ЧАСТЬ I
ЧАСТЬ I
2010
В феврале 2010 года на Лондонской Неделе Моды дебютировал молодой дизайнер из России Гоша Рубчинский. Прорывная коллекция «Раб» стала для него четвертой: создавать одежду дизайнер начал где-то за два года до этого.

Гоша Рубчинский

Фото: Jacopo Raule / Getty Images
Свой первый показ «Империя зла» Рубчинский провел в конце 2008 года на стадионе в Сокольниках. Его графическими символами стали морда медведя и двуглавый орел с автоматами. В следующем году Рубчинский выпустил сразу две коллекции — «Растем и развиваемся» и «Рассвет не за горами». Главной темой обеих стал молодежный протест, на который дизайнер смотрит с точки зрения субкультуры скейтеров.

Работая над «Рабом», Рубчинский впервые отошел от тематики советского спорта и сконцентрировался на жесткой уличной панк-эстетике 90-х. Смена курса однозначно пошла коллекции на пользу, считает фэшн-редактор газеты Independent Александр Фьюри.

Возврат к 90-м — главный модный тренд всего десятилетия, вот только не Рубчинский его придумал, считает модный журналист, автор Vogue Ольга Михайловская. «Он оседлал волну очень умно — в этом тоже проявляется ум человеческий, — но это не было революцией», — говорит Михайловская в интервью RTVI. Западные дизайнеры начали вспоминать о гранже, культе бедности и ugly-fashion (любовании уродством) еще в том самом 2008, когда Рубчинский как автор только зарождался.
Коллекция «Рассвет не за горами»
И хотя Рубчинский не был первым в своем роде, это не помешало ему в 2012 начать сотрудничество с японским брендом Comme des Garçons (CDG). Марка взяла на себя решение всех технических вопросов и частично помогла с финансированием. Основательнице CDG Рэй Кавакубо также принадлежит английский мультибрендовый магазин Dover Street Market. Рубчинский стал первым российским дизайнером, чьи вещи появились в его витринах.

В октябре 2016 года издание Business of Fashion в очередной раз назвало имена 500 самых влиятельных людей мира моды. Среди них оказалось 12 россиян, в том числе и Гоша Рубчинский. К тому моменту дизайнер выпустил еще несколько коллекций с отсылками к молодежной моде времен перестройки, а также опубликовал три фотокниги — «Преображение», «Крым/Дети» и Youth Hotel — о далеко не глянцевой жизни российских подростков в постсоветских реалиях. По мнению Фьюри, Рубчинский вообще «одержим молодостью — своей и чужой — и смотрит на нее через призму восточноевропейской действительности».
Vanni Bassetti / Getty Images
Фото: Vanni Bassetti / Getty Images
Рубчинский не раз говорил, что не только вдохновляется простыми молодыми ребятами, но и видит их своей целевой аудиторией. Поэтому для него очень важно, чтобы его одежда стоила недорого и была доступной, в отличие от других люксовых брендов.

Несмотря на это, именно за ценовую политику дизайнера чаще всего критикуют в России. Так, черная однотонная футболка от Гоши Рубчинского стоит около 25 тысяч рублей, куртка-бомбер расцветки милитари — 88,6 тысячи, голубые джинсы — 42,6 тысячи. «Я за эти кальсоны тебе отдала бы максимум тыщу! О, расскажи, почему за такие баблища такое дерьмище?» — спрашивает Монеточка в песне, посвященной Рубчинскому.

«Это маркетинг. Мы все прекрасно понимаем, что никакие худи и никакие треники столько не стоят», — говорит Михайловская. Бренды целенаправленно завышают цены ради возвращения денег, вложенных в раскрутку. Но с Рубчинским «перегнули палку»: его вещи стали чересчур популярными, массовыми. А это значит, что люди, разбирающиеся в моде, больше не хотят ассоциироваться с брендом «Гоша Рубчинский», отмечает журналистка.
читать
читать

Идея снять ситком, героями которого будут врачи, пришла в голову продюсеру ТНТ Вячеславу Дусмухаметову. Когда-то он сам окончил медицинскую академию в Челябинске, был интерном, но увлекся игрой в КВН, поэтому по профессии так и не работал.

Сериал рассказывает о вчерашних выпускниках медицинского института, которые проходят интернатуру под руководством доктора Андрея Быкова, заведующего терапевтическим отделением больницы. Это талантливый и умный врач, но эгоистичный и циничный человек со специфическим чувством юмора. Интерны в силу неопытности часто попадают в нелепые ситуации, а иногда и вовсе становятся жертвами розыгрышей со стороны Быкова и его лучшего друга — венеролога Ивана Купитмана.

Первый сезон «Интернов» на ТНТ

«Это изначально передача опыта от взрослого поколения молодому поколению», — описывал Дусмухаметов главную задумку авторов. По его словам, основой многих сюжетов послужили случаи из реальной медицинской практики. Создателей консультировали врачи, а в команде сценаристов работали, в частности, выпускники Челябинской медицинской академии, бывшие интерны.

Дусмухаметов говорил, что в «Интернах» где-то 70-80% правды. Логические нестыковки он оправдывал художественным вымыслом, без которого невозможно снимать кино.

Съемочной площадкой сериала стал бывший завод. В одном из павильонов построили декорации больницы с приемным покоем, ординаторской, палатами и лифтом. Лекарства и медицинское оборудование в кадре — настоящие. Создатели либо брали медицинские приборы в аренду, либо использовали списанные.

Снимали сериал во многом по законам полнометражного кино: много дублей, репетиции сцен и отсутствие закадрового смеха, типичного для ситкомов.
«Он был революционным для своего времени… Слава (Вячеслав Дусмухаметов) вместе со своими партнерами тогда придумали способ, как снимать практически в киношном качестве, но при этом со скоростью, недоступной для кино. Это была целая технология, которую потом заимствовали многие», — рассказывает RTVI один из продюсеров «Интернов» Александр Дулерайн.
«Он был революционным для своего времени… Слава (Вячеслав Дусмухаметов) вместе со своими партнерами тогда придумали способ, как снимать практически в киношном качестве, но при этом со скоростью, недоступной для кино. Это была целая технология, которую потом заимствовали многие», — рассказывает RTVI один из продюсеров «Интернов» Александр Дулерайн.
Первую серию «Интернов» показали на ТНТ 31 марта 2010 года. Премьеру пришлось перенести из-за двойного теракта в московском метро.

Посмотрев несколько серий, некоторые зрители заговорили о сходстве российского сериала сразу с двумя американскими шоу про врачей: идея, по их мнению, напоминала «Клинику», а образ Быкова и его отношения с женщиной-главврачом отсылали к другому известному врачу — доктору Хаусу. Команда «Интернов» благодарила за лестные сравнения, но настаивала на оригинальности российского ситкома.

