В российский прокат выходит дебютный фильм китайского режиссера Лулу Ванг «Прощание». Редактор рубрики «Такое» Никита Марков посмотрел его и считает, что это идеальное зрительское и при этом небанальное кино.
Девушка Билли родилась в Китае, но с шести лет живет в США. Однажды она узнает, что у ее любимой бабушки, которая осталась в КНР, — рак, и жить ей осталось недолго.
Родственники не собираются говорить бабуле о смертельной болезни («Человек умирает не от рака, а от страха перед ним», — говорит Билли ее мама) и придумывают план, как с ней попрощаться, не выдав секрет.
Они (все, кроме главной героини) решают устроить свадьбу брата Билли в Китае и под видом праздника попрощаться с бабушкой (у брата при этом планов жениться не было — он едва знает свою невесту).
«Прощание» Лулу Ванг стало одним из хитов фестиваля «Санденс», где получило приз зрительских симпатий, и можно понять почему.
Это действительно абсолютно зрительский фильм, который рассказывает универсальную историю, — совсем необязательно разбираться в деталях жизни китайских иммигрантов в США или китайцев у себя на родине, чтобы сопереживать персонажам, которых придумала Ванг (основываясь, кстати, на истории собственной жизни).
Кажется, среди членов семьи Билли любой найдет типажи, похожие на его родственников. А местная бабушка как будто вообще придумана по лекалам типичной русской бабушки — она вечно переживает, что Билли слишком худая, что ей 30, а до сих пор нет мужа, вечно пытается ее накормить и так далее.
Нежелание Билли скрывать от бабушки ее болезнь (она единственная, кто выступает за то, чтобы рассказать ей правду) Ванг противопоставляет тому, что девушка скрывает от своих родителей (чтобы их не волновать). Она не смогла получить стипендию и продолжить обучение в университете.
Хотя сначала кажется, что фильм будет именно о «столкновении» разных менталитетов — приехавших из США Билли и ее родителей и остальных родственников, всю жизнь проживших в Китае, — картина все-таки не только и не столько об этом. Она в большей степени о том, есть ли такая вещь, как ложь во благо, а еще о вечной проблеме отцов и детей (в данном случае, скорее, «матерей и детей») и о том, что вообще такое семья.
Формально, Билли — главный герой «Прощания», но Ванг удалось создать ансамбль персонажей, которые отлично прописаны, и каждый из которых не зря занимает свое место.
Вообще, при всей «зрительскости» «Прощание» — очень неглупый фильм. Ванг легко могла придумать для своего дебюта банальный конец (исходя из завязки можно самому придумать какой), но в итоге заканчивает фильм неожиданно и, по сути, оставляет его с открытым финалом.
Стоит отдать должное и принципиальности Ванг. Режиссер хотела выпустить «Прощание» в кинотеатрах и отказала Netflix, который предлагал ей $15 млн за право показать фильм у себя.
Правильно сделала — фильм заслуживает, чтобы ради него добраться до кинотеатра и посмотреть на большом экране.