Разблокировать в России Instagram и Facebook (принадлежат Meta*) могут в случае, если их руководство пойдет навстречу российским властям и будет готово создать в стране юридическое лицо. Такое предположение в программе RTVI «Хроники нового мира» сделал генеральный директор Института исследований интернета и директор по аналитике в компании «Цифровая экономика» Карен Казарян.

«Есть закон, принятый в конце 2021 года, о «приземлении» — пожалуйста, вся процедура прописана», — сказал он.

По его словам, если бы Meta* приняла решение о регистрации в России юрлица, то принадлежащие ей соцсети могли бы разблокировать, поскольку в таком случае, полагает Казарян, этот шаг показал бы властям, что компания готова идти на встречу и выполнять российские законы. «Я бы говорил скорее о таком сценарии», — добавил он.

В то же время гендиректор Института исследований интернета усомнился, что «хотя бы одна американская компания» действительно на это согласится.

Так называемый закон «о приземлении» IT-гигантов вступил в силу 1 января 2022 года. Согласно нему, зарубежные IT-компании с суточной аудиторией более 500 тыс. пользователей обязаны:

  • открыть в России свой филиал, уполномоченное юридическое лицо или представительство;
  • зарегистрировать личный кабинет через сайт Роскомнадзора;
  • разместить на ресурсе электронную форму для обратной связи.

В противном случае работа принадлежащих этим компаниям порталов в соответствии с законом может быть замедлена, либо их могут подвергнуть блокировке. Как поясняли в Роскомнадзоре (РКН), закон затрагивает деятельность 13 компаний, среди которых — Google, Apple, Viber, Twitter, Zoom и другие. Meta* в феврале 2022 года подала заявку о регистрации личного кабинета на официальном сайте РКН.

Почему в России не блокируют Telegram и YouTube

В случае с Telegram, который также «не приземлен» в России, дело обстоит иначе, отмечает Казарян. По его мнению, в отличие от Instagram и Facebook (принадлежат Meta*), на которых «новости никто не читает», мессенджер Павла Дурова не блокируют, потому что он выступает важным каналом донесения новостной информации для многочисленных СМИ.

«»Инстаграмом» (принадлежит Meta*) не пользуются чиновники, а «Телеграмом» пользуются чиновники. «Телеграм» — это в том числе канал донесения новостной информации вполне себе гигантского количества СМИ, в том числе государственных, всех телеграм-каналов военкоров и прочей всей радости», — объяснил он.

То, что в условиях военного конфликта на Украине Telegram активно использует и украинская сторона, по мнению Казаряна, является не столь значимым фактом для закрытия этой площадки. Гораздо важнее, отмечает он, то, что с помощью этого мессенджера власти могут распространять информацию «с той стороны, которой нужно им». По схожей причине в России до сих пор не заблокирован YouTube, отмечает он.

«Там, естественно, еще масса социального контента, детского контента, от которого никуда не денешься. Это просто хорошо сделанная платформа, как ни крути», — добавил Казарян.

По его словам, YouTube довольно сложно заблокировать, не задев остальные сервисы компании Google. Несмотря на наличие в России RuStore, большинство, если не все существующие приложения завязаны на Google Mobile Services и протоколы, которые предоставляет Google, отмечает он. Поэтому если в какой-то момент из-за блокировки «это все неожиданно перестанет работать», в России просто пропадет доступ к «львиной части приложений».

* деятельность Meta по реализации Facebook и Instagram признана в России экстремистской и запрещена