На завершившемся 44-м Московском Международном кинофестивале отечественные картины в основном конкурсе не получили никаких наград. Присутствие иностранных фильмов как в конкурсных, так и во внеконкурсных программах тоже было сокращено — повлияли политическая обстановка и санкции, — однако все равно было довольно представительным. RTVI рассказывает про четыре ленты из разных стран мира, которые выйдут в прокат в ближайшее время.

«Решение уйти»

Режиссер Пак Чхан-Ук

В центре сюжета история детектива Хэ-чжуна (Пак Хэ-иль), который расследует смерть пожилого альпиниста. Под подозрение попадает жена погибшего — молодая и красивая китаянка Со-рэ (Тан Вэй). Но чем ближе Хэ-чжун к правде, тем сильнее его влечение к Со-рэ. Сценаристка Чон Со-гён говорила в одном из интервью, что на этот сценарий ее вдохновили детективные истории о Мартине Беке авторов Пера Валё и Май Шёвалль.У них с Пак Чхан Ук получился неторопливый детектив, где убийца известен уже с самого начала, а его отношения со следователем гораздо интереснее пути раскрытия преступления.

На ММКФ «Решение уйти» приехало с Каннского кинофестиваля — там эта картина принесла Пак Чхан-Ук (автору знаменитого “Олдбоя”) приз за лучшую режиссуру. В заслуженности приза не возникает сомнений — в картине много необычных режиссерских решений. Например, диалоги, которые герои ведут через диктофон, или то, как показана слежка — оба героя всегда находятся в кадре вне зависимости от того, какое расстояние их разделяет. Интересно, что Пак Чхан-Ук выбрал на главную роль актера Пак Хэ-иля, который прославился после роли главного подозреваемого в фильме «Воспоминания об убийстве» другого корейского классика, Пон Джун-хо. А Тан Вэй до этого играла с Тони Люном в «Вожделении» тайваньского режиссера Энга Ли, после этого фильма Пак Чхан-Ук и захотел поработать с ней. В российский прокат фильмы выйдет уже 29 сентября.

«Путешествие Масторны»

Режиссер Чан Мин Чжи Ляо

Студентка пекинского вуза работает над дипломным фильмом, а выпускник киношколы помогает ей в этом, показывая ей старые здания французской концессии в Шанхае. Во время своих прогулок они говорят Тарковском, Феллини и Ромере — и, конечно, они влюблены друг в друга. Роль юного режиссера играет сам Чан Мин Чжи Ляо, а его девушку начинающая актриса Линь Сиюань.

Перед нами синефильское кино: даже свое название картина получила в честь неснятого фильма Федерико Феллини о виолончелисте, роль которого должна была достаться Марчелло Мастрояни. В фильме много отсылок к знаменитым работам европейских и американских режиссеров. Не будет ошибкой назвать картину “шанхайскими “Мечтателями””. Есть даже прямая цитата из фильма: эпизод с “угадайкой” — герои тоже загадывают друг другу фильмы, а в случае проигрыша требуют исполнить “штрафное” желание. И загаданным фильмом, конечно, оказываются «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи. До конца осени российские прокатчики планируют выпустить эту нежную картину на экраны.

«В обратном направлении»

Режиссер Абольфазл Джалили

Это история мальчика-фантазера по имени Эмкан (Пуян Шекари), который мечтает стать кинорежиссером: уговаривает своих друзей сниматься в его фильмах и постоянно приносит свои работы в местный киноцентр. За необычное видение, упорство и свое мнение по разным вопросам подростку регулярно достается. Он, правда, все равно готов бороться за свою мечту любыми способами, однако мир вокруг, кажется ему все более мрачным и бесперспективным.

На ММКФ картину показывали в рамках специальной внеконкурсной программы «Персидские мотивы». Абольфазл Джалили — представитель “иранской новой волны”, зародившейся в 80-х. Однако он не настолько известен в России, как другие ее представители — например, Джафар Панахи или Аббас Киеростами. Участники этого движения снимали поэтическое кино о реальной жизни иранцев, однако их картины, как правило, подвергались жесткой цензуре, и многим из них пришлось покинуть страну. Джалили — один из немногих представителей движения, до сих пор работающий в Иране. Фильм появится на российских экранах до конца осени.

«С любовью и яростью»

Режиссер Клер Дени

Сара (Жюльет Бинош) и Жан (Венсан Линдон) — обычная парижская семейная пара, они живут вместе в небольшой, но уютной квартире с прекрасным видом из окна и балкончиком с живой изгородью. Сара работает ведущей на радио, а Жан недавно вернулся из тюрьмы, поэтому с работой у него ничего не складывается, пока ему не звонит его старый друг Франсуа (Грегуар Колен). Он предлагает приятелю устроиться в его новую компанию, а Жан соглашается, несмотря на то что когда-то отбил Сару у Франсуа. Увидев бывшего возлюбленного, Сара вспоминает свои чувства к нему, а измена возвращает ее в годы юности и придает ее жизни остроты.

Этот фильм на ММКФ показали в рамках программы «Мастера»: в этом году икона французского кино Клер Дени получила за него «Золотого медведя» — приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале. Он снят по сценарию Кристин Анго, которая уже работала с Дени над адаптацией «Фрагментов речи влюбленного» Ролана Барта для картины «Впусти солнце», где главную роль тоже играла Бинош.

Кроме основного мелодраматического сюжета, в фильме есть еще один план: дискуссии, которые Сара ведет в своем подкасте на радио — о природе расизма и о людях, которые покидают свои страны в поисках лучшей жизни. Эти темы всегда были близки Дени, выросшей в Африке и, может быть, поэтому принимающей близко к сердцу проблемы мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев. И этот второй план, вкупе с личным подключением к теме и делает новую картину от автора “Плевать на смерть” и “Что ни день, то неприятности” глубже, чем просто очередная французская мелодрама. Классик “нового французского экстрима” сняла фильм о сложностях в отношениях и «красных флажках», о невозможности вернуть прошлое, о внимании к близким и о проявлениях человеческого эгоизма на всех уровнях. В российский прокат фильм выйдет буквально на днях — 8 сентября.