жора Крыжовников

Не в эфире ТНТ. Я думаю, что мы могли бы где-то еще появиться. Могли. Дело не в теме ВИЧ. Больше тема в жанре.

Алексей Пивоваров

Я понял, в формате канала.

Жора Крыжовников

В любую минуту включи ТНТ — это чистое развлечение, смех, викторины, «угадай, кто на картинке».

Алексей Пивоваров

А вот если говорить про то, что ставки растут, приходится отрицательных героев делать главными, вызывать к ним сочувствие, ставки продолжают расти, а где предел? Есть какая-то запретная тема, которую вы в России снимать не возьметесь?

Жора Крыжовников

Значит, смотрите. Сначала скажу с драматургической точки зрения. Драматургический предел — это Шекспир. Он брал всегда сложных персонажей. Например: Мавр убил свою белую жену из ревности. Вот так если рассказать, то, вроде, он не вызывает сочувствия. Но, тем не менее, это история классическая. Король Лир, старик взбалмошный, разделил королевство, начал ездить третировать своих дочерей, потом умер. Тоже странная история. Макбет — какие-то ведьмы наколдовали, пошел, убил всех, кого мог.

Алексей Пивоваров

А Гамлет — вообще сошел человек с ума и всех перебил?

Жора Крыжовников

Сошел с ума — еще можно спорить, но там очень много трупов. Он убивает случайных людей и так далее. Вот это предел, когда мы понимаем человека, который, казалось бы, находится вообще по другую сторону добра и зла. Однозначно. Это предел драматургический. Что касается тематического предела. Про что мы не готовы говорить, я не знаю. Я не думал еще. Это вопрос интуитивный, скорее.

Алексей Пивоваров

Но черную комедию про церковь ведь не снять сейчас, согласитесь.

Жора Крыжовников

Не снять. Но черная комедия это вообще жанр, где нам не жалко мертвых. Вот, что такое черная комедия.

Алексей Пивоваров

Как ваше «Нечаянно».

Жора Крыжовников

Да, есть какой-то труп, но мы до конца не понимаем, мы не чувствуем сочувствия. А потому, что такое черная комедия про церковь? Это в церкви кто-то должен умереть, и пытаются спрятать его труп, грубо говоря. Я не знаю, насколько это нужно. Другое дело, что сериал про церковь, например, как там живется. Вот на это, боюсь, мы сейчас не найдем денег.

Крыжовников-5.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Тихон Дзядко

А вам было бы интересно взяться за такое или лучше не связываться, потому что последствия?

Алексей Пивоваров

То есть «Молодой Папа» на русской почве сейчас не взойдет?

Жора Крыжовников

Надо все равно интересоваться этим и быть как-то в этом. Надо это знать. Вот я рассказывал, что для того, чтобы рассказать, как герой приходит в СПИД-центр, надо пойти в СПИД-центр. Так же и здесь, для того, чтобы это рассказать, надо туда пойти, погрузиться в эту жизнь. В этом должен быть какой-то подлинный интерес.

Алексей Пивоваров

Вам надо опять же обратиться к Антону Красовскому. Он был заместителем ректора православного университета, как мы выяснили.

Жора Крыжовников

Ну, обратимся. Но дело в том, что надо какой-то подлинный интерес в этом увидеть, чтобы об этом рассказывать.

Тихон Дзядко

Скажите, а фильм «Смерть Сталина» смотрели? Который в России был снят с проката.

Жора Крыжовников

К сожалению, я не смотрел, но я думаю, что вообще никакой проблемы нет. Из тех материалов, которые я видел, трейлер, еще что-то, у меня не создалось ощущение, что это какая-то жуть. Чего такого-то?

Алексей Пивоваров

А мне он вообще понравился.

Тихон Дзядко

А чем вы объясняете весь тот шум?

Жора Крыжовников

Сталинисты поднялись. Реакция началась, что тут обсуждать? Это маятник политического движения. Были протесты, он качнулся в другую сторону и сталинист толкает его как можно дальше. Есть история с Кромвелем, пожалуйста, открывайте учебник, что там было, как давили то, как стало после и так далее. Все эти революционные движения...

Крыжовников-23.jpg
Фотография:
Юрий Белят / RTVI

Алексей Пивоваров

У нас тоже есть свои девяностые.

Жора Крыжовников

И с Римской республикой было то же самое. С диктатурой. Это борьба с самим собой.

Алексей Пивоваров

Мы немного эту тему обсудили до начала эфира. Насколько болезненно вы воспринимаете то, что сейчас называют хейтерством? Даже не кинокритику в привычном смысле слова, а блогеров, которые раскладывают по косточкам кино и хейтят?

Жора Крыжовников

Я не смотрю.

Тихон Дзядко

Да ладно?

Алексей Пивоваров

Но вам наверняка рассказывают про, там, BadComedian?

Жора Крыжовников

Нет, конечно мне говорят, но я не смотрю. Дело в том, что я прошел с первым фильмом, некий опыт. Он у меня был, связан с тем, что я первый месяц читал все комментарии, доступные мне везде.

Алексей Пивоваров

И как?

Жора Крыжовников

У меня еще был твиттер, я в твиттере читал, на Кинопоиске и так далее. Конечно, ты сталкиваешься вот с этой агрессией вдруг — незнакомый человек тебя проклинает, и ты не понимаешь. Для меня это было загадкой, я все думал, почему они такие злые. Потом я для себя понял, стал бы я тратить время на то, что мне не понравилось? Стал бы я куда-то ходить, писать комментарии, находить личную страничку, как многие хейтеры, например, находили мою личную страничку, туда писали что-то? То есть тратить время на то, что вызывает у меня раздражение. Я надеюсь, что не стал бы. Или по крайней мере удержался бы. Поэтому для меня это до конца не понятно.

Я преклоняюсь перед людьми, которым не лень тратить время на свое раздражение, а не плюнуть и включить что-то, что тебе нравится и — ох, слава богу, могут же, умеют! Ты в отзыве никогда не получишь реальный разбор, ты получишь «нравится» или «не нравится».

Тихон Дзядко

Если не хейтерство, а реальную критику, статьи, которые пишут профессиональные кинокритики, если они критикуют вас, вы это болезненно воспринимаете?

Жора Крыжовников

Это очень интересный вопрос в том смысле, что по-хорошему, мне кажется, все, кто делают что-то, лучше других знают свои ошибки. Поэтому, когда ты читаешь критическую статью, если человек пишет и попадает куда-то в болезненную зону — ты сам знаешь, что ты это не доделал, вот здесь ошибка — то это то. Я читал какую-то статью на «Горько!», где автор предполагал, что мы просто КВНщики, мы рады тому, что люди пьяные, потому что мы сами такие. Какой-то такой смысл. Это просто вызывает удивление. Это не попадает, это не может попасть, потому что он мажет. Только реальный профессиональный разбор, когда тебе говорят — ты там пережал с этим, вот это вот не доделали, этот герой непонятен — если в этот момент какой-то укол возникает — да. Значит, это точно. Потому что где-то глубоко, иногда даже сам не понимаешь, но чувствуешь, где что не так.