Бывший депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов заявил в интервью RTVI, что решение лишить его мандата было «продиктованным». Экс-депутат рассказал про обыски в своей приемной и письмо спикеру Госдумы Вячеславу Володину в день мятежа «вагнеровцев», а также назвал «уткой» сообщения, что сын Евгения Пригожина возглавил ЧВК «Вагнер».
О лишении мандата
Основанием для лишения меня полномочий стало то, что последний раз я якобы пропустил 31 день комиссии [по регламенту]. Т. е. на протяжении 31 дня было какое-то энное заседание комиссии, которое я не посетил.
В четверг я подхожу в зале пленарных заседаний к председателю комиссии [Виктору] Пинскому, спрашиваю: «На выходных будет какое-то заседание? Может, в пятницу, в понедельник?» Он говорит: «Мы пока не знаем». Я говорю: «Ну вы мне можете сказать? Потому что я еду в командировку в Питер, там встреча будет важная, не могу ее перенести никуда» (…)
Он ставит заседание комиссии на 10 часов утра в понедельник, зная, что все депутаты на выходные уезжают в регионы.
Я узнаю от третьих лиц, что [31 октября] в 10 утра собирается комиссия по депутатской этике по поводу меня. Мне приглашение никто не выслал, я узнал просто от левого человека. Потом одни хорошие коллеги настояли, так уж и быть, чтобы меня хотя бы пригласили.
Я уже со всеми документами прихожу. Коллега Пинский выступил, сказал: «Он трижды не посещал, мы неоднократно ему говорили». Никто мне ничего не говорил (…)
Но, что самое интересное, они говорят: «Вы согласны с доводами Пинского?» Я говорю: «Нет, я хотел бы…» Они говорят: «Все, не надо. Можете подождать нас в коридоре».
Ну, это что за детский сад? То есть это продиктованное решение. А теперь переходим к главному вопросу — почему. Потому что активный. Потому что поднимал вопросы, которые, возможно, никто не поднимает.
Госдума заявила, что Власов и член фракции «Справедливая Россия — За правду» Вадим Белоусов были лишены мандатов за прогулы. «Основанием для досрочного прекращения полномочий стало неисполнение в течение 30 и более календарных дней обязанностей депутатов принимать личное участие в заседаниях комитетов и комиссий, членами которых они являлись», — сказано в сообщении на сайте нижней палаты.
О том, какие у него отношения с лидером ЛДПР Слуцким
Ну, натянутые, мягко говоря. С самого начала у нас были нормальные отношения. Я понимал, что ситуация тяжелая, после потери Владимира Вольфовича.
Я еще нигде не выкладывал аудиозапись, она у меня есть, где, когда Владимир Вольфович находился в больнице, он сказал, что я должен возглавить фракцию ЛДПР в Государственной Думе. Может быть, это повлияло на мое «немилоство».
О ситуации в ЛДПР
Ярослав Нилов ходил на фракции. Его постоянно там не то что опускали, но, так, журили. Сначала немного, потом сильнее. Потом у них был конфликт открытый. Все регионы сидят смотрят. Если бы это был закрытый формат, я бы еще что-то понял, а тут это был открытый формат.
Он (Нилов. — прим. RTVI) говорил, что одна советница, скажем, не то советует. На что Леонид Эдуардович [Слуцкий] сказал, что он будет на коленях извиняться перед ней. Председатель комитета Госдумы другому председателю комитета Госдумы говорит, что тот будет на коленях извиняться. Как бы и это, ну, все съели. Потом Нилова сняли с должности, он сейчас не замруководителя фракции, назначили других.
Нет, кто-то присягнул, готов там как бы в таком формате работать. Может быть, с точки зрения карьеры это и правильно.
О наследии Жириновского
Для меня очень важные моменты были. Допустим, я был инициатором создания выставки [о Жириновском]. Открыли помпезно, но закрыли через две недели и ничего не сделали взамен.
Потом скандал был страшнейший. Был законопроект, внесенный коллегами, в том числе Ниловым и Диденко, касательно того, чтобы разрешить использовать в названии партии имя человека: чтобы партия ЛДПР стала партией имени Жириновского, или партия ЛДПР — Жириновский.
Слуцкий устроил разнос, и у нас все начали отзывать подписи. Я сказал: «Я не буду отзывать подпись». Кстати, до сих пор этот законопроект, по идее, должен рассматриваться из-за того, что подпись одна осталась.
Все внутренне понимали, что, наверное, хорошая инициатива. Но это плохо, это другого человека возвышает.
Я знаю много людей, которые ушли, которые не то что были близки Владимиру Вольфовичу (…) Я знал Александра Шерина. Боевой офицер с наградами, прошедший Чечню, активный депутат Госдумы, первый зам комитета по обороне в позапрошлом созыве. Он сказал, что будет оппонентом Леонида Эдуардовича на выборах нового председателя партии после смерти [Жириновского]. Его исключили из партии через неделю.
