«Золотая маска», главная театральная премия страны, вручала награды ее лауреатам 22-23 апреля. По умолчанию главной номинацией на это премию считается категория «драматический спектакль большой формы». В ней победила постановка, авторов которой пришлось снимать с афиш. Специальный корреспондент RTVI Алексей Крижевский анализирует, в каком контексте награды вручались в этом, сильно отличающемся от предыдущих, сезоне.

Премия в духе времени

В минувшие выходные в атриуме Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко вручали премию «Золотая маска». Каждый раз она позволяет оглянуться и посмотреть на прошедший год. В этот раз — на сезон 2021-2022, вероятно, самый богатый на действительно драматические события в истории русского театра. Он ознаменовался отъездами, отменами и увольнениями, а также переформатированием ряда театров, о чем RTVI много писал.

Не обошли серьезные драмы и саму «Маску». Так, в этом году главная театральная премия недосчиталась сразу двух номинаций: лучший режиссер и лучший драматург (причем последняя была введена совсем недавно).

Сергей Карпухин / ТАСС

Некоторые опрошенные RTVI эксперты связали это с высокой концентрацией в них имен уехавших или осудивших боевые действия в Украине режиссеров: Дмитрия Крымова, Римаса Туминаса, Юрия Бутусова. Кроме того, в экспертном совете премии прошли далеко не всем понятные изменения и замены.

Праздник непослушания

Учитывая все выше сказанное, тем удивительнее оказались и результаты работы жюри премии, и сама церемония ее вручения.

Одним из первых лауреатов стал мюзикл «Кабаре». Его по мотивам знаменитого фильма Боба Фосса поставил на сцене Театра Наций худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев. Награды за лучшие главную мужскую и женскую роль в этом жанре получили соответственно Олег Савцов и Александра Урсуляк, а за роль второго плана — Елена Шанина. Кроме того, лучшей в своем жанре была признана работа режиссера спектакля.

Получая награду, Писарев высказался о том, что порой нужно не играть в высокое искусство, а говорить то, что нужно здесь и сейчас. И саму постановку, и вручение ей награды, и произнесенную постановщиком речь можно назвать большой смелостью. Работа по мотивам фильма о последних днях Веймарской республики перед приходом нацистов к власти не могла не вызвать в восприятии зрителей параллелей с современностью.

Один из «отмененных» режиссеров, Дмитрий Крымов, удостоился упоминания во время церемонии, хотя его не было в списках номинантов. О нем заговорил Евгений Цыганов, вышедший получать награду за поставленный им кукольный спектакль «Я — Сергей Образцов». Он напомнил, что постановка, принесшая год назад награду Крымову («Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция» в Мастерской П.Н. Фоменко»), была затем снята с репертуара театра, и только благодаря «Золотой маске» показана в кино в рамках специальной программы фестиваля. Цыганов пожелал номинантам и лауреатам, чтобы через год их постановки можно было по-прежнему видеть на сцене, а не только на экране.

А вот другому номинанту и лауреату, Римасу Туминасу, повезло меньше. Его имя как будто оказалось под негласным запретом. «Война и мир», которую литовский режиссер поставил в Театре им. Вахтангова, претендовала на победы во многих номинациях, в том числе и в главной.

Постановка удостоилась спецприза жюри. Получая награду, директор театра Кирилл Крок поблагодарил создателей. «И, конечно, наша благодарность тому, без кого ничего этого не было бы», — сказал директор театра, сообщив, что этому человеку 24 апреля предстоит серьезная операция, и призвав собравшихся пожелать ему успеха и здоровья. Напомним, что Туминас был отправлен в отставку решением Минкульта, которому предшествовал телефонный разговор с «пранкерами».

Кстати, другой спецприз жюри стал своего рода утешительной наградой для еще одного пострадавшего постановщика. Его вручили спектаклю «Материнское сердце», поставленному на сцене Большого драматического театра его бывшим главой Андреем Могучим, отправленным в отставку незадолго до церемонии.

