Гостем нового выпуска программы «Легенда» стал режиссер театра и кино, телеведущий Юлий Гусман. В эфире RTVI он рассказал о том, как помог Познеру попасть на телевидение, за что получил орден от Брежнева, зачем занимался гипнозом в студенчестве, почему обманул ЦК КПСС, а также выразил свое отношение к пропаганде российских вакцин и артистам-антипрививочникам.

О том, почему не стал медиком. «Мединститут — это же кровь, пот и слезы. Кровь во время операции, пот, когда стоишь там, а слезы — это смотреть на всё это, если ты не мечтаешь быть врачом. А я, увы, не мечтал. На I курсе, где мы изучали анатомию, наиболее продвинутые кидались кишками в моргах, веселились, мечтали ассистировать, оперировать, а я мечтал поставить самодеятельную пьесу к Новому году».

О своем увлечении гипнозом и ясновидением. «Когда я учился на III курсе, думал: чем бы заняться таким, что никто не знает, не умеет и не делал? Мы с товарищами начали изучать по отрывкам книг, сообщений, рассказов телепатию, телекинез, ясновидение. Я даже спал в лаборатории на диване, занимался обучением во сне. Играет какой-то там диск с уроками, предположим, английского языка, и вот я, значить, сплю, а он повторяет: my name is… В общем, вот это, по идее, во сне должно усваиваться. Я ничего не усваивал, ничего. И, в общем, всё, что бы мы ни делали, — мы блистательно доказывали, что всё это абсолютное или жульничество, или глупость. <…>

35% людей поддаются внушению. Гипноз — это не очень сложная технология. Взять на цепочке часики или какую-то блестящую штучку и перед глазами вот так делать, и этот человек сидит и верит. Главное — это вера. Но проблема в том, что наука отличается от веры и псевдонауки тем, что наука, научные достижения и научный опыт должен повторяться независимо».

Юлий Гусман окончил Азербайджанский медицинский институт им. Наримана Нариманова по специальности «психиатр» и в 1970 году написал диссертацию по теме «Клинико-психологические корреляции при церебральном атеросклерозе».

Об артистах-антипрививочниках. «Я считаю, что это преступление. Не в обиду никому, я очень люблю Машу Шукшину, я хорошо отношусь к другим участникам этих дел. Это преступление. Людям предлагают лекарство от смерти в прямом смысле слова. Это ужасно, я как врач вам говорю, что это ужасно, это тяжелейшая смерть. И вот эти интеллигентные как бы люди, мои добрые знакомые, актеры, всякие писатели, они несут полный бред. Вакцина может быть более-менее совершенная, она может действовать лучше или хуже, но она почти дает гарантию от смерти».

О введении QR-кодов в магазинах и на транспорте. «Это хорошая вещь. Но, как у нас бывает, пока она несильно продумана. Ну вот, например, я когда-то приехал за границу, где работал со студентами, и долго там был, и там нужно делать вакцину, я сделал Pfizer. Я приехал полностью вакцинированный, но мне не дают QR-код — потому что их вакцины мы не признали, нашу вы не признаете. Вот эта игра в политику, вернее даже в мелкотравчатую политику, во времена такого страшного всемирного несчастья как пандемия, мне кажется отвратительной и унизительной».

Гусман добавил, что QR-коды – это лучше, чем постоянная необходимость делать ПЦР-тест за 2 тысячи рублей, что может быть очень чувствительно для людей, которые получают зарплату 16 тысяч в месяц.

О разных вакцинах от коронавируса. Я думаю, что прежде всего нужно было бы закупить все вакцины, это несильно поднимет веру, но хотя бы так: вы хотите Johnson & Johnson? — пожалуйста; вы хотите Moderna? — ради бога. Только платно. Бесплатно государство [российскую вакцину] дает».

О российской вакцине «Спутник V». «Вакцина «Спутник V» очень хорошая. Я так говорю ответственно потому, что уже привиты миллионы, десятки миллионов человек, и результаты хорошие. Во многих странах мира она не только продана, но и активно используется».

О том, почему реклама российских вакцин не работает. «Мы все время пугаем население, мы все время говорим: «ой-ой-ой!» Надо не пугать их, надо сказать наоборот: друзья мои, мы вас поздравляем, есть спасение! <…> И вот атмосфера пропаганды, конечно, у нас… Когда она критикует так называемых наших «друзей-соперников» Америку и Украину, то она блистает хорошими образцами, но когда она должна людям рассказать и увлечь… Я замечал, что по радио реклама кваса одного из сортов идет много раз в день – и при этом там три разных стихотворения. А вакцину передают так, знаете… когда бесплатная социальная реклама, нехотя, такой дежурной, скучной, бюрократической фразой, без интонации в голосе, одна и та же… Где ваши стихи? ”Вакцину вколол, домой здоровым пришел!” — где это?»

О занятиях карате для фильма «Не бойся, я с тобой!» «Все начали заниматься, все мои друзья и вся моя команда, все. Почему? А потому, что я страшно не любил, когда фильмы, где все делают «а!», «э!», «ы!», изображая из себя каратистов. Карате было тогда вообще не развито. Был такой учебник Вадо-Рю [один из четырех крупнейших стилей японского карате-до], толстый и фотоспособом сделанный. И вот Аббас Кязимов [известный азербайджанский художник] нас тренировал, и мы 3 года тренировались, для того чтобы не снимать «липу». В фильме «Не бойся, я с тобой!» всё абсолютная правда».

