В случае блокировки «Википедии» в России читать ее вряд ли перестанут, а вот редактировать страницы российские пользователи уже не смогут. Об этом RTVI в программе «Хроники нового мира» рассказал исполнительный директор некоммерческого партнерства «Викимедиа РУ» (занимается развитием российского сегмента «Википедии») Станислав Козловский. Он также объяснил, как в «Википедии» стараются сохранять нейтральность при освещении конфликта на Украине, почему портал в России до сих пор не перешел на новый дизайн и когда нейросети будут писать статьи для «Википедии».

О внесении «Википедии» в реестр запрещенных сайтов

Буквально сразу после появления реестра «Википедия» была в него внесена, но не была заблокирована. Сейчас около 130 записей «Википедии» находятся в реестре, но сам ресурс пока не заблокирован. Когда это произойдет, неизвестно. Это может произойти в любую минуту.

Роскомнадзор присылает уведомление о том, что какая-то статья внесена в реестр. Соответственно, есть специальная страница «Википедии», которую отслеживает сообщество, и люди смотрят, что не так с этой статьей. Иногда ее правят, дополняют, редактируют, но статьи не удаляются, если они не нарушают правила «Википедии».

В ноябре 2012 года в России заработал так называемый реестр запрещенных сайтов. Внесенные в этот перечень сайты или отдельные страницы могут быть заблокированы провайдерами по требованию Роскомнадзора (РКН) в досудебном порядке, если они, по мнению ведомства, содержат запрещенную к распространению на территории России информацию.

Блокировать что-то реально может только Wikimedia Foundation, которая управляет серверами. В России любой человек может редактировать эти статьи, может удалить весь текст, но он будет возвращен другими пользователями. Пока Wikimedia Foundation их не удаляет на серверах, эти статьи существуют. Сообщество русской «Википедии» тоже их не удаляет.

Кирилл Кухмарь / Коммерсантъ

О том, как на требования «Роскомнадзора» реагирует Wikimedia Foundation

Они считают, что эти запросы не очень корректны. Wikimedia Foundation наняла специальную юридическую компанию, которая защищает их в судах, где очень подробно, планомерно объясняют судьям, что не так с этими запросами, что на самом деле блокировать не нужно.

У нас есть 422-й судебный участок, который рассматривает все дела, которые Роскомнадзор, собственно, им направил. То есть там проводятся все суды над Google, над TikTok, над «ВКонтакте», в том числе и над Wikimedia Foundation.

Собственно, эта ситуация с блокировками существует уже 11 лет. «Википедия» 11 лет находится в реестре, и в любой момент ее могут заблокировать. Основная позиция в том, что обходить как-то блокировки Wikimedia Foundation не будет, бороться с государством Wikimedia Foundation не будет. А если пользователи будут обходить блокировки, это, собственно, решение пользователей, читателей.

О том, что для россиян будет означать блокировка «Википедии»

«Википедию», если ее заблокируют в России, читать будут все равно. Мы видим, как читают огромное количество сайтов, которые формально заблокированы. После блокировки социальных сетей у многих уже стоит на компьютере, на телефоне VPN, и миллионы людей обходят эти блокировки и понимают, что это на самом деле два клика мышки.

Но при этом редактировать «Википедию» уже будет невозможно. Примерно 80% авторов [русскоязычной] «Википедии» из России, и в этом случае редактировать «Википедию» через VPN, через Tor невозможно — это заблокировано на уровне движка. Он [пользователь] может читать, но не может писать. Соответственно, количество авторов из России уменьшится раз в 5.

На самом деле, конечно, кроме русской «Википедии» в России создается около 30 «Википедий» на языках народов России. Есть самая большая после русской чеченская «Википедия», потом татарская, башкирская; есть на эрзянском, на чувашском, на лезгинском [языках]. То есть практически на всех основных языках России есть «Википедия».

John Schnobrich / Unsplash

О том, кто и как может править статьи в «Википедии»

Править может любой человек. Огромное количество людей следит за этими правками. По сути, в «Википедии» каждый следит за каждым. Если у кого-то паранойя, кто-то считает, что может влиять на «Википедию», сделаны все инструменты, чтобы можно было любому человеку отследить, кто какую статью когда отредактировал. Соответственно, если кому-то не нравятся какие-то статьи, они их могут редактировать. Но, согласно правилам «Википедии», это должны быть ссылки на авторитетные источники, нейтральное изложение информации.

Где-то года два назад был скандал: нашли несколько редакторов, которые были объединены вместе и редактировали статьи явно по заказу. Но там все-таки не политическая тематика, а коммерческая. Их всех заблокировали в «Википедии».