«Интернов» показывали на ТНТ в прайм-тайм. Проект стал одним из самых рейтинговых в истории телеканала: телевизионную аудиторию 13 сезонов «Интернов» оценили в 50 млн человек. По числу просмотров в интернете сериал попал в тройку самых успешных проектов ТНТ наряду с «Физруком» и «Универом».

В 2016 году «Интерны» выиграли премию «ТЭФИ» как лучшая телевизионная комедия. Компания из Китая купила у ТНТ права на адаптацию шоу для местной аудитории. До этого сериал переснял литовский телеканал TV3 под названием «Rezidentai».
Кадр из сериала Rezidentai (литовской адаптации «Интернов») / TV3
За годы съемок команда сериала практически не изменилась. «Химию», которая возникла между актерами, называли одним из факторов успеха. В 2016 году на экраны вышел последний сезон «Интернов». Создатели решили закрыть проект, несмотря на большую популярность. Всего вышло 280 серий.

«Это общее решение. Очень сильно устали авторы, очень сильно устали артисты. Важно понимать, что нельзя снимать сюжеты, высосанные из пальца. А рано или поздно наступает момент, когда история исчерпывает свой потенциал», — объяснял Дусмухаметов завершение проекта, при этом предполагая, что «рано или поздно „Интерны“ вернутся».

Еще в 2015 году на ТНТ намекали на возможность съемки полнометражного фильма. Кино, впрочем, так и не появилось, но в ноябре 2019 года канал начал показывать анимационный фильм «Мультерны», снятый по мотивам популярного ситкома.

Вот уже 15 лет 1 мая на улицы Новосибирска на праздничное шествие выходят тысячи людей. Нет, это не местное отделение КПРФ вместе со сторонниками отмечают День Труда — это «Монстрация».

В отличие от первых, монстранты идут возвещать не о мире, труде, мае или правах рабочих. Участники шествия выходят под знаменами «Мы здесь — сласть», «Господи, прости», «Севернее Кореи», «Запрещена в России», «У России два врага: чернослив и курага» и под другими абсурдными лозунгами.

«Монстрация» — марш на стыке флешмоба, перформанса, хэппенинга и акции. Один из ее идейных вдохновителей — художник Артем Лоскутов — называет «Монстрацию» в первую очередь «актом искусства» и городским праздником. Это гротескная пародия на политические шествия, участники которой идут отстаивать не настоящие требования, а их сильно искаженную и доведенную до состояния искусства версию. Главный лозунг марша обычно разглашают в день проведения, а участникам дают свободу в выражении себя.

Первые «Монстрации» в Москве и Петербурге

Сами по себе абсурдные шествия в России были и до «Монстрации», но тогда они носили одиночный характер: например, в 1995 году в Новосибирске прошла «Лента Стебиуса», на которую собрались городские художники. Они также шли с пародирующими реальные лозунги, но абсолютно бессмысленными плакатами и транспарантами.

А на День Труда 1999 года творческое объединение «СВОИ2000» организовало собственное шествие в «хвосте» ежегодного первомайского марша в Москве. Участники несли красные транспаранты, на которых в стиле коммунистических демонстраций белыми буквами были написаны лозунги вроде «Нелинейный монтаж. Видеосъемка» и «Визитка. Логотип. Фирменный стиль». Артисты повторили акцию еще дважды.
Первые пять лет с момента появления в 2004 году география «Монстрации» ограничивалась исключительно Новосибирском, но все изменилось в 2010 году, когда марши провели в Москве, Петербурге, Владивостоке, Красноярске, Омске и Хабаровске. Такой взрыв популярности шествия произошел после того, как в 2009 году Артема Лоскутова задержали сотрудники Центра «Э» по подозрению в хранении марихуаны.

Как рассказал в беседе с RTVI сам Лоскутов, силовики пытались оказать давление на участников «Монстраций» еще до его задержания. По словам художника, сотрудникам тогда еще УБОПа (Управления по борьбе с преступностью, которое в 2008 году разделили на управление по борьбе с экстремизмом и управление по госзащите) не нравилось, что художники проводят массовые акции в городе. Они же, отметил Лоскутов, угрожали подкинуть наркотики участникам «Монстраций», если те продолжат ходить на шествия.
Экспертизы показали, что на пакетике с каннабисом отпечатков пальцев художника не было. Смывы с рук и анализ крови также не выявили следов марихуаны. «Я чист. Отпечатков нет, на смывах с рук, срезах с ногтей ничего нет. Но против меня четыре мента, которые меня задерживали, и меня [надо было] совсем оправдывать — ну, как с Голуновым. Вот его дело закрыли, но мы не понимаем, что с теми, кто его сажал, откуда взялись наркотики, кто их распространил… Там разборок на Гаагский трибунал, если во всем разбираться. Поэтому я получил меньше, чем просил прокурор, он просил год условно», — предположил Лоскутов в разговоре с RTVI.

Через несколько дней суд арестовал Лоскутова, но в июне его отпустили из-под стражи. Наказания, несмотря на отрицательный результат экспертиз и поддержку коллег, избежать не удалось: в марте 2010 года суд признал художника виновным и оштрафовал на 20 тысяч рублей. Сам Лоскутов при этом вину не признал.
читать
Участники первомайской «Монстрации» и организатор шествия Артем Лоскутов (в центре) в Новосибирске, 2018 год
Фото: Ильнар Салахиев / Коммерсантъ
В следующий раз на «Монстрации» в Новосибирске художника задержали в 2015 году — тогда власти не стали согласовывать шествие, а Лоскутов предложил всем желающим присоединиться к первомайскому митингу. Через несколько дней художника арестовали на 10 суток за нарушение правил проведения митингов и неповиновение полиции. После окончания следующей «Монстрации» Лоскутова вновь задержали, а вскоре обязали выплатить 20 тысяч рублей штрафа.

В последний год десятилетия «Монстрация» прошла в 32 городах, в списке впервые были Пловдив и Могилев. Акцию попытались провести и в столице Казахстана Нур-Султане, но местные полицейские задержали всех 15 активистов. Самые многочисленные шествия, на которые выходят несколько тысяч человек, по-прежнему проходят в Новосибирске, другие города собирают только по несколько десятков или сотен участников.

К началу десятых арт-группа «Война» уже успела отметиться перформансами, на которые обратили внимание даже за пределами России. «В стране, где оппозиция поблекла из-за апатии общества и рациона из прокремлевских теленовостей, эти художники выбрали другой подход: они высмеивают истеблишмент; и чем абсурднее, тем лучше», — писало в 2008 году про «Войну» агентство Reuters.

За плечами участников группы тогда уже были акции с забрасыванием бездомных кошек за прилавки «Макдоналдса», пышными поминками по художнику Дмитрию Пригову в вагоне метро и «десантированием» баранов в московском Центральном доме художника.

