На полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который проходит в Самарканде, состоялась встреча президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина — впервые с февраля 2022 года.
По словам Путина, одной из ключевых проблем сейчас являются «попытки создания однополярного мира», которые «приобрели <…> абсолютно уродливые очертания и абсолютно неприемлемы для подавляющего числа государств на планете». Си Цзиньпин в ответ заверил, что Китай готов присоединиться к России и вместе с ней выводить мир на «траекторию устойчивого развития».
Председатель КНР подчеркнул, что российско-китайские контакты сохранили свою эффективность даже в условиях пандемии коронавируса. Про влияние на них боевых действий на Украине Си Цзиньпин не упомянул.
По словам Путина, Россия осуждает американские «провокации» на Тайване и в Тайваньском проливе. Российский лидер заверил, что Москва привержена принципу «одного Китая». Председатель КНР в ответ заявил, что никто в мире не вправе «играть роль судьи в тайваньском вопросе», и Китай не потерпит вмешательства в собственные внутренние дела.
Президент России пожелал китайскому лидеру успехов в реализации «плана развития нации», который будет обсуждаться на ХХ съезде Коммунистической партии КНР 16 октября. На том же съезде китайским партийцам предстоит избрать руководящий состав ЦК, который сразу же проведет первый пленум.
Путин отметил рост товарооборота между Россией и Китаем, который в 2021 году достиг $140 млрд (+35% по сравнению с 2020 годом) и в перспективе может дойти до $200 млрд. «За первые семь месяцев текущего года объем взаимной торговли вырос еще на 25%. Убежден, что по итогам года мы выйдем на новые рекордные показатели, а в близкой перспективе, как договаривались, доведем годовой товарооборот до 200 и более миллиардов долларов», — обратился к собеседнику российский лидер.
Путин поблагодарил китайского руководителя за «сбалансированную позицию» по украинскому вопросу и выразил готовность ответить на его вопросы по этой теме.
«Высоко оцениваем сбалансированную позицию китайских друзей в связи с украинским кризисом. Понимаем ваши вопросы и ваши озабоченности на этот счет. И в ходе сегодняшней встречи, конечно, подробно разъясним и нашу позицию по этому вопросу, хотя мы и раньше об этом говорили», — сказал российский президент.
Reuters отмечает, что Путин выразил «понимание обеспокоенности» Си Цзиньпина происходящим на Украине. По мнению агентства, это фактически стало «неожиданным признанием трений с Пекином» по поводу боевых действий, поскольку Китай с конца февраля придерживается «осторожной линии», воздерживаясь от открытых высказываний в поддержку России и тем более оказания ей помощи в проведении военной кампании на Украине.
«Мы высоко ценим взвешенную позицию наших китайских друзей, когда речь идет об украинском кризисе. Мы понимаем ваши вопросы и обеспокоенность по этому поводу», — обратился Путин к Си Цзиньпину.
Reuters особо подчеркивает, что в китайской версии сообщений об итогах встречи президента России и лидера КНР на полях саммита ШОС в Самарканде украинская тема не упоминалась вообще.
The New York Times выражает уверенность в том, что по итогам переговоров Владимира Путина и Си Цзиньпина «китайская поддержка» действий российских войск на Украине «выглядит более шаткой». «Вялая китайская поддержка» — такую формулировку использует газета.
Издание отмечает, что глава КНР вел себя «более сдержанно», чем российский лидер, и «избегал в своих публичных комментариях любого упоминания об Украине».
NYT напоминает, что китайские официальные лица неоднократно поддерживали высказываемое российскими властями мнение о том, что конфликт на Украине начался по вине «коллективного Запада», но Си Цзиньпин при этом «тщательно избегал» конкретных высказываний по этой теме, заменяя их «общими взглядами на ситуацию в мире».
После встречи двух лидеров в Самарканде пресс-служба председателя КНР опубликовала пресс-релиз, в котором говорится, что Пекин «готов работать» с Москвой «по вопросам, касающимся их взаимных интересов», подчеркивает NYT. По мнению авторов материала, тут китайские власти выбрали «совершенно иной тон», нежели до начала боевых действий на Украине, когда КНР называла свое партнерство с Россией «безграничным».
Путин впервые признал «озабоченность» Китая по поводу украинских событий, пишет по итогам самаркандской встречи Financial Times.
Бывший американский дипломат и старший научный сотрудник Фонда защиты демократии (National Endowment for Democracy) Крейг Синглтон заявил The Wall Street Journal, что упоминание Путиным «озабоченности» Пекина событиями на Украине является «наиболее важным» в контексте переговоров президента России и председателя КНР.
Схожей точки зрения придерживается The Independent, трактуя «неожиданное» заявление Путина о китайской «озабоченности» как «намек на трения» между Москвой и Пекином.
Издание The Washington Times, напротив, отметило, что Владимир Путин и Си Цзиньпин на переговорах в Самарканде «пообещали наладить более тесные связи», и их встреча «дает обещание единого фронта на мировой арене».
«Перед лицом исторических изменений в мире Китай, как крупная страна, готов работать с Россией, чтобы играть ведущую роль и привносить стабильность в неспокойный мир», — цитирует издание слова Си Цзиньпина, отмечая, что его приезд в Самарканд — это первый зарубежный государственный визит главы КНР с начала пандемии коронавируса.
Британская The Guardian отмечает, что Путин приветствовал «сбалансированную» позицию КНР по украинским событиям.
Американский телеканал CNN напомнил, что с начала боевых действий на Украине Китай нарастил товарооборот с Россией до рекордного уровня, а Си Цзиньпин на встрече в Самарканде заверил в готовности и дальше сотрудничать ради «мощной взаимной поддержки», способной, по его мнению, сыграть «ведущую роль в установлении стабильности в мире перемен и хаоса».