С 1 августа в России вновь заработали кинотеатры, которые закрыли из-за коронавируса. Спустя четыре месяца фильмы возвращаются на большие экраны. Редактор новостей RTVI Андрей Колосов отправился в один из кинотеатров, чтобы посмотреть, как они работают в новой реальности, соблюдаются ли там требования Роспотребнадзора, что вообще показывают и вернулись ли туда посетители.
Со времен Владимира Ильича Ленина все знают, что из всех искусств для нас важнейшим является кино. Вот только эпидемия коронавируса внесла свои коррективы: кинотеатры закрылись одними из первых. Пока крупные киностудии одна за одной переносили громкие премьеры на неопределенный срок, большинство людей «ходили в кино», перемещаясь из спальни в гостиную, где телевизор побольше.
В жизни до карантина поход в кино для меня, как полагаю и для многих других, давно превратился в обыденность, стал способом провести несколько свободных часов, развлечься, вдохновиться. При этом пресловутая магия кино захватывает именно в темном зале, когда сидишь напротив большого экрана и становишься частью действия. Дома такого эффекта нет, постоянно что-то отвлекает, тысяча мыслей в голове.
Для человека, который привык ходить в кино несколько раз в неделю и даже составляет график премьер, обязательных к просмотру, эти четыре месяца ограничений стали испытанием. Вот почему 1 августа, в первый же день возобновления работы кинотеатров, я отправился в один из них. Хотелось и кино посмотреть, и соблюдение новых правил проверить.
Выбор пал на один из кинотеатров недалеко от моего дома в ближайшем Подмосковье. Первое, что бросилось в глаза при покупке билетов онлайн — крестики, которые не дают забронировать место рядом с другими посетителями. Как позже объяснила кассир Мария, система просто не дает продать билеты на соседние места. В общем, слева и справа от меня на сеансе никого не было, мечты сбываются! Кстати, билет стоил всего 300 рублей, кажется, до эпидемии поход в кино обходился дороже.
Впрочем, из правила есть исключение: если люди пришли одной компанией, то смогут сидеть вместе. Например, Иван и Юлия пришли посмотреть «Алладина» с двумя маленькими детьми и рассказали, что у них четыре места рядом. «Очень скучали, у нас не так много мест, куда можно с детьми сходить, время занять», — рассказал Иван. «Никакого страха нет, полностью доверяем сотрудникам кинотеатра. Думаю, они принимают все возможные меры по дезинфекции помещений», — добавила Юлия, отвечая на вопрос, не страшно ли в нынешней ситуации ходить в кино.
Администратор кинотеатра Татьяна, в свою очередь, заверила меня, что каждые два часа тщательно убирают не только залы и туалеты, но и барную стойку протирают дезинфицирующим раствором.
В самом кинотеатре, на первый взгляд, все как обычно — реклама новых трейлеров на экранах, попкорн и улыбки на лицах людей, обсуждающих репертуар. Правда, если внимательно приглядеться, то можно увидеть уже привычные ленты на полу, помогающие соблюдать социальную дистанцию. Кстати, люди в очереди правила разметки не игнорируют.
Еще одно новшество — обязательное измерение температуры у зрителей перед входом в зал. Теперь работники не только проверяют билеты и желают приятного просмотра, но и с помощью инфракрасных термометров проверяют, нет ли у посетителей жара. По словам кассира-билетера Владислава, за смену ни одного такого случая не было, но теоретически он не имеет право пускать в зал человека, температура которого выше нормы.
Не пускают в зал и без защитных масок. Кстати, у самих работников кинотеатра маски надеты правильно: закрывают нос и рот, а не только подбородок. Зрители, у которых масок нет, могут купить их вместе с билетами. Цена вопроса всего-то десять рублей. Владислав признается, что в самом зале зрители часто снимают маски, в них и кино смотреть неудобно, и попкорн не поесть. Действительно, во время моего сеанса людей в масках в зале не было.
Вместе со мной на сеанс в субботу вечером — такой прайм-тайм для похода в кино — пришли навскидку человек 30-40. Как призналась Татьяна, до аншлага пока далеко. На это, вероятно, есть несколько причин. Кто-то просто не знает, что кинотеатры снова открыты, другие опасаются заразиться инфекцией и избегают людных мест, важную роль играет и репертуар.
Скажу честно, для первого посткарантинного похода в кино фильм я выбрал с трудом. Ни российская комедия про туриста с амнезией в Таиланде «Хэппи-энд», ни история про шпиона, который обучает этому ремеслу школьницу, «Мой шпион», ни история о любви музыканта к русалке «Русалка в Париже» не вызвали интереса. Кроме того, сейчас в программе хиты, которые уже показывали, например, тот же «Алладин» или «Джентльмены». Есть и парочка фильмов ужасов, несмотря на призыв главы Минкульта Ольги Любимовой показывать «светлые и простые фильмы».
После долгих раздумий я все же купил билет на «Побег из Претории», в котором герой Дэниела Рэдклиффа, борец с апартеидом в ЮАР, сбегает из суперзащищенной тюрьмы. Сюжет простой, Рэдклифф играет неплохо, фильм в принципе держит в напряжении, хотя едва ли у кого-то получится снять кино о побеге из тюрьмы лучше «Побега из Шоушенка».
Из зала я вышел в приподнятом настроении, вернулась еще одна радость, которую хотела отнять эпидемия. Конечно, защитные маски и измерение температуры, а также неуловимый запах хлорки в зале — новая реальность, к ней еще предстоит привыкнуть. Тем не менее постепенно рынок кинопроката оживает, скоро на экраны вернутся громкие блокбастеры и авторское кино, а вместе с ними в залы потянутся и зрители, которым, наверное, наскучило смотреть фильмы на экранах телевизоров и ноутбуков.