Евросоюз не стремится сменять власти в других странах, а определять, кто руководит Россией, должны ее граждане. Такое мнение выразил официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Питер Стано в интервью специальному корреспонденту RTVI Ксении Сигаевой.

Это очень хороший вопрос для россиян. …Мы не занимаемся сменой режимов, мы не устанавливаем режимы, мы не свергаем режимы, мы работаем на благо людей. Если россияне решат, что они хотят, чтобы их представлял кто-то, кто не разрушает их жизнь, их будущее и авторитет их страны, мы скажем: «Сделайте свой выбор, и этот выбор мы будем уважать». До тех пор нам придется иметь дело с тем, кто находится у власти”, — отметил Стано.

Представитель Евросоюза подчеркнул, что в Европе хотели бы “контактировать и вести бизнес с россиянами, но не с этим режимом, который нарушает международное право”. Он также сказал, что Евросоюз «делает многое, чтобы элиты и режим [в России] понимали», что Евросоюз думает о военных действиях на Украине и «пытается заставить их изменить свое поведение».

30 сентября президент Украины Владимир Зеленский заявил, что готов на переговоры с Россией, но только при смене там власти. «Именно наше государство всегда предлагало России договориться о сосуществовании на равных, честных, достойных и справедливых условиях. Очевидно, что с этим российским президентом это невозможно. Он не знает, что такое достоинство и честность. Потому мы готовы к диалогу с Россией, но уже с другим президентом России», — написал в своем телеграм-канале Зеленский.

В марте американский президент Джо Байден сказал про Владимира Путина, что «этот человек не может оставаться у власти». После в Белом доме смягчили заявление, уточнив, что суть высказывания заключалась в том, что «Путину нельзя позволять осуществлять власть над своими соседями или над регионом», но Байден «не обсуждал власть Путина в России или смену власти [в России]». Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков посчитал, что это не вопрос решать не американскому лидеру, добавив, что в Кремле не знают, «что имел в виду президент Байден», которого Песков назвал «жертвой множества заблуждений».

Питер Стано также рассказал, что «среди государств-членов [Евросоюза] уже идут дискуссии о том, как следует переформулировать долгосрочную стратегию с Россией», потому что номинально действующая стратегия так называемых “Пяти руководящих принципов”, по его словам, «перестала быть ориентиром» для политики Евросоюза в отношении России.

В 2016 году главы МИД ЕС и Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини договорились о пяти руководящих принципах отношений между ЕС и Россией:

  1. полное выполнение Минских соглашений,
  2. более тесные связи с соседями России на постсоветском пространстве,
  3. укрепление устойчивости ЕС к российским угрозам,
  4. выборочное взаимодействие с Россией по определенным вопросам, таким как борьба с терроризмом,
  5. поддержка контактов между людьми.

«Реализация каждого из этих принципов сталкивается с большими трудностями. ЕС вряд ли снимет санкции с России, пока выполнение Минских соглашений остается в тупике; Восточное соседство ЕС остается зоной конфронтации», — отмечали в Евросоюзе в 2018 году.

«Теперь наша политика заключается в том, чтобы поддерживать российское гражданское общество, независимые части общества, заслуживающий поддержки российский народ, изолировать Россию на международном уровне, и оказывать поддержку Украине», — подчеркнул Стано.

Он добавил, что приоритетом в краткосрочной перспективе для ЕС является разрешение украинского конфликта. После этого Евросоюз сможет строить свою политику в отношении России, исходя из того, «какой будет Россия после этого конфликта, кто будет у власти, как они будут вести себя по отношению к Европейскому Союзу, к международному праву».