Распад группы «Война» на московскую и питерскую фракции

Еще один из основателей «Войны» Олег Воротников демонстративно воровал продукты из супермаркета — надев рясу священника, под которой была форма милиционера. Ну а поводом для самого скандального к тому моменту проекта были президентские выборы 2008 года: по такому случаю «Война» провела в Москве акцию «***** (совокупляйся) за наследника Медвежонка!» — несколько пар активистов занялись сексом прямо в Государственном биологическом музее. Участие в ней принимали, в частности, Петр Верзилов и Надежда Толоконникова, которая была на девятом месяце беременности.
К концу 2009 года отношения внутри команды стали напряженными. Причины называли разные. По одной из версий, активисты разругались из-за украинского художника и блогера Александра Володарского, которого судили за перформанс с имитацией секса у Верховной Рады. Верзилов и Толоконникова помогали в его организации. Олег Воротников и Алексей Плуцер-Сарно, именовавшие себя идеологами «Войны», утверждали, что под статью Володарского подвели именно неверные советы помощников.

По другой версии, Воротников хотел провести акцию, на которую не согласилась часть коллектива: он накопил на ферме 700 литров свиных фекалий и планировал залить ими храм Христа Спасителя.

Сегодня Верзилов говорит, что распад группы был «закономерным событием». «Возникли некоторые личные конфликты внутри команды, и показалось оптимальным после этого просто заниматься собственными проектами», — поясняет он RTVI.

В итоге Воротников с женой Натальей Сокол уехали в Петербург. Это случилось весной 2010 года.
Возникли некоторые личные конфликты внутри команды, и показалось оптимальным после этого просто заниматься собственными проектами
Петр Верзилов, художник-акционист
В июне питерская «Война» устроила акцию, за которую позже получила государственную премию «Инновация». Так жюри отметило изображение 60-метрового фаллоса на Литейном мосту. Воротников, его супруга с младенцем, Леонид Николаев и другие участники группы за считанные секунды вылили на асфальт белую краску, почти тут же мост развели, и фаллическое изображение оказалось напротив здания Федеральной службы безопасности. Акцию назвали «*** (член) в плену у ФСБ».

За этим перформансом последовал еще более провокационный «Дворцовый переворот». В сентябре акционисты из питерской «Войны» перевернули несколько милицейских машин, включая те, в которых были люди. Николаева и Воротникова после этого задержали и отправили в СИЗО, предъявив им обвинения в хулиганстве. В их защиту выступили художники и журналисты, в Москве провели митинг «за право оскорблять», а Бэнкси пообещал отдать «Войне» всю выручку от распродажи своих работ. В феврале 2011 года активистов отпустили под залог, осенью дело закрыли.

Тем временем московская «Война» претворяла в жизнь свои идеи. Летом 2010 года акционисты разбросали в здании Таганского суда Москвы тысячи мадагаскарских тараканов. А уже зимой участницы арт-группы целовали сотрудниц милиции в метро. Питерская фракция считать это акцией «Войны» не согласилась. «Очередная провокация плагиаторов и мошенников Петра Верзилова и его подружек», — говорил про поцелуи в подземке Воротников.
По его словам, тогда он вместе с единомышленниками готовил масштабную акцию, которую провести так и не удалось. Подробностей Воротников не раскрыл и позже, но известно, что для акции нужны были высокая крыша, тяжелые газовые баллоны и сварочный станок. В итоге последний большой перформанс «Войны» прошел за полчаса до наступления 2012 года. В Петербурге сожгли полицейский автозак — что легло в основу нового дела о хулиганстве.

В начале 2013 года выяснилось, что Воротников с женой и двумя детьми уехали из России. Оба были в розыске. С тех пор они перемещались по Евросоюзу, жили в сквотах, воровали еду в супермаркетах, постоянно документировали свои скитания и попадали в самые разные конфликты. После того как Воротников приветствовал присоединение Крыма к России, искать сторонников в Европе стало сложнее. Кочевой образ жизни, впрочем, не помешал паре родить третьего ребенка. В 2019 году на страницах Сокол и Воротникова в соцсетях неоднократно писали про их задержания. В последний раз сообщение об аресте семьи появилось в сентябре.

Другой известный участник питерской «Войны» Леонид Николаев погиб в 2015 году, занимаясь обрезкой деревьев в Подмосковье.

В 2011 году Надежда Толоконникова из московской фракции стала работать над новым проектом — группой Pussy Riot. Вскоре о громких публичных акциях под брендом «Войны» говорить перестали. «Нельзя сказать, что группа прекратила существование... Если будет необходимость выступить именно в таком формате, который есть у группы „Война“, то такие акции появятся», — утверждает при этом Петр Верзилов.
читать
читать
«Главный урок группы „Война“: власть всеми силами пытается нас запугать и показывает, что российское государство превратилось в полицейское, что на улицах города главным является вот этот космонавт, — человек в форме. „Война“ это поняла раньше всех, поэтому у них половина акций была против милиции», — рассуждает в свою очередь галерист Марат Гельман. По его мнению, важной чертой арт-группы была не только проницательность ее участников, но и их смелость. «Они показывали, что быть бесстрашным — это классно, что этот кайф стоит того, чтобы, может быть, отсидеть какое-то время. В этом смысле они просто игнорировали факт полицейского государства и показывали нам, что человек без страха — это и есть свободный человек», — подчеркивает Гельман в беседе с RTVI.

«Когда мы делали „Реутов ТВ“, можно было шутить над всем и никому это не казалось недопустимым или запредельным. Мы делали то, что считали смешным и уместным в рамках нашей морали. Я не думаю, что даже половину из того, что мы делали тогда, можно было бы сделать сейчас», — рассказывал в 2019 году один из авторов «Реутов ТВ» Сергей Мезенцев.

Премьера «Реутов ТВ» на MTV

Создатели комедийного шоу — Михаил Федоров, Владимир Маркони и Сергей Мезенцев — познакомились в Кирове, где работали на местном телевиде­нии и в рекламном агентстве. Потом все трое переехали в Москву, начали снимать забавные скетчи и выкладывать их в интернет — так в 2008 году появился проект «Письмошная». Через полгода их заметили на канале «2x2».
«Мы хотели снимать типа „Монти Пайтон“, совсем абсурд», — объяснял Федоров изначальную задумку в интервью Юрию Дудю. Руководство «2x2», однако, убедило комиков сосредоточиться на другом формате — сатирической гонзо-журналистике. Так появились Анатолий Шмель (Владимир Маркони) и Илья Огурцов (Сергей Мезенцев) — провинциальные журналисты в нелепых костюмах, которые стали приставать к людям с дурацкими вопросами. Для «2x2» «Письмошная» успела снять серию небольших репортажей с разных мероприятий: от «Ночи анимации» и выставки кошек до концерта Cypress Hill и чемпионата по бодибилдингу.

