В самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) произошло три теракта. В Тирасполе считают, что их исполнителями могла быть диверсионная группа, прибывшая с территории Украины. С украинской стороны обвиняют Москву, Молдова в выводах более осторожна, а бывший глава Минобороны ДНР Игорь Стрелков считает, что Украина планирует захватить хранилище боеприпасов.

Что произошло

25 апреля прогремели взрывы в здании министерства госбезопасности Приднестровья. Неизвестные стреляли из ручного гранатомета. Обошлось без пострадавших. На следующий день произошло нападение на воинскую часть в селе Парканы и серия взрывов возле телерадиоцентра в поселке Маяк, где были выведены из строя две антенны, которые ретранслировали радио России. Никто из сотрудников центра и местных жителей не пострадал. Подробности нападения на военную часть не сообщаются.

Власти ПМР приняли решение о введении в стране «красного» уровня террористической опасности на 15 дней. На въезде в города Приднестровья установят блокпосты. Парад Победы на 9 мая в ПМР отменен, состоится только церемония возложения цветов. Городские образовательные учреждения до конца учебного года переведены на удаленку.

Обострение началось на фоне заявления российского военного, замкомандующего войсками Центрального военного округа генерал-майора Рустама Миннекаева, который назвал создание коридора к Приднестровью одной из целей второго этапа военной операции на Украине.

После взрывов в Приднестровье Генштаб ВСУ заявил, что Россия может пойти на провокации в Приднестровье, чтобы обвинить Украину. Власти ПМР в свою очередь считают, что исполнителями последних терактов могла быть диверсионная группа, прибывшая с территории Украины.

Президент Молдавии Майя Санду собрала совещание Совбеза, после которого заявила, что теракты организованы силами внутри региона. Кишинев не планирует никакой блокады Приднестровья, приветствует мирный диалог и дипломатическое решение проблем. В МИД России в ответ заявили, что уважают территориальную целостность Молдавии и выступают только за мирное решение приднестровского вопроса.

Кому может быть выгодно обострение

Приднестровье — это непризнанная республика, которую Молдова считает своей частью. ПМР возникла в 1990 году в результате вооруженного конфликта русскоязычных жителей Тирасполя с властями в Кишиневе. Российские военные выступили в роли миротворцев. С тех пор на территории республики находятся военные базы с российским контингентом, а от 10% до 13% жителей ПМР имеют российские паспорта. На западе этот регион граничит с Молдовой, а на востоке с Украиной (Одесской и Винницкой областями).

С первых же дней спецоперации на украинском телевидении и в украинском сегменте интернета обсуждали якобы произведенную из ПМР ракетную атаку и даже подготовку нападения на Украину с территории Приднестровья. Глава республики Вадим Красносельский опроверг эти обвинения и заявил, что у Приднестровья «никогда не было, нет и не будет» никаких планов агрессивного характера по отношению к Украине. Минобороны Молдовы также опровергло эту информацию.

С новой силой тема Приднестровья начала обсуждаться после 1 марта 2022 года, когда на заседании Совбеза Беларуси Александр Лукашенко представил своим подчиненным карту боевых действий на территории Украины, и одна из стрелок на ней вела из Одесской области прямо в Приднестровье. На тот момент никаких боевых действий на указанном направлении ни Россия, ни Украина не вели, но появление отметок на карте Лукашенко подтолкнуло украинскую сторону к обсуждению проблемы ПМР. Посол Беларуси Анатолий Калинин извинился перед властями Молдовы и сослался на небрежность сотрудников белорусского Минобороны при составлении карты.

Советник Офиса украинского президента Алексей Арестович 4 марта во время стрима рассказал про некую «Бессарабскую операцию». По его мнению, после взятия Николаева российская армия рассчитывала начать продвижение к Одессе, а затем и к Приднестровью. Министерство обороны России таких планов никогда не озвучивало, и термин «Бессарабская операция» по отношению к событиям на Украине впервые использовал сам Арестович.

6 марта главе ПМР Вадиму Красносельскому пришлось снова опровергать обвинения в адрес непризнанной республики со стороны Украины. Представители ВСУ тогда заявили, что аэропорт Винницы подвергся ракетному обстрелу якобы именно с территории Приднестровья. «Это бессовестная ложь и провокация», — сказал Красносельский.

Как может развиваться эскалация конфликта

Бывший глава Минобороны ДНР Игорь Стрелков в своих соцсетях высказал мнение, что украинское военное командование вполне может захватить Приднестровье. «Интерес украинского военного командования заключается не только в «политическом и пропагандистском щелчке по носу Кремля», но и имеет вполне прикладные цели: захват базы хранения боеприпасов в Колбасной, где все еще находится достаточно большое количество амуниции к артиллерийским системам советского производства», — объяснил Стрелков. По данным Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии в переговорном процессе между Молдовой и ПМР (апрель 2010 г.), чьи специалисты посетили арсенал в селе Колбасна, здесь было до 19 тысяч тонн боеприпасов: снаряды, авиабомбы, мины, гранаты, патроны объемом в 2500 железнодорожных вагонов.

На сегодняшний день в Приднестровье дислоцированы всего два отдельных мотострелковых батальона, батальон охраны и обслуживания. Всего около полутора тысяч человек, большинство из которых — местные жители, нанятые по контракту. Группировка российских войск в ПМР не имеет артиллерии, авиации и танков. С Россией их связывает единственный аэродром.

Бывший офицер оперативного управления Генштаба ВСУ, полковник Олег Жданов в видеоблоге предположил другой сценарий. Он считает, что Украина должна стянуть артиллерию к границам с Приднестровьем и потребовать разоружения всех вооруженных сил в регионе.

«Я бы, наверное, с точки зрения военной, поберег наших солдат, и за счет артиллерийских систем просто бы устроил огневой ультиматум. Либо они складывают оружие и демилитаризуют эту зону полностью. Пусть остаются там, пусть ходят в форме — неважно. Стопроцентная демилитаризация зоны Приднестровья как элемент концепции безопасности Украины. И сделать это можно за счет огневого шантажа, давления с помощью тех же артиллерийских средств и ракетных систем», — сказал Жданов. Алексей Сочнев