Нобелевскую премию мира 2022 года присудили российской правозащитной организации «Мемориал»*, которую в России признали иностранным агентом и ликвидировали по решению суда. Премию также получил белорусский правозащитник, создатель правозащитной организации «Вясна» Алесь Беляцкий, который с июля 2021 года находится в минском СИЗО, а также украинская организация «Центр гражданских свобод». В заявлении нобелевского комитета говорится, что лауреаты премии мира «на протяжении многих лет отстаивали право критиковать власть и защищать основные права граждан», а также «приложили выдающиеся усилия для документирования военных преступлений, нарушений прав человека и злоупотреблений властью». Как политики, журналисты и политологи отреагировали на это — в материале RTVI.

Александр Миридонов / Коммерсантъ

Ян Рачинский, бывший председатель правления Международного Мемориала*

Пока трудно комментировать. Я узнаю об этом от вас. Интересное сообщение, тем более я сейчас еду на очередной суд по лишению здания общества «Мемориал»*. Вообще эта премия означает некоторое признание. Среди лауреатов этой премии есть множество достойных людей, включая Андрея Сахарова, Михаила Горбачева, людей, которых уважают во всем мире. Меньше всего у нас, к сожалению. Но я думаю, что это изменится. Это имеет значение и укрепляет наши позиции. Нас выдвигали уже не один раз. Пока в это трудно поверить.

Лана Эстемирова, активистка, дочь правозащитницы и сотрудницы «Мемориала»* Натальи Эстемировой, которую в 2009 году похитили и убили в Чечне

Не смогла сдержать слез, когда увидела «Мемориал»* в списке [лауреатов]. Так горжусь смелыми, блестящими коллегами моей мамы!

Валерий Шарифулин / ТАСС

Моя мама была «Мемориалом»*, а «Мемориал»* был моей мамой. Она неустанно работала, чтобы помочь жертвам российской войны в Чечне и привлечь к ответственности преступный режим. Я бы хотела, чтобы она была здесь, чтобы разделить этот триумф со своими коллегами. Но все, что мы делаем, мы делаем в ее память.

Лев Шлосберг, политик

Нобелевский комитет показал, что голос истории не заглушить криками временщиков. <…> Всему свое время, Суду Истории придет время, но есть решения, которые предвосхищают вердикт Суда. Эти решения — не только о прошлом и настоящем, эти решения — о будущем.

Зоя Светова, журналистка

В годовщину убийства Анны Политковской и в день , когда у Международного Мемориала* Росимущество собирается отнять собственное здание, российский «Мемориал»* получил Нобелевскую премию мира. Бог — не фраер. Эта новость дает надежду, что все еще будет… И как радовался бы и радуется Арсений Рогинский (один из основателей «Мемориала»*, умер в 2017 году в возрасте 71 года. — Прим. RTVI). Слава всем «мемориальцам».

Александр Баунов, политолог

Очень хорошее решение Нобелевского комитета, которое дало премию мира одновременно белорусскому правозащитнику Алесю Беляцкому, российскому обществу «Мемориал»* и украинскому «Центру гражданских свобод». Это очень точное решение, которое противостоит попыткам делить народы на хорошие и плохие в целом, идет наперекор антигуманным, но к сожалению, довольно популярным разговорам о том, что в плохих народах не бывает хороших, достойных и важных для мира людей, не говоря уже об общественных деятелях и организациях, и что все без исключения деятели, организации и просто жители диктатуры — ее соратники и подельники. «Бывает», — сообщает нам Нобелевский комитет мира, награждая одновременно организации и людей из страны-жертвы, страны-агрессора и страны-соучастника. «Не соратники», — разъясняет он, отдавая две трети премии жителям двух разных диктаторских режимов.

Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Комитету премии мира в немирное время важно подчеркнуть, что разделительная линия агрессор-жертва, добро и зло, достоинство и ничтожество не равна государственной границе, и даже не равна линии фронта, она проходит не между массами, а между людьми. Исключительно редкая вторая подряд премия деятелям из России в момент, когда Россия выглядит и действует так плохо, как уже долго, а, может быть, и вовсе никогда не выглядела и не действовала, подчеркивает это послание, адресованное в том числе тем соседям по Европе, которые этот базовый принцип пытаются подменить простеньким разделением народов. «От разделения народов не бывает мира», — напоминает Нобелевский комитет.

Александр Кынев, политолог

Решение, на мой взгляд, умное, сбалансированное, великолепное. Четвертая премия мира в России.

Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Ксения Собчак, журналистка

Самый мощный ход Нобелевского комитета на моей памяти. Буквально, премия мира для того, чтобы призвать мириться. Чтобы гражданские общества трех стран искали общий язык, а не враждовали.

Варвара Горностаева, главный редактор издательства Corpus

Какой невероятно счастливый день, а казалось, что уже невозможно испытать чувство счастья. Дорогой «Мемориал»*, поздравляю вас всех! И нас всех тоже — с тем, что вы есть. Спасибо вам за все. Арсений Борисович Рогинский навсегда с нами. Вечная благодарность.

Григорий Явлинский и Николай Рыбаков, лидеры партии «Яблоко»

Второй год подряд Нобелевский комитет награждает наших соотечественников — случай беспрецедентный в истории. Это не только признание заслуг «Мемориала»*, но и указание на то тяжелейшее положение, в котором оказалось гражданское общество в нашей стране.

Это премия поддержки всех, кто находит в себе силы проявлять внутреннюю свободу, противостоять диктату и бесчеловечности власти, кто борется за историческую память и за мир!

Это премия всем политическим заключенным, всем, кто работает в «Мемориле»*, издает книги, собирает и хранит архивы, чье время еще придет, потому что без оценки прошлого не выбраться из подлого настоящего.

* признан в России иноагентом и ликвидирован по решению суда