В августе 2010 года «MTV Россия» объявил о запуске программы «Реутов ТВ». Аудитория телеканала проект не восприняла, так что его решили вернуть на «2x2» в обновленном формате. «Все-таки их аудитория — это типичная аудитория «2х2». Скандальная, протестная, любит и понимает их шутки», — объяснял тогда генеральный директор телеканалов MTV и «2х2» Роман Саркисов.

В новом сезоне авторы «Реутов ТВ» взялись за «расследовательскую» журналистику и начали пародировать репортажи НТВ. «Каждая программа — это большое журналистское расследование на важные темы. Так же, как у Парфенова, только из Реутова», — рассказывал Владимир Маркони. Илья Огурцов и Анатолий Шмель самозабвенно искали ответы на волнующие общество вопросы: «Как избежать конца света?», «Почему у россиян хмурые лица?» или «Кто нас ловит в социальные сети?».
Чуть позже, в 2012 году, журналисты «Реутов ТВ» решили снять документальный фильм о великой России за 40 тысяч рублей — якобы именно столько осталось от разворованного бюджета. Огурцов и Шмель отправились в путешествие из Москвы до Владивостока на канареечной «Ладе Калине». К уже привычным интервью с ничего не подозревающими политиками, экспертами и прохожими добавился сквозной сюжет. По легенде, Огурцов ехал к своей мифической возлюбленной Светлане, с которой познакомился в «Одноклассниках», а Шмель перегонял машину из Москвы во Владивосток, чтобы выкупить у сутенера свою жену Марину.

«Реутов ТВ» называли одним из самых смелых проектов «в эпоху беззубой телевизионной сатиры». Создатели шоу не боялись высмеивать звезд, чиновников, экстрасенсов и обывателей. Например, они читали рэп перед мэром Казани и предлагали «перезапустить фигуру Федора Шаляпина в глазах молодежи», вместе с хоругвеносцами сжигали чучело Элтона Джона на фоне Храма Христа Спасителя или вели «репортаж с крупнейшей овощебазы страны» — съезда движения «Наши» на Селигере.

В четвертом сезоне «реутовцы» собирались рассказать о своих приключениях в США. «Мы хотели снять классический сезон из 12 серий, а потом сделать из этого полный метр», — объяснял Михаил Федоров. Этой идеей заинтересовалась кинокомпания «Централ Партнершип». Комики написали черновой вариант сценария с Николаем Куликовым и поехали на две недели в США для тестовых съемок.
Но осуществить задуманное так и не удалось: несколько раз менялась съемочная группа, энтузиазм со стороны кинокомпании стал угасать, а в конце 2013 года «Газпром-медиа» объявил о покупке холдинга «ПрофМедиа», в который входил «2x2». В итоге руководству канала стало не до фильма. Финальной точкой стало решение Сергея Мезенцева уйти из коллектива и зарабатывать самостоятельно. Проект «Реутов ТВ» закрылся.

«Реутовцы» продолжили заниматься комедийными проектами, но уже поодиночке. Так, Владимир Маркони стал одним из сценаристов и ведущим рубрик в шоу «Вечерний Ургант», а в ноябре 2018 года начал вести шоу Comment Out на ютьюбе. Мезенцев же стал выпускать музыкальные клипы и альбомы под псевдонимами DJ Oguretz и Lil Dik, а также запустил шоу «Сережа и микрофон».
читать

«У нас не так много праздников, которые мы отмечаем всей страной. Это победа сборной России по футболу и Новый год. Но поскольку второй праздник мы отмечаем гораздо чаще, о нем и пойдет речь», — эта закадровая фраза Константина Хабенского открывает первую часть фильма «Елки».

Картина вышла на экраны 16 декабря 2010 года, собрала в прокате около 700 млн рублей при бюджете в 170 млн и положила начало новогодней франшизе, новые которую показывали перед праздником и во время долгих зимних каникул в десятые годы.

Премьера первой части «Елок»

Первая часть (как и все последующие) состоит из нескольких новелл. События происходят перед Новым годом в разных городах большой страны. Героев, пожалуй, объединяет только одно: ожидание главного праздника, в канун которого обязательно происходят чудеса. Каждый фильм серии может похвастаться звездами первой величины от Сергея Гармаша и Марии Порошиной до Дмитрия Нагиева и Елены Яковлевой с Верой Брежневой. Неизменными остаются двое формально главных героев — друзья Боря и Женя в исполнении Ивана Урганта и Сергея Светлакова.

Сюжет первой части строится вокруг теории шести рукопожатий, которая гласит, что каждый человек на Земле знает другого через пятерых знакомых. Девочке из детдома Варе нужно, чтобы президент во время новогоднего обращения произнес кодовую фразу, поэтому ее друг Вова запускает цепочку событий, которая приводит к тому, что президент, разумеется, говорит нужные слова. Параллельно с основной линией герои новелл решают свои проблемы, и с ними происходят их собственные новогодние чудеса.

За почти десять лет существования франшизы создатели во главе с продюсером и автором идеи Тимуром Бекмамбетовым несколько раз пересматривали ее концепцию. Например, после «Елок 3» на экраны вышла картина «Елки 1914», в которой события развивались на фоне начавшейся Первой мировой войны.
«„Елки 1914“ — единственный российский фильм, который отрефлексировал тот момент, что в 1914 году мы были частью очень большой семьи народов. И мы, в общем-то, одну из важнейших ролей сыграли в этой войне. Как здорово Бекмамбетов сделал это в стилистике „Реальной любви“, но при этом в 1914 году. За этот фильм, мне кажется, ему можно простить „Блогеров“ и все остальное», — поделился в разговоре с RTVI своим мнением о картине кинокритик Егор Москвитин. Но зрителей, похоже, исторический экскурс не привлек: «Елки 1914» собрали в прокате меньше, чем предыдущие части картины.

На следующий год после «Елок 1914» вышел еще один фильм, отступающий от формата первых частей. Это были «Елки лохматые» — семейное (или даже, скорее, детское) кино про собак Пирата и Йоко, которые были среди героев третьего фильма. Сценарий этого спин-оффа во многом похож на комедию «Один дома»: как и там, сюжет построен вокруг неудачной попытки ограбления.

После нескольких экспериментов франшиза вернулась к «классической» схеме: на первый план снова вышел тандем «Светлаков-Ургант» из XXI века. При этом в создании последних двух частей участвовал режиссер Жора Крыжовников, а актерский состав усилили Дмитрием Нагиевым.

Скрытая реклама, на которую обращали внимание уже в первом кино, из новых фильмов не исчезла. «Это часть нашего культурного пирога. Мы живем в мире, в котором есть бренды. Это реальность», — объяснял Тимур Бекмамбетов обилие рекламных интеграций. «Мы живем во время постмодернизма. Я могу сделать рекламный ролик в виде фильма, могу сделать фильм в виде рекламного ролика», — говорил продюсер.
Я могу сделать рекламный ролик в виде фильма, могу сделать фильм в виде рекламного ролика
Тимур Бекмамбетов в интервью с Юрием Дудем
По мнению Бекмамбетова, успеху «Елок» помогли не столько художественные характеристики, сколько праздник, в канун которого выходили картины: «Это блюдо, которое готовится к дате. В другие дни года этот фильм абсолютно не нужен».

