Музыкальный критик Артемий Троицкий считает, что творческому человеку не стоит ни при каких условиях «иметь дело с государством», если он при этом хочет оставаться свободным художником. Такое мнение он высказал в эфире RTVI.

По словам Троицкого, многие творческие люди усвоили главную мораль дела «Седьмой студии»: «Не надо вообще никогда и ни при каких условиях иметь дело с государством, если хочешь быть свободным художником».

«Не имей дело с министерствами культуры и государственными фондами, потому что они всегда могут с тебя спросить, и придется отвечать», — пояснил он.

Троицкий не исключает, что режиссеру Кириллу Серебренникову вынесут оправдательный приговор. По мнению музыкального критика, «дело Серебренникова имеет очень глубокую не политическую, а личную подоплеку».

«Существует теория, что Кирилл что-то сильно с кем-то не поделил с кем-то из влиятельных людей. И это не была акция запугивания. На мой взгляд это была красноречивая акция и поучительная для многих», — считает Троицкий.

По мнению критика, замена домашнего ареста на подписку о невыезде для Серебренникова — «это не сенсация и не событие», его просто «отпустили погулять на длинном поводке».

И даже если Серебренникову вынесут оправдательный приговор, это не означает, что «начнут освобождать и тех, и этих». «В деле „Сети“ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. ред.) у них нет никаких влиятельных заступников <…> Все эти молодые ребята сядут, как и было задумано», — сказал Троицкий.

«Дело „Сети“ — это послание молодежи, а не культурной элите, как с преследованием Серебренникова», — считает критик.

Что касается цензуры в России, Троицкий считает, что здесь движение идет по «синусоиде»: цензура то появляется, то исчезает. Сегодня, по мнению критика, она присутствует в «гораздо более хитрой и лицемерной форме, чем это было в Советском Союзе».

По конституции цензура запрещена, но власти тем не менее хотят ее использовать, и делают это «обходными маневрами», отметил критик.

«В маленьких подвальчиках можно петь все, что угодно. Но если ты хочешь выдвинуться и проводить более масштабные культурные акции, тут уже стоят барьеры <…> Все неблагонадежные ребята задвигаются в культурное гетто», — считает Троицкий.