Две российские станции мониторинга ядерных взрывов перестали работать вскоре после ЧП под Северодвинском. Об этом 19 августа Wall Street Journal сообщил исполнительный секретарь Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Лассина Зербо.
UPD 3. 20 августа Зербо сообщил о том, что работу возобновили станции RUP 57 в Билибино и RUP 56 в Пеледуе (поселок в Якутии). О перебоях на станции RUP 56 до этого ничего не сообщалось.
UPD 2. 20 августа в МИД РФ заявили, что передача данных со станций национального сегмента международной системы мониторинга ядерных испытаний является добровольной. Об этом сообщил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
UPD. До четырех увеличилось число станций, которые не передают данные после взрыва под Северодвинском. Работать перестали станции в чукотском городе Билибино и алтайском селе Залесово. Станция в Уссурийске работает без перебоев, сообщил Зербо изданию Wall Street Journal.
После обнаружения проблем наблюдатели сразу связались со станциями мониторинга «Дубна» и «Киров». Российские чиновники заявили, что на станциях есть перебои с сетью и связью.
Лассина Зербо также написал о проблемах у российских станций у себя в твиттере. Он выложил карту возможного распространения «гипотетических частиц» после взрыва.
To requests on #IMS detection beyond #CTBT, data in, or near the path of potential plume from the explosion are being analyzed . We’re also addressing w/station operators technical problems experienced at two neighboring stations. All data are available to our Member States. https://t.co/pHL4WrHU23 pic.twitter.com/9aO5cQTlls
— Lassina Zerbo (@SinaZerbo) August 18, 2019
Зербо объяснил изданию, что наблюдатели ждут будущего отчета, который смогут прислать, когда восстановится связь. Наблюдатели предполагают, что отключение станций может быть связано с попыткой России скрыть последствия аварии в Северодвинске, а не испытание оружия.
Обе станции — часть международной сети станций мониторинга, которую создали для того, чтобы следить за соблюдением Договора о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия. За работу станций ответственна страна-участница договора, в которой они находятся. Договор еще не вступил в силу окончательно, поскольку не все государства ратифицировали его.
Под Северодвинском 8 августа произошел пожар и взрыв, в результате которого погибли пятеро сотрудников «Росатома» и двое представителей Минобороны, еще несколько человек пострадали. Позже стало известно, что там испытывали ракету на морской платформе.
Сначала местные власти сообщили о повышении уровня радиации. В Минобороны заявили, что радиация не превысила норму. Росгидромет также установил кратковременное превышение уровня гамма-излучения в несколько раз. Однако потом такое изменение объяснили прохождением радиоактивного облака.
16 августа Moscow Times со ссылкой на источники в медицинских кругах написала, что чиновники и руководство Архангельской областной больницы не предупредили врачей о том, что к ним доставят зараженных радиацией пациентов. Нескольких сотрудников больницы вскоре доставили в Москву на обследование. У одного из них в мышечной ткани нашли радиоактивный нуклид цезий-137.