«Фильм „Елки“ — это то, что стыдновато делать для кинотеатров и показывать там. Для телевизионной комедии скетчей „Елки“ подходят очень хорошо. Это народное, не претенциозное, малохудожественное, забавное трогательное кино», — рассуждает, в свою очередь, в интервью RTVI кинокритик Антон Долин. Он уверен, что франшизу создавали без прицела на попадание в историю кино: «Елки» были чисто коммерческим продуктом, который при этом все же дарил людям «немного сказки и ностальгии».
2011
«Когда впервые приехал в Пермь, я думал, что останется, когда я должен буду уехать. Я хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе», — писал греческий и российский дирижер Теодор Курентзис летом 2019 года, прощаясь с пермской труппой и зрителями. За восемь с половиной лет до этого он, уже будучи известным не только в России, но и за ее пределами, занял пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета.

Теодор Курентзис в Пермском театре оперы и балета

Концерт Теодора Курентзиса и оркестра Musica Aeterna на сцене концертного зала имени П.И. Чайковского
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
До 2011 года Курентзис руководил оперным театром Новосибирска, с которым сделал немало успешных проектов — в частности, представил совместную постановку с Парижской национальной оперой. В Пермь дирижер перебрался вместе со своим оркестром Musica Aeterna Ensemble.

Губернатором Пермского края в то время был Олег Чиркунов. Под его покровительством в 2008 году в регионе началась «культурная революция», которую курировал Марат Гельман. В Перми постоянно проходили выставки, концерты и фестивали, множились объекты современного искусства и росла своя школа дизайна.

Пермский театр оперы и балета под управлением Курентзиса стал частью большого культурного проекта. В состав Musica Aeterna удалось привлечь новых звезд, оркестр ездил в европейские турне, а Международный Дягилевский фестиваль в Перми вышел на новый качественный уровень.

В 2012 году Чиркунов оставил пост губернатора, и «культурная революция» сошла на нет. Противники перемен заговорили громче, а Марат Гельман покинул Пермь.

Художественному руководителю Пермского театра оперы и балета в такой обстановке тоже было нелегко. «Курентзис и его команда оказались втянуты в ситуацию противостояния. Теперь финансирование каждого нового проекта стало вопросом победы или поражения», — вспоминает музыкальный критик Петр Поспелов.

Эксперименты Курентзиса обходились Пермскому краю в немалую сумму, и довольны этим были, конечно, не все. «Однажды депутат заявил на заседании Заксобрания: Курентзис не стоит таких денег. Я его понимаю. Ибо есть люди, которые не различают понятия цены и ценности», — рассказывал позже дирижер.
Курентзис до последнего добивался модернизации своего театра: еще в 2010 году прошел архитектурный конкурс проектов новой сцены, на котором победила идея британца Дэвида Чипперфильда. Но строительство не началось. В 2017 году дирижер публично объявил, что уедет из Перми, если новое здание так и не появится.

Весной 2019 года стало известно, что строительством сцены заинтересовался бизнесмен и театральный деятель Владимир Кехман. В 2015 году он стал генеральным директором Новосибирского театра оперы и балета. Кехман занял место Бориса Мездрича, снятого с должности из-за скандала вокруг постановки «Тангейзера». Курентзис раскритиковал это увольнение. В ответ Кехман обвинил дирижера в том, что он «ничего не оставил» Новосибирскому театру и «очень много оттуда забрал».

Уход Курентзиса из Пермского театра оперы и балета многие связали именно с процессами вокруг проекта новой сцены. «Ситуация вполне понятная. Там, где Кехман — не может быть Курентзиса», — говорил собеседник Forbes в «Золотой маске».

Галерист Марат Гельман уверен, что никакого хитрого плана по выдавливанию Курентзиса из Перми у местных властей не было: они просто не осознавали, что это за фигура. «Нынешние пермские власти вообще не понимали, зачем им Курентзис. Досталось какое-то сокровище, а что с ним делать — не знают. И они его не удержали. То есть я думаю, что здесь именно вопрос непрофессионализма», — рассуждает Гельман в интервью RTVI.

Примерно о том же в прощальном обращении к поклонникам и труппе театра писал в июле 2019 года сам Курентзис: «Я так и не знаю, поняли ли наши любимые зрители то, что мы хотели сказать... И власть, естественно, ничего не поняла».
читать
читать

Идея «Гражданина поэта» родилась как пьяная шутка. Во всяком случае, так утверждает продюсер проекта, бывший главный редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев.

«Мы с Мишей были в прошлом (2010) году ведущими на новогоднем шоу на канале „Дождь“. Шоу было такое: „Бай-бай, ноль-ноль“ — мы прощались с нулевыми. За литературу нулевых отвечал Быков. И мы там в пьяном бреду говорим: „Быков, а чего ты не пишешь вообще для «Дождя»?“. И родилась такая креативная идея: ты, Быков, давай пиши стихи от бабского имени, а Миша (Ефремов) будет в бабском прикиде их исполнять», — рассказывал Васильев спустя год после этого разговора.

Изначальная задумка, конечно, несколько трансформировалась: в итоге решили, что поэт Дмитрий Быков будет писать стихи по мотивам актуальных новостей и стилизовать их под классиков, а актер Михаил Ефремов будет под этих самых классиков гримироваться и полученные произведения декламировать.

Проект стартовал 15 февраля 2011 года под названием «Поэт и гражданин». Поводом для первого выпуска стали откровения Натальи Васильевой из Хамовнического суда, которая рассказала, что приговор по второму делу Ходорковского «был привезен из Мосгорсуда». Но на «Дожде» вышли только пять роликов. Стих о разногласиях в тандеме Медведева и Путина на экраны так и не попал. Хотя его текст смягчили, гендиректор канала Наталья Синдеева решила не давать видео в эфир, объяснив это тем, что «в нем есть фразы, которые способны обидеть не политика, а человека».

«Гражданин поэт»

читать
читать
С «Дождя» проект переехал на медиаплатформу F5 Михаила Прохорова. Кроме того, аудиоверсия стала выходить на «Эхе Москвы». Со сменой площадки поменялось и название. Теперь это был «Гражданин поэт».

К началу 2012 года авторы проекта записали больше 40 выпусков. Успех «Гражданина поэта» позволил ему выйти за пределы ютьюба: Васильев, Быков и Ефремов выступали с концертами, зимой написанные для роликов стихи вышли в виде сборника.

«У нас не было задачи обличать власть, как не было и задачи заработать бабок. И не было задачи сделаться самым популярным проектом года. Именно поэтому у нас все это получилось», — объяснял позже Андрей Васильев.