О будущем ЛДПР
Я сразу скажу: есть перспективы. Образ Жириновского не знаю, как будет использоваться. Я знаю, как будет использоваться грамотная стратегия нового руководства. Вы — губернатор региона, или вы какой-то руководитель; к вам приходит ЛДПР и говорит: «Мы хотели бы хороший результат иметь в регионе, но вкладываться не готовы в кампанию, работать активно. Давайте так поступим: вы нам кого-то дадите, мы его сейчас в партию примем, скажем, что у нас новые люди…»
И он становится депутатом от ЛДПР. Власть местная довольна, что они пристроили своего чудика, которого не могли даже в «Единую Россию» пристроить из-за каких-то криминальных историй.
Об отношениях с Евгением Пригожиным
Общались, встречались. Встречались и обсуждали вопросы, в том числе касательно помощи «Вагнеру», именно бойцам.
Первая встреча была касательно того, что не дают награды Минобороны, не дают удостоверения ветеранов боевых действий. Человек прошел бахмутскую мясорубку, он без рук, без ног и без удостоверения ветерана. До абсурда доходит: человек еще не оформил документы на инвалидность, его в призыв хотят забрать, потому что он у него нет никаких документов, что он воевал.
Это люди, которые умеют воевать, которые приняли такое решение.
И говорят — «он вернулся, потом напал на кого-то». Это с точки зрения статистики минимальная погрешность относительно всей ситуации в стране. Среди просто вернувшихся с зоны людей, мне кажется, даже будет больше касательно рецидивов.
Последняя наша встреча [с Пригожиным прошла] перед его поездкой в Африку. Мы договорились, что он возвращается и у нас будет мероприятие совместное в Беларусью. Потому что до этого к ним никто не ездил, они так немного от прессы закрылись, а тут впервые военкоры могли прилететь. Мы подготовили детские рисунки для вагнеровцев, у нас несколько школ есть в Питере, которые подготовили рисунки.
О гибели Пригожина
Сколько существует версий, я ни одной не могу доверять 100%. Есть версия, которую озвучил президент, есть версия, которую озвучило 15 телеграм-каналов, есть версия, которую 100 телеграм-каналов озвучило.
По крайней мере по фотографиям, по каким-то расследованиям была интересная история про охладитель, который подменили, и, возможно, что-то было заложено там.
То, что осколки гранат… Когда взрывается самолет с топливными баками, там [будут и] осколки гранат, потому что осколки [будут от] всего.
На последней встрече я Евгению Викторовичу задал вопрос: «Евгений Викторович, что вы на „Сапсане” не ездите? Во-первых, там бы все уже были очень рады с вами пообщаться, к вам подходили бы люди». Он говорит: «Нет, на самолете быстрее». Он время именно ценил, хотя я считал, что намного быстрее на «Сапсане» ездить.
23 августа в Тверской области разбился самолет Пригожина Embraer — 135. Все находившиеся на борту погибли, в том числе Пригожин, командир ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин и Валерий Чекалов, которого СМИ называли одним из замов Пригожина.
5 октября президент России Владимир Путин со ссылкой на председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина заявил, что самолет Пригожина, не подвергался внешнему воздействию. По словам Путина, в телах погибших были обнаружены фрагменты ручных гранат.
Об обысках в приемной Власова в день мятежа «вагнеровцев»
В день мятежа, до обращения президента, в 8 часов утра я выступил у себя в телеграм-канале, где сказал, что я считаю, что мы должны сделать все для того, чтобы обе стороны сели за стол переговоров и не было братоубийственной войны и кровопролития.
Потом мне говорят: «Обыски в приемной». Я приезжаю, там полный шмон по приемной, люди в масках. Там были все, люди даже из управы пришли, дворники пришли просто поглазеть.
Я приезжаю туда. У меня там майки ЧВК «Вагнер» и анкеты [на прием в ЧВК].
Я говорю: «Несмотря на то, что депутат Госдумы, мне скрывать от вас нечего. У вас своя работа, давайте мы вместе зайдем». Все, мы вместе заходим.
Посмотрели майки. Я все объяснил, что ребята приходили записывались [в ЧВК]. Они все это забрали, изъяли, взяли у всех показания, кто работал в приемной.
23 июня Пригожин обвинил Минобороны России в ракетном ударе по тыловым позициям «Вагнера» и начал «марш справедливости» на Москву. «Вагнеровцы» вошли в Ростов-на-Дону и заняли штаб Южного фронта. На следующий день колонны, двигавшиеся к Москве, развернулись. Это произошло после переговоров Пригожина с белорусским президентом Александром Лукашенко. В Кремле заявили, что основатель «Вагнера» «уйдет» в Беларусь.
