Уровень инфляции в России в 2022 году может составить 17-20%, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин во время выступления в Совете Федерации. Ранее он допустил, что ВВП страны по итогам года упадет более чем на 10% (худший показатель с 1994 года). Кудрин отметил, что если санкции сохранятся, то российской экономике придется перестраиваться не менее двух лет, а рубль утратил статус конвертируемой валюты.
«Конечно, нашей экономике придется перестраиваться, мне кажется, что надо разделить среднесрочный и долгосрочный период. Если санкции сохранятся на том же уровне, на котором сейчас они находятся, то примерно два года потребуется, не меньше. Я бы сказал, что это первый этап, а дальше придется перестраиваться в течение многих лет, потому что речь идет об импортозамещении целого ряда товаров», — заявил Кудрин.
Но о полном импортозамещении речь не идет, потому что Россия является частью мирового рынка и просто «будет иметь контакты с другими юрисдикциями», в том числе в сфере высоких технологий, уточнил глава Счетной палаты. Он также выразил надежду, что российский рынок не закроет путь иностранным компаниям, которые покинули или приостановили работу на фоне спецоперации на Украине.
Комментируя ограничения против операций с долларом и евро, Кудрин заявил, что расчеты в рублях теперь возможны только с заинтересованными странами. Нацвалюта, продолжил он, утратила статус свободно конвертируемой валюты, который у нее был с 2006 года, и всю внешнюю торговлю на эти расчеты перевести не получится.
«Даже юань не является свободно конвертируемой валютой. Но этот статус мы утратили с началом специальной операции в связи с введенными санкциями, когда Центробанк ввел целый ряд ограничений на движение валют… Именно те, кто заинтересован в рублях для покупки российских товаров, и будут, возможно, участвовать в этих операциях», — уточнил глава Счетной палаты.
Кудрин подчеркнул, что многие страны, которые хотят торговать с Россией, по-прежнему не готовы отказаться от привычного варианта платежей в долларах и евро. Однако роль рубля в мире будет расти, «шаг за шагом, по мере заинтересованности стран во взаимной торговле», добавил он.
При этом Кудрин раскритиковал действия западных стран, которые наложили арест на российские золотовалютные запасы за границей. Он подчеркнул, что Россия должна работать над их разморозкой. Глава Счетной палаты отметил, что управление фондами было эффективным, ответственным и в рамках закона.
«Золотовалютные резервы — необходимый институт любого государства, особенно с таким сильным платежным балансом, как у нас. Соответственно, размещаться они могут только вне Российской Федерации. Конечно, арест таких золотовалютных резервов — это крайняя мера, безусловно непредвиденная, редко встречающаяся в истории финансовых систем», — заметил Кудрин.
Франция в конце марта заморозила средства Центробанка России на сумму €22 млрд. Глава Минфина России Антон Силуанов ранее заявлял, что за рубежом в общей сложности была заморожена половина золотовалютных резервов страны (около $300 млрд).
В первой половине марта ЦБ представил прогноз, согласно которому инфляция по итогам года может составить 20%, а в 2023 году снизится до 8%. По сравнению с февралем потребительские цены выросли в среднем на 7,6%, с начала года инфляция составила 9,95%. В апреле Банк России сообщил, что инфляция может снизиться до 4% в 2024 году.
28 февраля ЦБ повысил ключевую ставку с 9,5% до 20% годовых, чтобы ограничить риски для финансовой стабильности и риски неконтролируемого роста цен. 11 апреля ключевая ставка снизилась до 17%. 18 марта в ЦБ заявили, что российская экономика «входит в фазу масштабной структурной перестройки, которая будет сопровождаться временным, но неизбежным периодом повышенной инфляции».