По мнению журналиста Михаила Зыгаря, «Гражданин поэт» — первый (и, возможно, даже единственный) пример удачной политической сатиры в современной России. «Шутки про политику были запрещены, но это не самое страшное. Самое страшное — что никто не умеет шутить про политику. Это всегда получается плохо, не смешно, иногда подобострастно, иногда безвкусно. И повезло только людям, которые делали и делают этот проект, потому что действительно — особенно на старте — это был взрыв», — вспоминает Зыгарь в разговоре с RTVI.
После президентских выборов 2012 года проект «Гражданин поэт» официально завершили: по нему даже провели «гражданскую панихиду» — так назывался прощальный концерт в Москве.

Васильев говорил, что проект надо закончить, чтобы не «превратиться в Никиту Сергеевича Михалкова». Но за финалом 2012 года последовал новый перезапуск, уже под брендом «Господин хороший». На вопрос, чем свежий продукт будет отличаться от того, что делалось до этого, Ефремов отвечал просто: «Старый — мертвый, новый — живой».

В 2013 году проект снова стал выходить на «Дожде». В одном выпуске показывали сразу несколько скетчей в разных жанрах. Писать тексты для Ефремова стал не только Быков, но и поэт Андрей Орлов, известный как Орлуша. А еще со своими текстами в «Господине хорошем» появлялся рэпер Вася Обломов.

В том же 2013 году «Господин хороший» как теле- и интернет-шоу прекратил свое существование. «Это был прекрасный опыт, но долго заниматься таким проектом нельзя. Потому что возникает риск самоповтора, да и потому что меняется общественная обстановка, и уже не время для юмора», — предполагает в беседе с RTVI Дмитрий Быков.

Михаил Ефремов, впрочем, и сегодня отказывается говорить про эту задумку в прошедшем времени. «„Гражданин поэт“ — это то, что происходит. Мы просто не выходим сейчас, как раньше», — поясняет он в интервью RTVI.

Проект, запущенный в 2011 году, сейчас живет в гастрольном формате. «Почему так — это не у меня надо спрашивать, а у Андрея Витальевича Васильева, который забил на это все, и только раза три в год мы собираемся делать концерт», — резюмирует Ефремов.

Об истории создания собственного канала Евгений Баженов, более известный как BadСomedian, рассказывает так: «Я нагло решил своровать идею с Запада. Я смотрел обзоры Spoony и Nostalgia Critic. И решил занять свободную нишу в российском ютьюбе. Подтолкнула лютая ненависть к плохому кино. Сначала одним из мотиваторов было просто критиковать. А потом я подумал, что можно делать обзоры, как у того самого Spoony, и пошло-поехало».

BadСomedian и кинообзоры в ютьюбе

Баженов пришел на ютьюб в феврале 2011 года. В своих первых кинообзорах в кадре он даже не появлялся, там был лишь его голос и фрагменты из фильмов. После нескольких роликов Баженова заметила команда CarambaTV.

В начале 2010-х сайт CarambaTV превратился в популярный агрегатор ютьюб-контента. Площадка, где выкладывал свои ролики уже известный тогда автор шоу «+100500» Максим Голополосов, давала молодым блогерам возможность быстро найти новых поклонников. К концу 2011 года число подписчиков на канале BadСomedian превысило 20 тысяч, к июлю 2013 года — 300 тысяч. При этом еще через пять лет аудитория Баженова составляла уже три миллиона человек. Сейчас число подписчиков на канале BadСomedian скрыто, однако его ролики посмотрели больше 780 млн раз (в среднем каждый его обзор набирает минимум 6–7 млн просмотров).

Баженова называют самым популярным кинокритиком России или главным кинокритиком в российском ютьюбе. Причем его рецензию на фильм могут посмотреть намного больше людей, чем саму картину в кинотеатре.
Для своих обзоров BadComedian берет отдельную сцену из фильма, разбавляя ее смешными вставками. Так, после кадра со сценарным, режиссерским или актерским ляпом следуют сцены из других фильмов или комментарии и пояснения самого блогера. Благодаря его кинорецензиям многие фразы стали мемами и ушли в народ («Вы знаете Руса» из фильма «Притяжение», «За себя и за Сашку» из «Движения вверх» или «Ляли больше нет» из картины «Газгольдер»).

Основная мишень для BadComedian — это российское кино, однако у него есть обзоры и голливудских картин, например, «Голодных игр», «50 оттенков серого» или фильма «Чужой: Завет». В своих рецензиях Баженов часто обращает внимание зрителей на отсутствие логики в сюжете, историческую недостоверность, нелепый монтаж, а также на связь между содержанием кино и его бюджетом. Блогер неоднократно критиковал министерство культуры за то, что оно выделяет государственные деньги на убыточные и плохо снятые картины. «Зритель требует, зритель ходит. Никаких вопросов. Есть вопрос о государстве. Зачем оно спонсирует подобное кино? Ужасное и по качеству, и по содержанию...» — задается вопросом Баженов.

Из-за сатирических рецензий у блогера неоднократно возникали конфликты с представителями кинобизнеса. Так, актер Александр Курицын (Невский) называл Баженова «хейтером» и «бездарем», а комик Михаил Галустян говорил, что BadComedian «оскорбляет личности и нарушает авторские права». В 2013 году Галустян добился удаления ролика с обзором фильма «Билет на Vegas». Еще BadComedian не раз получал «страйки» — предупреждения на ютьюбе. К примеру, от компании Enjoy Movies братьев Арташеса и Сарика Андреасянов. Тогда блогер в обзоре картины Квартета И «Быстрее, чем кролики» использовал кадры из комедии «Что творят мужчины!» режиссера и сценариста Сарика Андреасяна, а заодно прошелся и по другим фильмам Enjoy Movies.
Летом 2019 года из-за одного из конфликтов Баженов даже задумался о закрытии своего канала на ютьюбе. «Здравствуйте. Меня зовут BadComedian и мне тут подумалось: а не закрыть ли мне канал? Почему? Потому что уже полгода меня судят», — с такими словами блогер обратился к зрителям в июне 2019 года. Он рассказал, что против него подали судебный иск на миллион рублей из-за обзора фильма «За гранью реальности».

Иск подала компания Kinodanz, которая обвинила блогера в нарушении авторских прав и потребовала удалить ролик с обзором картины. В киностудии утверждали, что Баженов раскрыл практически весь сюжет фильма и этим принес производителям убытки. Сам BadComedian называл требования компании «попыткой цензурировать критику».

«Они пытаются прикрыть критику, и фраза „удаление обзора“ — это и есть прикрывание критики. Сейчас мы согласимся удалить обзор, а завтра проснемся в мире, где половину русского ютьюба можно будет снести», — объяснял в эфире RTVI Баженов.

