Один из крупнейших регулярных международных проектов в сфере современного искусства в регионах РФ – 6-я Уральская биеннале – проходил со 2 октября по 5 декабря. В этом году художники исследовали касание, право на прикосновение, границы тела и частный опыт. Основная тема выставки была взята из Екклесиаста в виде измененной цитаты «Время обнимать и уклоняться от объятий». О том, что интересного можно было увидеть и услышать на биеннале, читайте в нашем обзорном материале.
Почта будущего, короткометражные фильмы с философским подтекстом, разнообразные перфомансы и инсталляции, отсылающие к метафизическим размышлениям, – всё это можно было увидеть на 6-й Уральской биеннале. Она состояла из публичной программы, спецпроектов, арт-резиденций и основного проекта. Всего было представлено 76 работ 52 художников и художественных коллективов из 23 стран и регионов.
Работы можно было увидеть на Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ), в бывшем кинотеатре «Салют», в Главпочтамте, в Уральском филиале ГМИИ им. А.С.Пушкина (ГЦСИ), Фотографическом музее «Дом Метенкова», Музее истории и археологии Урала, в Екатеринбургском государственном цирке.
Одна из главных особенностей биеннале этого года – экспериментальный перформативный подход. Перформанс стал определяющим жанром как для основного проекта, так и для публичной программы, включающей совместные выступления международных и российских художников.
«Мыслящие руки касаются друг друга»
Кураторами основного проекта под названием «Мыслящие руки касаются друг друга» стали Чала Илэке, Ассаф Киммель и Аднан Йылдыз.
Так пространство бывшего кинотеатра «Салют» стало ее смысловым узлом. В нем проводилась публичная программа, которая включала киносеансы, перформансы и мероприятия для детей, а также были представлены инсталляции и видеоработы в рамках основного проекта.
Всего в «Салюте» можно было посмотреть 14 арт-объектов, среди них: короткометражный научно-фантастический фильм Ларисы Сансур «В пробирке» о жизни после экологической катастрофы; скульптура «Памятник потерянному времени» — физически воплощенный психологический образ черной сферы из фильма «In Vitro»; инсталляция «Широко закрытые глаза» и другие арт-работы.
На Оптико-механическом заводе (часть холдинга «Швабе» госкорпорации Ростех) находился основной проект предыдущей Уральской индустриальной биеннале. Всего на площадке завода было представлено 23 работы. Среди них «Две минуты до полуночи» — перформанс израильской художницы Яэль Бартаны, в котором предпринята попытка дать ответ на вопрос «Что, если бы миром правили женщины?».
По сюжету правительство вымышленной страны, состоящее из одних женщин, должно выступить против надвигающейся ядерной угрозы со стороны иностранного государства. Группа вымышленных персонажей вместе с реальными женщинами-экспертами в сфере обороны, права, политики и психологии размещается в демократической «Комнате мира», зеркально отражающей токсично-мужественную «Комнату войны», отсылающую к сатирической кинокартине Стэнли Кубрика о холодной войне «Доктор Стрейнджлав,или Как я перестал бояться и полюбил бомбу». Женщинам суждено решить, как поступить в сложившейся ситуации.
Этот фильм является заключительным этапом четырехлетнего гибридно-экспериментального проекта под названием «Что, если бы женщины правили миром», в котором автор анализирует феномен геополитических игр и представляет нам альтернативу мужскому дискурсу власти.
«Что есть будущее, как не отрезок настоящего»
Двухчастная паблик-арт-инсталляция Эгемена Демирчи в культовом конструктивистском здании Главпочтамта – о построении и разрушении воображаемого будущего. Инсталляция на почте представляет собой помещение, в котором расположены стол, стул, стенд с инструкцией и почтовый ящик с надписью «2121». Это комната для размышлений, и посетителю предлагается написать письмо, которое будет доставлено адресату «Почтой России» через 100 лет.
«Under Amour»
В Екатеринбургском цирке был представлен перфоманс Джимми Роберта «Under Amour». Он обращен к теме хрупкости тела, которую мы стремимся скрыть за маской силы. Эта тема возникла как результат размышлений над сходством слов «armour» (фр. доспехи) и «amour» (фр. любовь), которые в действительности оказываются чрезвычайно близки друг другу, поскольку оба связаны с проблемой человеческой уязвимости.
Проект развивается вокруг серии фотографий натренированных людей, которые воспроизводят различные позы из кунг-фу, находясь в пространствах цирка, которые обычно предназначены для животных, — не без отсылки к ярмаркам людей или человеческим зоопаркам, просуществовавшим вплоть до начала 20 века, на которых демонстрировались представители Азии и Африки. Художник активирует пространство цирка, внедряя серию хореографических интервенций в экскурсии по биеннале.