Исламский банкинг в России планируют внедрить осенью через организации партнерского финансирования (ОПФ). Об этом 15 июля рассказал RTVI председатель комитета Госдумы по финансовому рынку и автор законопроекта об исламском банкинге Анатолий Аксаков.

«Осенью, рассчитываю, партнерские финансовые инструменты появятся в России», — заявил Аксаков. О том, что многолетние попытки установить правила исламского банкинга в России оформились в законопроект, писал 13 июля «Коммерсантъ».

Российский финрынок долгие годы был тесно связан с Западом и зависел от притока инвестиций — прямых и портфельных — из западных стран, отметил Аксаков: «Сегодня ситуация изменилась. Необходимо налаживать тесное сотрудничество с новыми рынками капиталов, а для этого — учитывать их этические и регуляторные стандарты. Речь идет о странах Азии и арабского мира».

Углублению такого сотрудничества мешают прямые ограничения в российском законодательстве. Банкам в России запрещена торговая деятельность. При этом основные операции исламских банков — продажа товара в рассрочку.

Чем исламские банки отличаются от обычных

Ислам запрещает давать деньги в долг под проценты. Поэтому исламские банки не выдают кредиты, а продают товары в рассрочку (мурабаха), зарабатывая на наценке; предоставляют аренду и лизинг (иджара); и участвуют в капитале компаний (мушарака), получая дивиденды.

Из-за запрета на торговлю для банков все предыдущие попытки внедрить исламское финансирование «носили половинчатый характер», отметил Аксаков: «Сделки оформлялись сложным образом, с использованием нестандартных договоров или с привлечением третьих лиц, что порождало вопросы относительно прозрачности деятельности».

«Казахстан и Киргизия опередили нас более чем на десять лет в данном вопросе», — подчеркнул Аксаков. В Казахстане закон об исламских банках появился в 2009 году. В Международном финансовом центре Астаны, в частности, используют английское право для регулирования инвестиционных сделок и при этом приветствуют приход ведущих исламских банков.

Организации партнерского финансирования в отличие от банков смогут вести торговую деятельность и в то же время будут под надзором Банка России. «Операции и сделки будут прямо определены в законе, понятны и прозрачны для регулятора», — уточнил Аксаков. Новое регулирование протестируют в пилотных регионах — Татарстане, Чечне, Дагестане, Башкирии.