По словам блогера, при личной встрече представители кинокомпании заявляли, что за ними стоят «влиятельные люди» и их поддерживает Минкультуры. Позже Баженов отмечал, что как раз эти слова и сподвигли его сделать ролик на своем канале и рассказать о судебном споре.
В поддержку Баженова выступили многие режиссеры, продюсеры и журналисты, в том числе Федор Бондарчук, Владимир Бортко, Сарик Андреасян, Александр Роднянский и Юрий Дудь. В итоге BadComedian и кинокомпания Kinodanz заключили мировое соглашение, детали сделки разглашать не стали.

Кроме создания роликов на ютьюбе, BadComedian успел проработать на телевидении. На канале «Перец» он вместе с Иваном Макаревичем и Максимом Голополосовым вел передачу «Герой интернета». Баженов несколько раз съездил на гастроли со своим стендапом, а также принял участие в проекте BadTrip — видеопутешествии по культовым киноместам США. В октябре 2019 года он подписал контракт с платформой ivi, после чего на сайте онлайн-кинотеатра появился раздел с рекомендациями блогера.

«Когда я только начинал, просмотр видеоблогов был достаточно гиковской историей, поэтому основными жанрами были обзоры видеоигр, кино и сериалов. Сейчас же на ютьюб каждый найдет что-то для себя: от маленького ребенка до сталиниста – любителя военных реставраций», — говорит видеоблогер Руслан Усачев в интервью RTVI.

Усачев — старожил российского ютьюба: свой канал он зарегистрировал еще в марте 2010 года. Сейчас на него подписаны около двух миллионов человек.

Запуск ютьюб-проекта «Спасибо, Ева!»

В начале десятилетия российский сегмент ютьюба был не слишком развит. Тренды в рунете отставали от западных на несколько лет, и русскоязычные блогеры часто адаптировали уже готовые форматы вместо того, чтобы придумывать свои. Так шоу «=3» британца Рэя Уильяма Джонсона превратилось в культовое «+100500» Максима Голополосова, а обзоры игр от американского канала AVGN успешно перекочевали на канал Ильи Мэддисона.

Вот только со временем все самое интересное уже скопировали, и схема перестала работать. Так ютьюбпревратился в огромный котел, в котором смешиваются идеи из совершенно разных источников и время от времени рождаются уникальные продукты, считает Усачев.

Одним из первых «уникумов» стал ютьюб-портал «Спасибо, Ева!», который появился в марте 2011 года. Тогда российские видеоблогеры впервые объединились в сообщество, чтобы создавать и шлифовать новые форматы, рубрики и шоу.

Основатели проекта, креативное агентство My Duck's Vision, называли себя по-разному: от «объединенной тактической видеогруппировки» до «первичного медиабульона», который позже стал «инкубатором» для многих инфлюенсеров.

Илья Прусикин, Данила Поперечный, группа «Хлеб», Илья Мэддисон, сам Усачев — одни из тех, чьи авторские программы показывали на канале. Сейчас все они уже известные блогеры, стримеры, комики и даже музыканты. Например, Прусикин основал знаменитую в России и на западе рэйв-группу Little Big, а Поперечный перевоплотился в стендап-комика и собрал Ледовый дворец на своем сольном шоу.

Если заглянуть на канал в конце 2019 года, станет ясно: самый популярный формат «Спасибо, Ева!» — «Великая Рэп Битва». Сатирические батлы между историческими личностями, российскими знаменитостями и Иисусом Христом занимают сразу шесть позиций среди десяти самых просматриваемых видео на канале. Вместе у них больше 25,6 миллионов просмотров.
читать
Другим заметным проектом канала стал трехсерийный сериал «Полицейские будни». В комедийной истории о российских силовиках снялись не только участники лейбла, но и приглашенные профессионалы, например, актер дубляжа Петр Гланц — русский голос Райана Рейнольдса, и актриса озвучания Татьяна Шитова, чьим голосом в России говорят Натали Портман, Скарлетт Йоханссон и Марго Робби.

Гланц рассказывал, что участвовал в съемках исключительно ради удовольствия, потому что было «забавно и весело», и партнеры по съемкам подобрались талантливые. Несмотря на это, авторы «Спасибо, Ева!» работали не только на чистом энтузиазме. Уже через месяц после старта проект получил возможность давать своим участникам статус официальных партнеров ютьюба, а значит, они начали получать доход от рекламы.

Помимо этого, My Duck's Vision платили блогерам стабильную зарплату, никак не связанную с количеством просмотров или рекламными интеграциями. Данила Поперечный вспоминал, что был усыплен таким комфортом, но в какой-то момент очнулся и спросил: «Так, стоп, Юр (Юрий Дягтерев, основатель My Duck's Vision), откуда деньги-то? Мы как монетизируемся?»
кадр из сериала «Полицейские Будни»
Ответ на этот вопрос нашелся в феврале 2012 года. Тогда неизвестные хакеры, которые называли себя российскими представителями международной группировки Anonymous, взломали почту пресс-секретаря провластного молодежного движения «Наши» Кристины Потупчик. В открытый доступ попали ее деловые переписки с главой Росмолодежи и «Наших» Василием Якеменко, а также с многими известными блогерами. Среди них оказались и основатели «Спасибо, Ева!».

В письмах обсуждались сметы на разные посты и ролики сообщества. Стало понятно — авторы канала работают на кремлевские деньги. На этом фоне новый смысл приобретали неоднократные встречи Усачева с президентом Дмитрием Медведевым и сатирический мультфильм Поперечного «Медведис и Путхед».

При этом сами блогеры не раз повторяли, что узнали, откуда берутся деньги, в один момент со своими зрителями. Дягтерев же говорит об обратном: «Это вот как смотреть порно, но все еще задаваться вопросом „Откуда берутся дети?“ Это примерно вот было то же самое». По словам Потупчик, и те, и другие не совсем точны: далеко не все ролики портала были проплачены Кремлем, но те, кто их делал, все же знали об этом.

После этого большинство хедлайнеров портала перестали сотрудничать с My Duck's Vision и начали развивать свои собственные проекты. Впрочем, несмотря на скандал вокруг «Спасибо, Ева!», как говорит журналист Юрий Сапрыкин, российское правительство до сих пор продолжает финансировать многие ютьюб-проекты.
читать

«Никакой божественности нет в самом этом понятии — „власть“, а есть живые люди, которые действуют на основании своих человеческих инстинктов и характеров. Именно характером определяются политические действия, а не мнимыми законами исторического развития», — говорил Александр Сокуров в интервью журналу «Искусство кино» в 2013 году. К тому моменту режиссер уже закончил работать над своей тетралогией о власти. «Молох» — об Адольфе Гитлере, «Телец» — о Владимире Ленине, «Солнце» — об императоре Хирохито. Завершал эту композицию «Фауст». В отличие от остальных картин, он не был посвящен какому-то конкретному историческому деятелю. Это была вольная интерпретация Гете, в которой Сокуров представил, что происходит с человеком, когда у него появляется власть. Осенью 2011 года «Фауст» получил «Золотого льва» на Венецианском фестивале, его снимали в Чехии, а актеры в фильме говорят на немецком языке.

