7 декабря в Монголии была создана временная комиссия для расследования пропажи поставляемого на экспорт угля, которая привела к масштабным протестам в стране. Несмотря на морозную погоду, протестующие не уходили с улиц и пытались прорваться в дворец правительства. О том, чем вызваны протесты в Монголии, как на них отреагировало правительство и кто может быть виноват в предполагаемой краже угля, разбирался RTVI.

В среду, 7 декабря, монгольский парламент создал временную комиссию для проведения расследования так называемого «угольного дела». Комиссия изучит контракты на поставки и перевозку угля с 2013 года по сегодняшний день. Кроме того, спикер Великого Государственного Хурала Занданшатар Гомбожав заявил о возможном принятии закона о прозрачности добывающих отраслей и закона о горнодобывающих биржах. Так может появиться доступ к информации о сделках, связанных с углем — это и детали контрактов, объемы продаж, транспортировка. Таким образом власти пытаются умиротворить протестную волну, охвативую Монголию в течение последних дней.

Из-за чего начались протесты в Монголии

4 декабря в Улан-Баторе при температуре ниже 20 градусов состоялась демонстрация, вызванная скандалом с возможным участием монгольских чиновников. Речь идеот о появившейся в монгольских СМИ информации о расхождении в статистике торговли углем с главным монгольским торговым партнером — Китаем. Импортированный Китаем объем угля на 6,4 млн тонн выше от заявленных монгольской стороной объемов экспорта. Жители Улан-Батора требовали «вскрыть коррумпированность властей и назвать имена воров, укравших уголь на 44 триллиона тугриков ($12,9 млрд)».

Демонстрации продолжились 5 декабря: протестующие попытались перекрыть транспортное движение в центре города, сожгли соломенную елку и попытались взять штурмом дворец правительства. Часть из них смогла прорваться к зданию, пробежать мимо охраняющей вход в дворец статуи Чингисхана и попасть внутрь здания, но их вывела полиция.

В результате беспорядков пострадали 4 полицейских, есть пострадавшие и среди демонстрантов. Причина получения увечий пока неясна — монгольские СМИ ссылаются на давку. Силовые методы для подавления протестов власти пока не задействовали. Монгольские власти поставили протестантам ультиматум, пригрозив ввести ЧП, если люди не разойдутся по домам.

Как отреагировали на протесты власти

В ответ на протесты монгольский парламент собрался на внеочередное заседание. Правительство рассматривало возможность введения в стране чрезвычайного положения, но в итоге решило не прибегать к этой мере, хотя уже и заручилось поддержкой парламента (Великого государственного хурала) по вопросу использования такого инструмента. Теперь ЧП, если понадобится, можно ввести решением Совбеза и президента.

5 декабря правительство провело совещание за закрытыми дверями, по итогу которого было принято решение о создании специальной рабочей группы для диалога с демонстрантами. Представители правительства также отчитались о проделанной работе в борьбе с коррупцией в угольной сфере, пытаясь успокоить митингующих. По словам вице-премьера и по совместительству министра экономики и развития Монголии Чимэдийна Хурэлбаатара, «влиятельные люди и чиновники» действительно были вовлечены в воровство угля. Как указал Хурэлбаатар, в связи с подозрениями вокруг кражи угля было возбуждено 10 уголовных дел. Они касаются вопросов оформления договоров, транспортировки угля и железнодорожного сообщения, пояснил вице-премьер. Возможные виновники — должностные лица компании АО «Эрдэнэс Тавантолгой» или ООО «Таван Толгойской железной дорога». В отношении руководства компаний, как и сотрудников министерств, сейчас проводится проверка, подытожил Хурэлбаатар.

Почему обвинения в хищении угля вызвали скандал

На добычу угля приходится 25% процентов ВВП и 29% экспорта Монголии. По состоянию на 2011 год в стране находилось около 10% мировых разведанных запасов угля — это 150 млрд тонн. Основной покупатель монгольского угля — Китай. За три квартала 2022 года объем экспорта монгольского угля в Китай составил $4,5 млрд.

Тогда как СМИ оценивают стоимость украденного угля в сумму порядка $13 млрд, монгольское правительство приводит оценку в $1,8 млрд. Масла в огонь подлил депутат монгольского парламента Тогмидын Доржханд, заявив, что с 2013 года в Китай сверх объемов монгольского экспорта было поставлено еще 6,4 млн тонн, что не было зафиксировано монгольской таможней.

ООО «Эрдэнэс Монгол», руководство которой протестующие обвиняют в коррупции, принадлежит государству. Ранее в конце ноября сообщалось о намерении монгольского правительства провести ключевые изменения в компании — создать на ее основе суверенный фонд. Доходы от компаний и фонд предлагается перевести на оффшорные инвестиционные счета. Фонд планируется использовать для перенаправления доходов от добычи угля на инвестирование инфраструктуры в Монголии.

Впрочем, деловое издание bne IntelliNews пока что сомневается в вероятности успеха такого фонда. Как следует из отчета Всемирного банка за 2021 год, 62% затрат АО «Эрдэнэс Тавантолгой» (дочерняя структура «Эрдэнэс Монгол») были связаны с добычей угля, а остальные 38% были потрачены на маркетинг, льготы, поездки и развлечения. В октября этого года был уволен директор компании «Эрдэнэс Тавантолгой» Ганхуяг Баттулга, ранее занимавший эту должность четыре года.