14 июня вышел новый альбом Мадонны Madame X. В него вошли 15 песен. Редактор рубрики «Такое» на RTVI Никита Марков послушал эту пластинку и объясняет, почему она оказалась очередной неудачей известной поп-исполнительницы.
В 2019 году вряд ли кому-то надо объяснять, кто такая Мадонна, но, кажется, стоит напомнить, почему она все еще главная певица современности.
Именно Мадонна Луиза Чиконе за 36 лет своей карьеры не раз и не два меняла представление о том, что можно и чего нельзя в поп-музыке, и не в последнюю очередь — что можно и чего нельзя в поп-музыке женщине: она пела про аборты, бесила католическую церковь, танцуя в клипах на фоне горящих крестов, выпускала полупорнографическую книгу фотографий Sex, работала c Massive Attack и Бьорк до того, как те стали признанными классиками, снимала/снималась в кино.
Провокации и откровенные клипы подкреплялись отличной музыкой: до 2005 года Мадонна записала не один десяток великих песен и пять-шесть классических альбомов, которые и сейчас не стыдно слушать.
Перечислять, на скольких исполнителей успела повлиять Мэдж за это время — не хватит пальцев и десяти рук («Википедия» утверждает, что их больше 200, поверим ей на слово)
Что-то пошло не так в 2008 году с выходом пластинки Hard Candy. С коммерческой точки зрения у альбома все было хорошо, но проблема в том, что хотя бы одну песню оттуда спустя 11 лет вспомнят, наверное, только очень преданные фанаты Мадонны. То же самое можно сказать и про альбом с остроумным названием MDNA (2012 год), и про Rebel Heart (2015 год).
Как так получилось — вопрос спорный, но есть одно наблюдение: снижение качества песен Мадонны началось ровно в тот момент, когда она решила, что «нужно больше персонажей». То есть у альбома должен быть не один продюсер, а пять, а песню должна исполнять не одна Мэдж, а обязательно с кем-нибудь в дуэте (за предыдущие 30 лет совместных песен на альбомах певицы не было вообще).
Проблема еще в том, что Мадонна, которая всегда выбирала «помощников», не ориентируясь на то, что модно сейчас, явно стала гнаться за трендами: спродюсировать альбом обязательно должен вездесущий Дипло, а спеть вместе надо, ну, скажем, с Никки Минаж.
И вот 14-й альбом Madame X. К сожалению, тенденцию, начатую десять лет назад, он никак не ломает. Опять целый ворох продюсеров и гостей-певцов, опять попытки поиграть в «то-что-модно». В этот раз, правда, присутствует остросоциальная повестка. Каждая вторая англоязычная рецензия упоминает трек Killers Who Are Partying, где Мадонна обещает быть «геем, если геев сжигают», «женщиной, если женщин насилуют» и «Израилем, если израильтян притесняют».
До выхода альбома Мадонна рассказывала, как на нее в музыкальном плане повлияла Португалия, где она живет в последнее время. Но, честно говоря, от этого ожидаешь чего-то большего, чем нескольких песен на португальском и характерной гитары в паре треков.
Самые запоминающиеся песни тут те, которые вышли синглами до альбома (Medellin, Future, Crave). Но запоминаются они в том смысле, что, может, и привяжутся к вам до конца дня, но при этом вы будете думать: «Господи, когда же это прекратится» (как, например, с вот этой песней).
Самое интересное тут — шизоидная Dark Ballet, в середине которой неожиданно включается сэмпл из «Щелкунчика» Чайковского, шестиминутный диско-эпик God Control и I Don’t SearchI Find, почти полностью построенной на костях шедевра самой Мадонны Vogue.
Остальные треки расположены в диапазоне от «хорошая идея, реализация так себе» (Batuka, Killers Who Are Partying, Faz Costoso) до «лучше бы это выпустили бонус-треком» (Crazy, Come Alive, Bitch I’m Loca).
В конце хочется сказать что-нибудь банальное про то, что Мадонна все равно такая одна и больше таких не делают. Это правда. Но, как говорится, «осадочек» от альбомов вроде Madame X все равно остается.