10 октября в Киеве и многих крупных украинских городах произошли взрывы. Президент России Владимир Путин позже подтвердил, что Москва нанесла «массированный удар» по объектам энергетики и военного управления Украины. Как эти шаги повлияют на действия украинских властей и в чем заключается военно-политический смысл ударов — рассказали RTVI политологи.

Гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов отметил, что Россия вряд ли оставила бы без внимания теракт на Крымском мосту, что, скорее всего, и стало причиной эскалации. Он напомнил, что украинская сторона не брала на себя ответственность за произошедшее, отреагировав довольно сдержанно.

«Видимо, они понимали, что в таком случае начнется эскалация [конфликта Москвы и Киева]. А поскольку российский лидер заявил, что за этим терактом стоят украинские спецслужбы, то здесь, наверное, какие-то ответные меры были уже неизбежными», — сказал политолог.

Вероятно, масштабы обстрелов с обеих стороны возрастут, допустил Кортунов.

«В худшем варианте это может означать какие-то более активные действия в отношении критической инфраструктуры Украины. С украинской стороны, в свою очередь, возможно, начнется какое-то более активное проникновение на территорию России, нанесение ударов по ее пограничным территориям. То есть вот та сдержанность взаимная, которая наблюдалась на протяжении всего конфликта в той или иной мере, она может уступить место игре без правил», — считает эксперт.

Кортунов считает, что применение ядерного оружия — не самый вероятный сценарий, но теперь можно сказать, что эта гипотетическая угроза стала «чуть более реальной».

Директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, член РСМД Василий Кашин согласен с коллегой. По его мнению, как только объявили о начале частичной мобилизации 21 сентября, сразу стало понятно, что новый этап эскалации неизбежен.

«Какое-то усиление обстрелов, возможно, сухопутные атаки должны были начаться рано или поздно. И, судя по всему, события на Крымском мосту ускорили эту эскалацию. То есть все началось, допустим, не в декабре, а в октябре. Российское руководство оказалось под политическим давлением, что надо что-то делать [в ответ на атаку]. И вот оно, собственно, перешло к ударам», — отметил политолог.

Судя по записям в соцсетях и СМИ, ракетные удары наносятся на данный момент главным образом по энергетической и транспортной инфраструктуре Украины, которая очень сильно повреждена, продолжил Кашин.

По его словам, снижение масштаба эскалации уже вряд ли возможно.

«Украина активно использует электротягу на железных дорогах, поэтому такие удары приведут к проблемам с транспортными перевозками по стране. Все это может усугубиться, если последствия ударов не устранить до наступления холодов: начнут замерзать трубы, появятся проблемы с отоплением и подачей воды. Если труба замерзнет, ее придется заменить. А в сумме это должно резко усложнить и без того непростое экономическое положение Украины зимой», — резюмировал он.

  • В понедельник, 10 октября, прогремели взрывы в Киеве, Днепре, Львове, Житомире, Хмельницком и других украинских городах. В некоторых из них возникли проблемы с электричеством и мобильной связью.
  • Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что одной из мишеней обстрела стала энергетическая структура Украины.
  • Президент России Владимир Путин на заседании с Совбезом подтвердил, что российские военные нанесли удары по украинской территории: «Сегодня утром по предложению Минобороны нанесен массированный удар высокоточным оружием большой дальности по объектам энергетики, военного управления и связи Украины». По его словам, в случае продолжения проведения Украиной на российской территории терактов, «ответы будут жесткими и будут соответствовать уровню угроз, создаваемых для России».
  • Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил принять и разместить российских военных на территории республики в рамках развертывания совместной группировки войск. Также он обвинил Киев в подготовке нападения.
  • 8 октября на Крымском мосту в Керченском проливе взорвалась фура, после чего загорелся состав с цистернами на железнодорожной части моста и обрушились два пролета одной из веток автомобильного полотна моста. Президент России Владимир Путин назвал произошедшее терактом и обвинил в нем украинские спецслужбы.