Случаи пыток в местах лишения свободы получили широкий общественный резонанс. По сведениям RTVI, в ответ Кремль готовит дополнительные полномочия для института общественных наблюдательных комиссий. Правозащитники полагают, что это не поможет, потому что излишний контроль блокирует работу ОНК.

ФСИН 24 июля объявил о проверке всех исправительных учреждений Ярославской области, где сотрудники колонии пытали заключенного. Видео издевательств на прошлой неделе опубликовала «Новая газета». О проверках, в частности, просили депутаты Госдумы. В Минюст и Следственный комитет (СК) запросы направил депутат от региона Александр Грибов.

photo_2018-07-25_08-34-36.jpg

Фотография:
RTVI

Также запросы направлял депутат Госдумы Сергей Шаргунов. Расследование дела о пытках передали из областного управления в центральный аппарат СК. 23 июля с заключенными пообщался глава Совета по правам человека Михаил Федотов, который выяснял обстоятельства случившегося. Ситуацию обсудили 24 июля и на заседании члены Совета федерации.

photo_2018-07-25_08-34-39.jpg

Фотография:
RTVI

Политолог, доцент института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман отмечает, что резонансное дело «не пойдет на пользу» и губернатору области Дмитрию Миронову — силовику, выходцу из окружения Владимира Путина, которому прочат федеральную карьеру. Она не верит, впрочем, что кто-то специально мог ему навредить таким «замысловатым способом».

Кроме того, 24 июля стало известно еще об одном случае пыток в колонии на территории Брянской области. В результате заключенный скончался.

По сведениям RTVI, Кремль планирует купировать политические последствия и для этого собирается изменить институт общественных наблюдательных комиссий. Речь идет о расширении полномочий ОНК, финансировании расходов на транспорт для поездок в отдаленные колонии, предоставлении защиты членам комиссий. Эту информацию подтвердил собеседник в администрации президента. «ОНК — беспрецедентный институт для всего мира. Будем в ближайшее время двигаться дальше в этом направлении», — сказал RTVI чиновник.

С предложениями усилить институт ОНК ранее выступал Совет по правам человека при президенте России. Член совета Кирилл Кабанов говорит, что расширение полномочий ОНК «надо продавливать» через президента, «важно поддержать правозащиту». По его словам, быть членом ОНК — «неблагодарный труд», хотя в ОНК есть и случайные люди, и те, кого «поставили воры в законе».

Правозащитница Лидия Дубикова восемь лет была членом ОНК, но Общественная палата отказала ей в продлении полномочий. Группа правозащитников подала в суд на палату, но он отказал в удовлетворении жалобы. В ближайшее время Верховный суд рассмотрит апелляцию. Дубикова указывает на то, что это стало неприятной тенденцией: правозащитников меняют на бывших силовиков. ОНК Ярославской и Брянской областей из-за этого не очень эффективны. Она считает, что излишний контроль властей блокирует работу ОНК и дополнительные полномочия вряд ли помогут, пока эта тенденция сохраняется.