О том, отстраняли ли российских редакторов от статей про политику

Нет, это ложь. Люди, которые редактируют «Википедию», — достаточно устоявшееся сообщество, это одни и те же люди. Но статьи на украинскую тематику люди из России после всех этих нападок на «Википедию», после всяких других судебных процессов против пользователей интернета, многие просто боятся редактировать, в любую сторону, просто чтобы их ник (имя профиля пользователя — RTVI) не остался в истории правок.

Активных авторов, которые делают много правок в месяц, В «Википедии» около 12 тысяч человек. В русской «Википедии» зарегистрированы около 3 миллионов человек. Но очевидно, у всех самое разное мнение по этому [украинскому] вопросу: кто-то яро поддерживает, кто-то против, большое количество людей стараются держать нейтральную позицию…

Felipe Dana / AP

О нейтральности изложения статей по спорным темам таким, как конфликт на Украине

Главный принцип «Википедии» — нейтральность изложения. То есть все следят друг за другом, есть русскоязычные люди с Украины, есть много из России, все следят друг за другом, чтобы каждый факт излагался нейтрально. А что касается украинских статей, то нельзя ссылаться ни на украинские, ни на российские источники, потому что это две стороны конфликта и, очевидно, каждая сторона заинтересована как-то это изложить в свою сторону. На остальные [источники], на англоязычные, на испаноязычные, на арабоязычные, на китаеязычные, на фарси — пожалуйста, нет проблем.

«Википедия» не дает оценок того, кто прав, кто не прав, — описываются факты со ссылками на источники, которые эти факты утверждают.

Об уголовных делах за редактуру статей в «Википедии»

Да, есть люди, которые пишут доносы, в том числе и в России. Но пока никого из пользователей в России не сажали или как-нибудь штрафовали за «Википедию». Но такое было в Беларуси — трех человек осудили. Есть активный википедист Марк Бернштейн, он полгода просидел в тюрьме в Беларуси, его сейчас выпустили под домашний арест на 3 года. Еще два человека сидит в тюрьме в этой стране за редактирование «Википедии».

В июне 2022 года суд в Минске приговорил к 3 годам домашнего ареста редактора «Википедии» Марка Бернштейна. Как писала «Медиазона»*, его обвинили в грубом нарушении порядка. До этого в апреле в Бресте на два года в тюрьму посадили редактора «Википедии» Павла Перникова. Его признали виновным в «дискредитации» Беларуси за публикацию «заведомо ложных сведений» в «Википедии».

Oberon Copeland / Unsplash

О том, когда русскоязычная «Википедия» перейдет на новый дизайн

Начали с французской [версии], им всем понравилось. В английской долго обсуждали, внесли много изменений…В разных «Википедиях» все сообщества не пересекаются, либо пересекаются слабо. У каждого какой-то свой культурный бэкграунд. В русской «Википедии» пока этот новый дизайн многим не нравится. Но он меняется, обновляется, поэтому, я думаю, через год-два перейдут.

Это будет обсуждаться с сообществом. Пока людям не очень нравится новый дизайн…Во-первых, он сделан для читателя, а решение о переходе принимают редакторы. Для редактирования он не очень удобный пока. В этом случае, если будет совсем неудобно для редакторов, не будут появляться новые статьи, не будут обновляться статьи, и читатели постепенно уйдут. То есть люди приходят не за дизайном, а за информацией.

О том, будут ли нейросети использоваться для написания статей в «Википедии»

Есть проект, который называется Wikimedia Functions, где пытаются сделать так, чтобы можно было генерить (создавать — RTVI) статьи на уровне движка. Например, сейчас, если мы пишем статью про режиссера, вся его фильмография, по сути, набирается вручную. Если мы смотрим статью про фильм, там не все актеры могут быть указаны, а в биографии актера этот фильм может быть, то есть может происходить такое расхождение.

Сейчас сложно отличить текст, который пишет человек от того, что создается искусственным интеллектом. Но если это выявляется, то такие тексты убирают. На самом деле ситуация скорее наоборот — в большей степени искусственный интеллект обучается на статьях «Википедии», то есть они берут этот контент: он мультиязычный, очень хорошо размечен, нет каких-то ограничений авторского права, и большая часть этих искусственных интеллектов именно на «Википедии», на проекте «Викиданные» обучаются.

Susan Haigh / AP

Об отношении научного сообщества к «Википедии»

В целом среди авторов «Википедии» очень много ученых, преподавателей вузов. На самом деле сказать, что есть какое-то общее отрицательное отношение научного сообщества, нельзя. Все статьи разные, какие-то есть хорошие, какие-то есть не очень, которые надо доработать.

«Википедия», например, преподается в МГУ на факультете вычислительной математики и кибернетики, в Московском университете делается межфакультетский курс «Введение в Википедию». И в некоторых других вузах тоже проводятся такие занятия. Поэтому сказать, что это какой-то большой негатив, — нет. Есть люди, которые ненавидят «Википедию» вне зависимости ни от чего.