«Золотой лев» у Александра Сокурова

«Я создал фильмы о том, как человек проживает свою судьбу, как история влияет на индивидуальное и личное. Что происходит с теми людьми, от которых мы зависим? Речь идет о тех, кто стоит у власти. Что это за люди?» — представлял Сокуров тетралогию на II Уральском открытом фестивале российского кино. При этом он отмечал, что не критикует и не осуждает героев своих картин, а пытается понять личность вне политического контекста.

Александр Сокуров хотел, чтобы фильмы из тетралогии выходили одновременно, но так сложилось, что все растянулось почти на 12 лет. В частности, из-за финансовых трудностей. Например, «Фауст» в российский прокат вышел лишь в феврале 2012 года и с русскими субтитрами. По словам Сокурова, средств на участие в международных фестивалях хватило, но вот на продвижение в России — уже нет.

Как говорил режиссер, перед созданием «Фауста» от его финансирования отказались Минкульт и «очень многие фонды». В итоге продюсером стал Олег Руднов, руководитель Балтийской медиа группы. «Далее уже был организован специальный фонд поддержки средств массовой информации с аккумуляцией средств, и здесь помог президент страны. Я встретился с Путиным. И эту встречу организовывал Руднов, и это был большой подробный разговор с президентом об этом фильме, о его особенностях», — рассказывал Сокуров.
Я создал фильмы о том, как человек проживает свою судьбу, как история влияет
на индивидуальное и личное. Что происходит
с теми людьми, от которых мы зависим? Речь идет о тех, кто стоит у власти. Что это за люди?
Александр Сокуров, режиссер
По словам режиссера, президент внимательно посмотрел его наработки и даже актерские пробы. При этом Путин настаивал, чтобы герои фильма говорили на русском языке. Но Сокуров был против. В 2016 году президент вновь поднял эту тему. «Давайте, смените гнев на милость и переведите это на русский язык! „Фауста“ на русский язык переведите!» — призывал Путин на заседании в Петербурге. Однако Сокуров снова с ним не согласился.

На этой же встрече спор режиссера и президента продолжился. Сокуров попросил помиловать осужденного в России по статье о терроризме Олега Сенцова.

«Дело в его намерениях и в подготовке противоправных действий, в результате которых могли пострадать наши с вами граждане», — отрезал президент. Сокуров тем не менее продолжил: «Владимир Владимирович, по‑русски, по‑христиански милосердие выше справедливости. Умоляю Вас. Милосердие выше справедливости». Впрочем, и на этот призыв Путин отреагировал холодно. Отбивая каждую фразу небольшой паузой, он сказал: «По‑русски и по‑христиански мы действовать в этой ситуации не сможем без решения суда».

В интервью Николаю Солодникову режиссер признался, что и раньше при личных встречах с президентом всегда с ним спорил. Поэтому ему показалось странным, что сидевший рядом с ним на заседании Олег Табаков начал стучать ему по колену и шептать: «Сашка, прекрати». «Я не понимал, почему меня призывают прекратить, что такого происходит», — вспоминал Сокуров. По его словам, его расстроил не столько ответ президента, сколько реакция остальных участников встречи: «Меня удивило только то, что никто не поддержал меня, потому что там были люди, которые еще более независимы от власти».

В декабре 2019 года Александр Сокуров вновь вступил в спор с президентом. На заседании СПЧ режиссер предложил переосмыслить звание Героя России. Сокурова возмутило то, что погибшие солдаты Псковской дивизии носят те же звания, что и «воевавшие с ними Кадыровы». Путин с режиссером не согласился. «Если кто-то из них независимо от служебного положения встал на сторону России, работает на нее, защищает ее, готов отдать за нее жизнь, он достоин того, чтобы называться Героем Российской Федерации», — ответил президент.

На следующий день на слова Сокурова отреагировал сам Рамзан Кадыров. Глава Чечни заявил, что у режиссера нет «ни собственного мнения, ни собственной гражданской позиции» и что он задает вопросы, которые ему «поручили задавать другие». «Будьте лучше мужчиной, патриотом, а не игрушкой в чьих-то руках. А в данном случае вы уподобились игрушке в руках кукловодов», — написал Кадыров. Сокуров позднее ответил, что разговаривал с президентом, поэтому комментарии Кадырова ему не очень интересны.
читать
читать

28 октября 2011 года после шести лет реконструкции открылась главная сцена Большого театра. Это событие отмечали гала-концертом, на котором с речью выступил президент Дмитрий Медведев, а среди гостей были Моника Беллуччи, Михаил Горбачев, Игорь Шувалов, Алексей Кудрин, Виталий Мутко, Алишер Усманов, Герман Греф, Алексей Миллер, Михаил Куснирович, Зураб Церетели, Майя Плисецкая, Галина Вишневская и патриарх Кирилл.

Завершение реконструкции Большого театра

Владимир Астапкович / ТАСС
Фото: Владимир Астапкович / ТАСС
Концерт транслировали на экранах на площади перед театром и в кинотеатрах. Билетов на саму церемонию, как говорили в пресс-службе Большого, в свободной продаже не было. А потому не обошлось без спекуляций: в интернете предлагали заплатить за вход от 90 тысяч до 2 млн рублей. В Минкульте недоумевали и обещали разобраться.

Реконструкция Большого должна была завершиться еще в 2008 году, но сроки несколько раз переносили. Объект оказался гораздо проблемнее, чем об этом думали — трещины в стенах буквально разрывали здание.

За годы работ здание Большого поставили на новый фундамент. Площадь театра значительно увеличилась за счет подземного концертно-репетиционного зала и помещений для декораций. В театре восстановили акустику и постарались воспроизвести досоветские интерьеры. Оценили работу, правда, не все. Например, артист балета Николай Цискаридзе сравнивал театр после ремонта с турецким отелем. Кроме того, он жаловался на отсутствие окон в гримерках и слишком маленькую высоту потолков в репетиционных залах. Качеством новых помещений не доволен и архитектурный критик Григорий Ревзин. «На мой взгляд, они очень плохо получились. Это пространство не вполне достойно Большого театра», — отмечает Ревзин в интервью RTVI.
Еще одним поводом то ли для жалоб, то ли для шуток после реконструкции стал облик Аполлона, управляющего квадригой на фасаде театра. Его наготу прикрыли фиговым листком, которого еще совсем недавно не было — что видно как минимум по изображению этой статуи на сторублевой купюре. В соцсетях звучали обвинения в ханжестве, но реставраторы настаивали: листок на фигуре — историческая деталь, которая в свое время пропала.

С финанси