Актриса Нина Усатова
Антон Новодерёжкин / Коммерсантъ

Вышедшая получать награду артистка Нина Усатова долго рассказывала о том, как и ветераны этой питерской площадки, и молодые артисты ценили работу с худруком, которому Министерство культуры не стало продлевать контракт после почти 10 лет безупречной, вдохновенной и коммерчески успешной работы.

Настоящим «праздником непослушания» стала главная номинация. В ней победила постановка «Р», сделанная в театре «Сатирикон» Юрием Бутусовым. Это спектакль, поставленный по инсценировке гоголевского «Ревизора», сделанной Михаилом Дурненковым. Он претендовал на победу в 6 номинациях, включая работу актеров, актрис и художника.

Впрочем, ни имени драматурга, значительно переписавшего на условно современный лад классическую пьесу, ни имени режиссера со сцены не прозвучало. Оба находятся за рубежом, а на Дурненкова даже составили протокол за «дискредитацию вооруженных сил». Впрочем, этому не привыкать — ведь его еще год назад сняли с афиш спектакля, чтобы «сохранить постановку».

Это действие стало «первой ласточкой» процесса, который запустился в прошлом году: из программок и с афиш российских театров стали исчезать имена драматургов и режиссеров.

Это случилось с Борисом Акуниным в РАМТе и Александринском театре, с Александром Молочниковым и Кириллом Серебренниковым в МХТ, с Дмитрием Крымовым в Театре Наций.

Большой реванш

На «Золотой маске» талантливая постановка взяла большой реванш за весь прошедший год. Но для уволенных, «отмененных» и приговоренных на Родине к забвению за антивоенную позицию деятелей сцены стоит, кажется, уже вводить отдельную номинацию. Ведь их счет в минувшем сезоне уже идет на десятки.

Достаточно вспомнить, что происходило прямо за стенами торжественной церемонии. Малый драматический театр спешно переносил «Гамлет» и «Коварство и любовь» — спектакли с участием своей звезды Данилы Козловского. На него написал донос (и получил в ответ иск о защите чести и достоинства) глава Федерального проекта по борьбе с коррупцией Виталий Бородин.

Елизавета Боярская (Луиза) и Данила Козловский (Фердинанд) в сцене из спектакля «Коварство и любовь» в постановке Льва Додина в Малом драматическом театре
Юрий Белинский / ТАСС

Ранее тот же Бородин попросил прокуратуру проверить Аллу Пугачеву, Валерия Меладзе. Досталось в этом плане и Лии Ахеджаковой, которую уволили из театра «Современник».

Уже когда материал был сдан и заверстан, стало известно, что Театр Наций отменил показы «Сказки про последнего ангела» — постановки Андрея Могучего с Ахеджаковой в главной роли. Это был последний спектакль, в котором артистка была занята в России.

Петербургская Александринка отменила показ «Сирано де Бержерак» Николая Рощина, в котором бдительный зритель увидел дискредитацию войск. Столичный Центр драматургии и режиссуры отменил показы спектакля «Мама» по пьесе покинувшей Россию Аси Волошиной.

Фестиваль и премия «Золотая маска» остается главной театральной институцией в России. Весь год эксперты премии ездят по всей стране, смотрят и отбирают спектакли. В этом смысле решение жюри, в том числе в главной номинации, вызывает уважение.

Не побоявшись развернувшихся репрессий в отношении уже не одних только инакомыслящих, а просто жертв доносов и чиновничьей травли, они выбрали не удобных, а достойных. Пусть и с «пробоинами» в виде двух номинаций, но премия нашла в себе силы назвать лучших, не оглядываясь ни на кого.

Это не отменяет того факта, что происходящее немного напоминало вечеринку на «Титанике». Вполне возможно, что уже завтра многие спектакли-лауреаты, несмотря на награду, мы не сможем увидеть на сценах выпустивших их театров. Как бы пожелание Цыганова не сбылось с точностью до наоборот, и не пришлось бы ходить на становящиеся легендарными постановки только в кино. И то в лучшем случае.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции