В российский прокат 28 сентября выходит новый фильм Вуди Аллена «Великая ирония», премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале. Это первая картина режиссера на иностранном языке. О чем она и кому ее стоит посмотреть, — в материале RTVI.
О чем фильм
Фанни (Лу де Лааж) и Жан (Мельвиль Пупо) — прекрасная пара: они умны, интеллигентны, молоды, богаты, живут душа в душу. Правда, Фанни за глаза называют «трофейной женой», а про Жана говорят, что он якобы причастен к убийству делового партнера. Но даже это не мешает счастью супругов. И вот однажды Фанни встречает на улице романтика и писателя Алена (Нильс Шнайдер), с которым она училась в школе и который был в нее влюблен.
И снова Париж
За свою многолетнюю карьеру Вуди Аллен снял 50 фильмов, и в большинстве из них действие происходит в его в любимом городе — Нью-Йорке. Однако нежные чувства он испытывает и к Парижу, где сняты «Все говорят. что я люблю тебя» и самая кассовая его картина «Полночь в Париже». Особенность «Великой иронии» в том, что это первый фильм Вуди Аллена на иностранном языке — французском. В предыдущих картинах, где бы герои ни оказывались — в Барселоне, Риме или Сан-Себастьяне, — они все равно говорили по-английски.
«Я не очень хорошо говорю по-французски, а понимаю еще меньше, но, когда я закончил сценарий, подумал, что было бы отличным опытом снять этот фильм на французском языке. Никогда не думал, что у меня будет шанс поработать на другом языке, но я понял, что все в порядке, ведь понятно, играет ли человек правдоподобно или неправдоподобно», — отмечает автор.
Любовь и смерть
«Великая ирония» не похожа на «открыточные» фильмы Вуди Аллена, которые он часто снимал до этого. Эйфелева башня показана лишь пару раз, а Сакре-Кер и вовсе не появляется в кадре. Картину можно поставить в один ряд с работами начала нулевых: «Матч поинтом», «Сенсацией», «Проклятием нефритового скорпиона». В ней много юмора, легкости, но центральным событием становится убийство. Правда, даже смерть режиссер обыгрывает в своей шутливой манере.
Любовь и смерть, Эрос и Танатос, — любимые темы Вуди Аллена. Если прибавить к ним адюльтер, Нью-Йорк, красотку-интеллигентку, роскошный дом, героя-писателя, ипохондрию и любовь к винтажу, то получится полный набор.
Совпадения и ирония
Совпадения и ирония появляются в фильме так же часто, как и осенние листья. Судьбоносные случайности — основа картины на всех смысловых уровнях. Ален пишет роман о судьбе и дарит возлюбленной сборник стихов Стефана Малларме о любви и воле случая. Фанни мечтает о романтике и искусстве, однако отношения с «творческими личностями» у нее не складываются. Жан же в случайности не верит, но с ним судьба поступает самым жестоким образом — и вершит над ним правосудие его же оружием. В итоге случайность переигрывает всех: и тех, кто верит в судьбу, и тех, кто от нее отмахивается, утверждая, что создает свою удачу сам. Но это не их вина, а просто совпадение.
Кому стоит смотреть фильм
«Великая ирония» точно понравится тем, кто любит Вуди Аллена и его позднее творчество. Картина получилась насыщенной, элегантной, забавной и в меру таинственной. Если же вы устали от богемы в кадре и шуток про смерть, то лучше пройти мимо. Понравится фильм и поклонникам мисс Марпл — режиссер не раз признавался в любви к Достоевскому, но на этот раз в картине царит атмосфера детективов Агаты Кристи и Жоржа Сименона. Романтикам и начинающим писателям «Великую иронию» смотреть строго обязательно.