Покупатели по всей России массово жалуются на нехватку офисной бумаги в магазинах. Там, где она есть, цены выросли, в среднем в 4 раза. Откуда появился дефицит на бумагу и можно ли решить эту проблему – в материале RTVI.

В одном из московских отделений магазинов канцтоваров «Комус» сообщили корреспонденту RTVI, что самая бюджетная позиция, которая есть в наличии, обойдется покупателю в 950 рублей. На сайте магазина заказ бумаги формата А4 недоступен.

«Как работать – не ясно»

Пользователи соцсетей также сообщают о росте цен на офисную бумагу и чековую ленту. Так, в паблике губернатора Нижнего Новгорода Глеба Никитина в «Вконтакте» люди просят главу региона разобраться с подорожанием расходников для малого и среднего бизнеса. По словам комментаторов, стоимость канцтоваров увеличилась в 2,5-5 раз.

«Как работать не ясно. Бумага жесть! Меньше 1200 на сегодня нам никто не предложил. Как работать – не ясно. Это с 250 рублей», – пишет девушка с ником Анастасия Уткина.

«Лист бумаги стал золотым. Чековая лента выросла в цене с 349 руб до 1700. И главное, что уже много где и нет даже по такой цене. <…> Бумага выросла в цене неимоверно, а мы отдел по печати и ксерокопии документов. Мало того, что она выросла в цене, так её не купить. Чековая лента, без которой просто мы не имеем права работать, тоже выросла в цене, и как говорят продавцы, что её осталось мало», – сообщает пользователь Яна Малышева.

«Я вчера зашла в канцтовары бумага в цене выросла с 320 до 800 руб, файлы со 100 до 400р. Ручки, карандаши — скоро такими темпами нам работать не на чем будет, а про школу и сборы в сентябре даже подумать боюсь», – рассказывает Ирина Егорова.

В Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров сообщения о подорожании офисной бумаги в 1,5 и более раз назвали «настоящими фейками».

«Не стоит паниковать. Никакого дефицита не будет ни с офисной бумагой, ни с бумагой для газет и журналов, ни с бумажными полотенцами, ни с туалетной бумагой, словом… лопухи не понадобятся», – заявил вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России Андрей Фролов (цитата по РИА Новости).

Остановка производства и перебои с поставками

Ранее один из крупнейших российских производителей бумаги, Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (АЦБК), сообщил о нехватке импортных химикатов. Как указано на сайте предприятия, основной поставщик компонентов для приготовления белящих реагентов остановил поставки в Россию.

АЦБК рассчитывает внедрить в производство оперативно разработанный замещающий химикат. Кроме того, ведутся переговоры с потенциальными поставщиками из Китая, Турции и стран Юго-Восточной Азии и Индии. Однако, признают в АЦБК, процесс переориентации на других поставщиков займёт некоторое время.

«Во избежание простаивания производственных мощностей, Архангельский ЦБК меняет линейку продукции – это небелёная лиственная и хвойная целлюлоза, а также вся линейка плотностей небелёной бумаги», – указано в пресс-релизе комбината.

Другой крупный производитель бумаги, российское подразделение компании Sylvamo Светогорский ЦБК в Ленинградской области, 7 марта заявил, что начинает упорядоченную приостановку операций в России в связи с военной операцией на Украине. Приостановка «будет проводиться таким образом, чтобы обеспечить возобновление полноценной деятельности в условиях, соответствующих ценностям компании», указали в пресс-службе компании.

Ранее Sylvamo заявляла о возможности сокращения и временной остановки производства бумаги и целлюлозы из-за нехватки критически важного сырья, импортируемого из Европы.

Назад, в 80-е

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, найти поставщиков химикатов для бумажно-целлюлозной промышленности можно в Китае, однако цена сырья при этом вырастет.

«[В Китае] их количество в разы превышает число производителей в Европе, однако, вопрос заключается в следующем: по каким ценам? Цены они могут поднять, соответственно, в этих условиях офисная бумага подорожает. На сколько подорожает, сложно сейчас спрогнозировать, но я так попытаюсь прикинуть, что на 15-20%», – сказал Хазанов в беседе с BFM.

Эксперт добавил, что не ожидает «тотального дефицита» бумаги, потому что в России достаточно много производителей, а на целлюлозно-бумажных комбинатах должны быть определенные запасы.

Экономист и гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков отмечает, что переориентироваться с европейского сырья на азиатское быстро не получится — из-за санкций Россия отрезана не только от стран Европы и США, но и от Азии.

«Попробуйте залить в ваш автомобиль другое топливо: если он рассчитан на 92-й бензин, нельзя заправиться соляркой или наоборот. Так же и тут: замена компонентов сопряжена с заменой оборудования.

В каких-то случаях можно найти аналоги: надежды остаются на Азию, но проблема в том, что мы в полной логистической блокаде. К нам не идут грузы, в том числе с Востока. Вся морская логистика заблокирована: никто не хочет принимать российские грузы в портах. Большинство транспортных компаний — европейские», — указал экономист.

При этом к импортозамещению аналитик настроен скептически.

«Импортозамещение — это утопия и блеф. Что было в СССР? Товар был либо хорошего качества, но его было не достать, либо он был недорогим и невозможно плохого качества. <…> Если сейчас разорвать все связи и вернуться в 80-е годы, то мы вернемся к дефициту, к некачественным продуктам, к черному рынку импортных товаров», — сказал Федяков.

Эксперт пояснил, что последние 30 лет большинство стран мира были нацелены на глобализацию экономики: каждая страна брала свою сильную сторону и развивала ее до совершенства, вступала в международную кооперацию, чтобы выпускать максимально конкурентоспособную продукцию. «Смысл в том, что ни одна страна сама не может закрыть весь спектр потребностей, делать все товары качественными», — подытожил аналитик.

После введения масштабных западных санкций в российских соцсетях и СМИ стали обсуждать появление дефицита сахара и предметов гигиены. Цены на другие категории потребительских товаров также растут. В Генпрокуратуре намерены провести проверки и пресечь искусственный дефицит сахара и необоснованное завышение его цены.

Юлия Волобуева