В июне 2023 года на участке земли в столице Австралии Канберре, арендованном под строительство нового комплекса российского посольства, был замечен «сквоттер». По сообщениям австралийских СМИ, это был российский дипломат с соответствующей дипломатической защитой. В интервью RTVI директор третьего департамента Азии Николай Ноздрев объяснил, что это был административно-технический сотрудник, не обладающий дипломатическим паспортом.

«Поскольку на этом участке осуществлялось строительство, там в повахтовом режиме административно-технические недипломатические сотрудники посольства обеспечивали сохранность того имущества, которое было завезено», — объяснил Ноздрев.

По словам дипломата, на участке велись строительные работы в течение нескольких лет, но «длительное время мы не могли начать на нем работы по той простой причине, что австралийские власти всячески препятствовали прибытию в страну тех наших специалистов, кто должны обеспечивать контроль непосредственно строительных работ».

Для отстаивания своих интересов посольство задействовало местных юристов, «после чего было достигнуто соглашение, которое предоставило нам дополнительный срок в течение 5 лет на то, чтобы завершить это строительство», отметил Ноздрев. Но «австралийская сторона активно искала обходные пути, чтобы так или иначе изъять у нас этот участок», добавил он.

Сейчас, по словам дипломата, российская сторона планирует задействовать «соответствующие юридические структуры в Австралии», чтобы защитить свои интересы.

В начале лета 2023 года австралийское издание The Australian сообщало, что на территории участка земли в Канберре недалеко от здания парламента Австралии поселился сквоттер. На участке планировалось построить новое здание российского посольства, а сквоттер The Australian посчитало российским дипломатом.

Незадолго до этого австралийские власти приняли закон, отменяющий заключенный в 2008 году договор аренды этого участка. Закон потребовалось разработать специально для этой цели, так как другие юридические попытки оказались безрезультатны.

По словам премьер-министра Австралии Энтони Альбанезе, решение было принято в интересах национальной безопасности. После расторжения договора посла Австралии в Москве Грейма Михана вызвали в МИД России, где ему выразили протест. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков посчитал решение Канберры «русофобской истерикой» и «недружественным проявлением».