В Стамбуле проходит синод, решающий судьбу автокефалии Украинской православной церкви. Вселенский патриархат не разглашает свою повестку дня, а само собрание проходит за закрытыми дверями. Известно лишь, что представители патриарха Варфоломея в Киеве положительно оценивают диалог церквей об объединении. Подробности — в материале Антона Полищука.

«Церковь — залог независимости государства», таков один из предвыборных слоганов Петра Порошенко. Главные слова его кампании — вера, язык и армия. И кажется, украинский президент предоставления автокефалии ждет больше кого бы то ни было.

Петр Порошенко, президент Украины: «Церковь отделена от государства. Особенно она должна быть отделена от иностранного государства. Его влияние сегодня еще больше убеждает нас в правильности наших действий».

В правильности действий Киева убеждены большинство граждан Украины. Впрочем, далеко не все. Категорически против автокефалии, по данным социологов, 30% населения.

Обозреватели говорят, что автокефалия — историческое событие, которое действительно снизит влияние России на общественные настроения в Украине. Православная церковь Московского патриархата сегодня самая многочисленная. Именно она единственная обладает официальным признанием Константинополя. Впрочем, теперь, после обретения Киевом томоса, она превратится в филиал Русской православной церкви.

Николай Голомша, политический обозреватель: «Украина как политическое образование, как государство имеет право на свои священные атрибуты, в том числе и на свою каноническую церковь. Каждое государство имеет право на свою автокефалию. Москва в свое время так же заполучила каноничность, почему это невозможно для Украины?»

Не просто возможно, а вполне вероятно. В Киеве сейчас находятся экзархи, то есть представители Вселенского патриарха, а решения об автокефалии ждут со дня на день. РПЦ же фактически разрывает отношения с Константинополем, отказываясь поминать в богослужениях патриарха Варфоломея.

Сейчас в Украине три православных церкви — Московского патриархата и еще две непризнанные. Ни одна из них не получит томоса, то есть независимости. Придется договариваться, выбирать церковное руководство и распределять храмы и приходы. Томос вручат новой, объединенной церкви.

Вопрос имущества один из самых деликатных в истории с предоставлением независимости Украинской православной церкви. Как быть, например, с главной святыней украинских православных — Киево-Печерской лаврой? Ведь она находится под управлением Московского патриархата.

Пока украинские церкви раздумывают над объединением (и это, очевидно, крайне непростой процесс) — РПЦ как никогда едина. Московский патриархат мобилизует все силы, готовясь к силовому сценарию. Киево-Печерская и Почаевская лавры превращаются в настоящие укреппосты. 14 октября — праздник Покровы и День защитника Украины. В этот день националисты выходят на традиционные факельные шествия. Иерархи УПЦ Московского патриархата в этот день опасаются захвата храмов и обещают бороться за каждый квадратный сантиметр.