О происходившем в Госдуме в день мятежа
После этого я поехал в Думу. Приезжаю в Думу в день марша, там план «Крепость», закрыта Дума, стоят там чуть ли не пулеметы, один только вход работает (…) Я захожу как депутат, все на меня смотрят, потому что знают, что я связан [с ЧВК «Вагнер»].
Я говорю: «Я хочу встретиться с Вячеславом Викторовичем [Володиным], попасть к нему на прием». Мне говорят: «У него совещание с руководителями фракций». Я говорю: «Я пошел к Дивейкину тогда и к Савастьяновой», — это руководители аппарата Госдумы.
Прихожу, разговор. Я говорю: «Надо мне встретиться с Вячеславом Викторовичем». Мне человек говорит: «Это невозможно, потому что там совещание». Я говорю: «Я письмо напишу, как совещание закончится, потому что меня опять в приемную просят подъехать». Смысл [письма был] такой, что я готов полететь в Ростов-на-Дону и разговаривать за столом с одним Евгением Викторовичем, потому что он меня знает.
Если надо, я готов встать, перегородить колонну, чтобы она не шла. Потому что Владимир Вольфович Жириновский в 1993 году ходил в Белый дом на переговоры, Кобзон ходил в «Норд-Ост». Я готов, и я могу.
«С уважением, Власов Василий Максимович», — и передал письмо. И вот приходит время, Александр Григорьевич [Лукашенко сообщает, что] все договорились, принято решение.
Об информации, что сын Пригожина возглавил ЧВК «Вагнер»
Я не знаю, возглавит он или нет. Это утка, что он возглавил. Я с ним встречался касательно организации, которую я создал с Дмитрием Грызловым и с Максимом Шугалеем касательно помощи ветеранам (…)
Мы на эту тему с ним не разговаривали. Мы встречались на третий день после трагедии, мы с ним поговорили именно по организации. Я сказал, что я депутат, буду помогать.
31 октября сайт 59.ru со ссылкой на представителя ЧВК «Вагнер» в Перми написал, что организация стала подразделением Росгвардии, которое возглавил 25-летний сын Евгения Пригожина Павел. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков не стал комментировать эту информацию.
О закрытом заседании с представителем Минобороны в Госдуме
Когда было закрытое заседание месяц назад, не для прессы, у нас был представитель Минобороны, и он сказал вещи, которые я потом поднимал в двух протокольных поручениях.
Первое, они говорят: «У нас есть рейтинг регионов, которые Минобороны, ну не то что послали…». Говорят: «Это ваша проблема, как вы будете искать людей».
Есть определенные нормы — ничего не выполнено по Питеру. По Москве не спрашивал. Но он прямо указал Петербург. Там администрация сказала: «Это ваши проблемы, вот вы как хотите…»
Потом говорит: «Где реклама службы по контракту? Вы включите канал или радио — почти нет. Надо больше».
Третье, он говорит: «Где фильм?». У нас СВО идет больше 500 дней, — можно было снять фильм? Именно конкретно про бойцов, про армию. Он говорит: «Штаты снимают, все снимают, мы (типа) ни хрена не снимаем». Кроме двух фильмов — «Лучшие в аду» и «Солнцепек», снятые на деньги Пригожина.
О том, будет ли новая волна мобилизации
Не знаю, не знаю. Проблема в том, что логика ситуации говорит, что вроде бы она необходима, но март… (в марте 2024 года состоятся президентские выборы — прим. RTVI).
Понимая это, жены мобилизованных говорят: «Давайте тогда пойдем по группам». Точечно. История должна быть точечной (…)
Они говорят: «У нас ряд предложений по мигрантам, по тем, кто получил гражданство, по ветеранам структур различных силовых…».
Проблема в том, что гражданин Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, если он приезжает в Россию как иностранный гражданин и идет в российскую армию по контракту служить, — по возвращении в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии на него [заводят] уголовное дело за наемничество (…).
Я говорю: «Вы без МИД сделать не можете ничего. Мы давайте соберем МИД — МИД будет, будет Минобороны, будем вопрос решать».
О планах ЛДПР на президентские выборы
Если честно, не знаю, кто пойдет, потому что меня на закрытые совещания фракции никто не пускает, и не хожу я в принципе объективно, хоть и член Высшего совета.
Не знаю, пойдет ли Леонид Эдуардович [Слуцкий], это, может быть, даже и не он решает. Может быть, он пойдет. Какой результат будет, не знаю.
Объективно надо понимать, что лидер (Путин. — прим. RTVI) сильный, особенно в условиях специальной военной операции. Мне кажется, даже и дебаты не надо проводить. Ну зачем? (…) Когда Владимир Вольфович был, хотя бы было интересно посмотреть.