Опрошенные RTVI депутаты Госдумы сошлись во мнении, что ношение этнокультурной одежды — такой как полностью скрывающий лицо никаб — не должно влиять на уровень безопасности в общественных местах. Депутаты не готовы ограничивать ношение такой одежды, но признают, что человек с закрытым лицом воспринимается обществом как источник опасности.

На этой неделе в сети распространился ролик из московского метро, на котором молодой человек отчитывает девушку в никабе. Герой видео обращает внимание на правила антитеррористической безопасности и требует от девушки «носить нормальную одежду». Один из пассажиров вступается за девушку, указывая, что «она носит достойную одежду».

Через несколько дней после публикации видео следственный комитет сообщил, что проводит доследственную проверку в отношении молодого человека по статье о разжигании ненависти по религиозному признаку (282 УК РФ).

Адвокат Елизаветы Барановской, ехавшей в метро в никабе, в разговоре с «Осторожно, медиа» сообщила, что обращалась в полицию с требованием возбудить в отношении мужчины уголовное дело по статьям о нарушении прав на свободу совести и вероисповедания (148 УК РФ) и возбуждении ненависти.

Алексей Смышляев / Коммерсантъ

Что говорят депутаты

«Если мы говорим об этнокультурной одежде народов нашей страны, то при чрезвычайном разнообразии такой одежды, традиции скрывать лицо в России — нет.

Я бы обратил внимание на то, что людей волнуют вопросы безопасности, связанные с террористическими угрозами.

В Москве, где эту безопасность обеспечивает видеонаблюдение, человек с закрытым лицом воспринимается большинством как источник, в том числе террористической опасности», — говорит глава комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин.

В разговоре с RTVI он обратил внимание, что несмотря на разнообразие этнокультурной одежды среди народов России, ношение никаба не распространено в качестве одежды среди российских мусульман.

«Появляясь в общественных местах в такой одежде человек должен осознавать, что непривычность его вида, помимо чувства опасности, иногда любопытства, может вызвать и агрессивные проявления. Последние, безусловно, неправомерны. Именно поэтому так важно соблюдать единые правила, нормы закона, уважать традиции общества, — говорит Семигин, — при безусловном уважении религиозных чувств, уважать традиции друг друга и учитывать современный момент террористической угрозы просто необходимо».

Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Схожую позицию в беседе с RTVI озвучила первый зампредседателя комитета по делам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая: «Мы поддерживаем все традиции и уважаем все конфессии, но, конечно, это ни в коем случае не должно быть за счет нашей безопасности».

Ранее ситуацию с девушкой в никабе прокомментировала член комитета по делам национальностей Анастасия Удальцова в своем телеграм-канале: «А что тут обсуждать: хиджаб носить — без проблем, никаб — категорически нет.

И дело тут совсем не в религии, а в требованиях общественной, а в частности — антитеррористической безопасности.

Головные уборы, маски и балаклавы, полностью закрывающие лицо, в общественных местах должны быть запрещены <…>».

Нельзя или можно

Резонансное видео вызвало в сети дискуссию о допустимости ношения никабов в общественном транспорте. Противники никабов указывают, что такая форма одежды является не религиозным, а этнокультурным атрибутом, свойственным для мусульман Аравийского полуострова. Поэтому ограничения на ношение такой одежды не станут ограничением прав мусульман.

Противники никабов также обращают внимание, что в России борьба с этим видом одежды ведется в Чеченской республике — там с носительницами никабов и их мужьями проводят профилактические беседы, объясняя, что в исламе нет требования скрывать от посторонних лицо.

Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

«Лицо и руки не являются авратом (часть тела, которую обязательно прикрывать в Исламе). Никаб — это традиции отдельных народов. С нашим народом эта традиция не имеет ничего общего», — говорил муфтий Чечни Салах Межиев.

Противником ношения никабов является и глава республики Рамзан Кадыров: «Никому не позволим скрывать лицо, укутывать подбородки.

С этого начинали те, кто взрывались на улицах Грозного. В аэропортах и при прохождении через границу проверяют, заставляя показать полностью лицо.

Это никого не возмущает! Десятки девушек находятся в Сирии и других горячих точках. И они начинали с того, что закрывали лица. А теперь оказались в рядах террористов».

В некоторых странах ношение платков, полностью закрывающих лицо, запрещено на законодательном уровне, среди них, например, Германия, Дания, Франция, Бельгия, Австрия.