Актер занимался 12 видами спорта, в том числе большим и настольным теннисом, греблей, баскетболом, а также играл в волейбол за молодежную сборную «Динамо». Имеет девять спортивных разрядов по различным видам спорта, а также коричневый пояс по карате. Был чемпионом общества «Буревестник» по фехтованию на саблях.

О запрете фильма «Не бойся, я с тобой!» «Я ехал в Москву сдавать копию фильма. А эта сдача была практически техническим делом. Прихожу, полный зал тех же людей, и я, дурачок провинциальный, про себя думаю: «Какую же картину я снял, что эти опытные невероятно люди с таким наслаждением посмотрели, что хотят еще раз посмотреть!» Те же люди, которые пару месяцев назад кричали «Гений!», «Ура!», кричат: «Дегенерат!», «Дебил!», «Режиссера расстрелять», «Пленку смыть», «Не принимаем».

Я выскакиваю красный, как рак. Выбегает за мной Володя Касатонов, наш куратор, редактор, и я ему говорю: «Володя, что случилось?» Он говорит: «Как, ты не знаешь? Вчера Боря [Хессин] был в ЦК КПСС в Отделе агитации и пропаганды, и ему под подписку дали ознакомиться с решением совместным ЦК и КГБ СССР о запрете карате. Они сказать это не могут, и они тебе говорят, что картина не получилась».

Я поднимаюсь на 10-й этаж, там сидит главный редактор Севрук, захожу — сидит прелестная женщина лет 45-62, такая милая, интеллигентное русское лицо, доброжелательная, улыбается, говорит: ”Садитесь, Юлий”. Я сажусь, озверелый совсем. ”Как мне понравилась ваша картина!” Я говорю: ”А карате?” Она говорит: ”А какое карате? Там нет никакого карате. Вы же сами в интервью журналу ”Советский экран” сказали, что это азербайджанская народная борьба гюлеш, и это — борьба гюлеш. А там еще было написано, что фильм очень такой жестокий, и мы в одном месте заменим слова ”Я тебя убью!” на ”Я тебя не люблю!” и всё. Вот так она спасла картину, картина вышла, имела ошеломляющий успех».

О том, как срежиссировал визит Брежнева в Баку. «Был очередной сезон КВН, и мы уже были дважды чемпионами Советского Союза, обладателями Кубка чемпионов. Нас очень любили и ценили в родной республике. Меня вызывает срочно первый секретарь ЦК партии Гейдар Алиевич Алиев: «Едет Леонид Ильич Брежнев на праздник, нужна сумасшедшая встреча, сценарий, — придумать и поставить».

Несколько талантливых людей вместе со мной написали сценарий. На площадь въезжает громадный кортеж. Из первой машины с трудом выходят Леонид Ильич и Гейдар Алиевич. Выходит Леонид Ильич, я стою там, с этими флагами замер, и он говорит: «Не поднимусь я, Гайдар (он звал его Гайдар), устал. Да ну его, поехали домой отдыхать!» А что ему скажут? Он садится в машину, все хлопают дверью, и вся эта кавалькада уезжает.

Что делать? Нельзя сказать «вы свободны», [люди] приходят колоннами, специальные места занимают, и уходят в разные точки Баку, 100 тысяч человек, это будет Ходынка, все подавят друг друга. Я тогда принимаю историческое решение и говорю: «Лера, снимай!» — и начинается праздник для Брежнева без Брежнева. Но Лера — гениальный телевизионный режиссер, она смонтировала так: едет кортеж, площадь ликует, едет машина по другой улице, другая картинка, там же такой калейдоскоп. И получилось в результате грандиозно, что весь Баку, сотни тысяч человек, танцуют, поют и пляшут на всех площадях города. В общем, нам дали звание, нам дали ордена, и вот такой был хеппи-энд у этой истории».

О том, как стал режиссером первых телемостов между СССР и США: «Американцы предложили это сделать в сентябре, 5-го — у них праздник в Лос-Анджелесе, фестиваль музыкальный, и они хотят сигнал получить из Москвы и нам дать свой сигнал. Всё это поддержал посол Лапин, а что и как делать — не знают.

И я предложил — давайте мы сделаем так: соберем все материалы о дружбе Америки и СССР, «Союз» — «Аполлон», историю, отношения, а потом в нашей большой первой студии останкинской устроим супервечер. Пригласим 200 мальчиков и девочек самых элитных вузов веселых, я буду с ними ночью танцевать, их заводить, заряжать, и возьмем самые лучшие наши номера, самых наших великих.

Настолько поддержали, что Аллу Борисовну Пугачеву сняли с самолета во Францию. Она пришла со своим окружением, ругалась-ругалась, но потом ей понравилось, как мы здесь танцуем и работаем, и она пела. В общем, это изумительные были двое суток».

О том, как Владимир Познер стал ведущим на третьем телемосту СССР — США. «Третий мост получился так: я сказал, что необходим ведущий, потому что ничего не выходит. Я сказал, что английского языка [сценариста Иосифа] Гольдина и моего английского недостаточно, нужен человек, который владеет им в совершенстве. Гольдин говорит: «Ты знаешь, есть в иностранной редакции международного радио замечательный парень Володя Познер». Пригласили, действительно, пришел обаятельный (он и сегодня тоже обаятельный) Познер, который блестяще провел этот мост. Я говорил ему комплименты, что он гений, он говорил мне, что я гениальный режиссер, чудно всё было, замечательно. Но на первых двух телемостах Владимира Владимировича Познера не было, это я хотел зафиксировать, потому что ходят всякие легенды. Так произошло, что на телевидение он попал с помощью Гольдина и с моего благословения».