Росаккредитация впервые выдала сертификат соответствия на кроссовки, дизайн которых разработан нейросетью, узнал RTVI. Соответствующие документы и фото обуви есть в распоряжении издания. Как оказалось, сертификация проводилась с нарушением — состав кроссовок эксперты изучили по фотографии, без исследования физического экземпляра обуви. Все дело в том, что его не существует в принципе. RTVI разбирался, чем опасны такие виртуальные испытания продукции и почему борьба с ними сегодня малоэффективна.
Предложения о проведении лабораторных испытаний в кратчайшие сроки при необходимости можно легко найти в интернете. Нередко, как пишут на профильных сайтах, посвященных сертификации, такие организации сами обращаются к потенциальным клиентам с предложениями подготовить необходимые документы за 1-3 дня. Зачастую такие организации можно обнаружить в картотеке арбитражных дел, где их привлекают к ответственности за предоставление недостоверных результатов исследований (ст. 14.48 КоАП РФ).
Чем занимается Росаккредитация
Для гарантий безопасности и качества любых товаров, лежащих на полках российских магазинов, существует система сертификации. Выдачей таких сертификатов соответствия и исследованием товаров на предмет безопасности в России занимаются частные организации и испытательные лаборатории, аккредитованные Федеральной службой по аккредитации. Она же выполняет функции контрольного органа, который имеет полномочия выявлять нарушения в деятельности сертификационных центров и лабораторий. На основании выявленных нарушений Росаккредитация может временно приостанавливать или бессрочно прекращать действие аккредитации.
К одной из таких лабораторий обратился подмосковный предприниматель Роман Максимов, разработавший с помощью нейросети уникальный дизайн кроссовок. Поскольку на руках у него было лишь изображение, Максимов попробовал получить сертификат соответствия и другие необходимые для производства и продажи обуви документы без образца для исследования.
«Таким образом я получил результаты лабораторных испытаний, получил все необходимые декларации соответствия и могу на законных основания производить кроссовки из материалов любого качества, — рассказал Максимов RTVI. — Пользоваться этим сертификатом я в действительности не планирую, мне было интересно проверить возможность таких “нейросетевых” испытаний».
Испытания нейросетевых кроссовок проводила лаборатория Light Group (документы имеются в распоряжении RTVI), принадлежащая ООО «Трансконсалтинг». По данным СПАРК, налоговая служба установила, что компания отсутствует по адресу, указанному при регистрации. С 2016 по 2018 год «Трансконсалтинг» неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения в части проведения испытаний и сертификации продукции (ст. 14.47 и 14.48 КоАП). В процессе испытаний лабораторных экспертов не смутило и незамысловатое название модели: Neural network.
В 2021 году Росаккредитация частично приостанавливала действие аккредитации компании из-за «несоответствия требованиям законодательства». Последний раз Федеральная служба проводила контрольные мероприятия в «Трансконсалтинге» в феврале 2022 года и не выявила никаких нарушений в их деятельности. К моменту публикации в компании не ответили на запрос RTVI.
Для чего нужна сертификация
Сертификации товаров подлежат все технологически сложные или потенциально опасные для здоровья товары, лабораторные испытания являются одним из ключевых звеньев в процессе проверки безопасности продукции. Обязательные требования к продукции устанавливаются, в том числе, федеральными законами, актами ЕАЭС, российскими техрегламентами и отраслевым законодательством (например в сфере виноделия или легкой промышленности).
Для широкого перечня товаров процесс сертификации подразумевает лабораторные испытания, при которых образцы продукции тестируют на безопасность для здоровья людей, их имущества и окружающей среды. К таким товарным категориям, в частности, относятся пищевая продукция, бытовая техника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, питьевая вода, бытовая химия, табачные изделия.
Своя специфика есть и при отборе образцов продукции для испытаний. Например, это может быть случайная выборка из партии готового товара на складе, в таможенном терминале или на производстве.
Таким образом, провести лабораторные испытания в отсутствие образца для исследования невозможно. Тем не менее, фотография кроссовок успешно “прошла” все испытания. В распоряжении RTVI имеются документы, в которых говорится, что лаборатория установила состав материала «нейрокроссовок», устойчивость окраски и проверила обувь на наличие таких химических элементов как мышьяк, свинец и никель.
По словам руководителя организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олега Павлова, практика показывает, что получить сертификат соответствия может любой желающий без реального проверки качества продукции, а добиться повторного испытания подозрительной продукции зачастую сложно, в том числе из-за моратория на проверки.
«Вся продукция непосредственно влияет на наше здоровье: какие краски в них используются, какие материалы, какие клеи и так далее. Если говорить о товарах для детей, за которыми ведется повышенный контроль, то использование некачественной обуви, например, может привести к нарушениям в развитии опорно-двигательного аппарата, к серьезным проблемам с позвоночником и осанкой», — объяснил Павлов.
Из-за ошибки в одном из ключевых звеньев — на стадии первоначальной проверки качества продукции — все дополнительные механизмы контроля теряют в эффективности, обращает внимание эксперт.
«Соответственно главная задача в том, чтобы лишить возможности недобросовестных производителей так легко получать любые документы соответствия на товары любого качества. Если мы сдаем сбой на этом этапе, то десятки регламентов, которые содержат требования к качеству и безопасности мы просто обесцениванием», — подчеркнул Павлов.
За соблюдением требований к порядку сертификации и декларирования следит Росаккредитация. Несоблюдение таких требований ведет к приостановке, прекращению или признанию недействительными разрешительных документов и отчетов об испытаниях. При этом вопросы, связанные с последствиями фальсификации испытаний не относятся к компетенции надзорного органа, отметили в пресс-службе Росаккредитации в ответ на запрос RTVI.
В пресс-службе также рассказали, что в надзоре за аккредитованными лабораториями и сертификационными центрами применяется риск-ориентированный подход. Перечень критериев, которые могут стать основанием для проверки компании, утверждает Минэкономразвития России.
Среди таких критериев указаны, например, отсутствие отчетности по выданным сертификатам в течение 3 месяцев, двукратный и более рост числа выданных документов в сравнении с аналогичным предшествующим периодом, выдача протоколов о проведенных испытаниях и сертификатов в слишком короткие сроки, за которые невозможно провести испытания и другие. В лаборатории, которая “испытывала” нейрокроссовки, видимо, осведомлены о методах контроля Минэкономразвития — получение сертификата с момента оплаты услуг заняла более недели, рассказал RTVI Максимов.
Для того чтобы выявить нарушение при проведении испытаний, нужно провести повторное исследование, для которого нужны веские основания. В этом заключается одна из сложностей контроля за достоверностью выданных документов, отметил Павлов.
“Если товар принес какой-то вред здоровью, это должен установить специалист, который установит, что причиной произошедшего был именно товар. То есть это нужно заподозрить, идентифицировать, повторно исследовать и выявить несоответствие. Потом, нужно взять товары из других партий, убедиться, что это не единственный экземпляр, произведенный с нарушениями. И только после этого можно утверждать, что сертификация была проведена ненадлежащим образом”, — объяснил эксперт.
В пресс-службе Роскачества в ответ на запрос RTVI отметили, что некоторые лаборатории оформляют сертификат на несколько категорий продукции на основании одного протокола испытаний или выдают сертификат на основании неполного перечня необходимых испытаний. В результате этого испытываются не все параметры безопасности.
По мнению Павлова, в ближайшем будущем проблема может усугубиться из-за наплыва новых поставщиков, возникшем на фоне санкций. Сюда же, по его словам, накладывается наличие моратория на проверки.
“Сейчас контролеры на рынке ослаблены и как раз приходит много новых поставщиков, новых партнеров. Не все из них крупные, не все добросовестные. К тому же всегда будут предприниматели, которые по непонятным каналам, в том числе контрабандным, будут ввозить ту же одежду, обувь, БАДы и так далее. Чтобы ее легализовать они будут использовать серые схемы получения сертификатов”, — считает Павлов.