ЧАСТЬ III
ЧАСТЬ III
2017
«Я выращен в тех местах, где подход в журналистике максимально строгий по части фактуры. Те самые принципы Sports.ru: нам абсолютно все равно, с кем интервью, лишь бы было интересным… Эти принципы удалось принести на ютьюб, оказалось, что у большого количества людей они востребованы», — объяснял популярность своего блога Юрий Дудь. Первый выпуск шоу «вДудь» опубликовали 7 февраля 2017 года, а первым героем стал Баста. За 3,5 месяца канал Дудя набрал 800 тысяч подписчиков и 27 млн просмотров видео. К концу 2019 года число подписчиков выросло до 6,4 млн, а просмотров — до 775 млн.

«Для меня было вообще не удивительно, что Юрец классно берет интервью, и то, что они могут быть популярны. Юра вышел за пределы спорта, это оказалось круто, потому что его, кроме людей из спортивной тусовки и болельщиков, особо никто не знал», — говорит в интервью RTVI журналистка Мария Командная, которая уже много лет знакома с Дудем.

Первый выпуск шоу «вДудь» и журналистика в ютьюбе

Сам Дудь еще в 2017 году утверждал, что на грандиозные успехи своего проекта не рассчитывал. «Я не ожидал такого эффекта, все затевалось с простой целью — отточить скиллы интервью не о спорте. Сейчас, когда у меня уже сделанные рекламные размещения и до фига предложений по новым, в это сложно поверить», — рассказывал журналист. Довольно скоро кроме рэперов и музыкантов (Баста, Ильич, Гуф, Noize MC) на канале Юрия Дудя появились режиссеры (Юрий Быков, Борис Хлебников) и политики (Алексей Навальный, Евгений Ройзман и Павел Грудинин).

Манера держаться непринужденно, «нетелевизионная» атмосфера и, конечно, вопросы про деньги — стиль Дудя быстро стал узнаваемым. Сам журналист, кстати, свой доход не раскрывает, хотя в рейтинге российского Forbes от сентября 2019 года он был на 18-й строчке. За 2018 год, по оценкам журнала, Дудь заработал $1,4 млн.

До октября 2017 года гостями шоу «вДудь» были только мужчины. «Вы разделяете мужчин и женщин как личностей в профессии, а я нет, я не обращаю внимание на это. А потом выясняется, что к тридцатому выпуску одни мужики», — отвечал журналист на критику по этому поводу. Позже он все же записал несколько выпусков с женщинами. Более того: самым популярным видео на канале оказался выпуск с «главной девушкой русского интернета» Анастасией Ивлеевой. У него больше 28 млн просмотров.
Юрий Дудь на церемонии вручения премии «Человек года» по версии журнала GQ — Юрий стал победителем в номинации «Лицо с экрана», 13 сентября 2019 года
Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ
Следом за интервью Юрий Дудь стал делать и документальные фильмы — первый из них вышел в сентябре 2017 года и был посвящен актеру и режиссеру Сергею Бодрову. Уже в 2019 году журналист выпустил свою самую обсуждаемую документалистику — о репрессиях и теракте в Беслане. Оба видео набрали по 18 млн просмотров, за последнее Дудь получил премию «Профессия — журналист». По словам блогера, ему не раз предлагали вернуться на телевидение, но он отказывался.

Многие считают, что именно Юрий Дудь, который раньше работал на «Матч ТВ» и «России 2», запустил тренд на переход журналистов в интернет. Леонид Парфенов, Алексей Пивоваров, Ирина Шихман, Николай Солодников, Ксения Собчак — вот далеко не полный список авторов, которые начали делать свои проекты в ютьюбе.

Интернет дает больше возможностей и простора для творчества, чем федеральные каналы. Об этом, к примеру, говорил в интервью Дудю Парфенов. «Я 10 лет нигде не работаю, и никогда не делал так много, как в эти годы... Я никогда не вернусь в офис. Мне это скучно, это все кончилось», — отвечал журналист на вопрос о том, жалеет ли он, что больше не связан с телевидением. Первый выпуск шоу «Парфенон», которое можно описать как видеодневник Парфенова, вышел 19 февраля 2018 года. Позднее на канале в ютьюбе журналист начал публиковать и новые серии возрожденного проекта «Намедни».

Николай Солодников («Ещенепознер») и Ирина Шихман («А поговорить?»), как и Дудь, работают в жанре интервью.
«Герои „Ещенепознера“ — совсем не ютьюбовские персонажи. По крайней мере, не были такими до недавнего времени. Оказалось, что интервью с Михаилом Пиотровским могут посмотреть почти сто тысяч человек, а интервью с Александром Сокуровым — больше 300 тысяч. Большому количеству людей такие герои интересны — поэтому мы решили их „ютьюбизировать“», — объяснял идею своего проекта Солодников.

Ведущая «А поговорить?» Ирина Шихман раньше была журналисткой на «Москве-24» и НТВ. Известно, что ее ютьюб-блог финансирует холдинг «Москва Медиа», который принадлежит столичному правительству. Подписчиков у канала 720 тысяч — чуть больше, чем у Парфенова (690 тысяч), и существенно больше, чем у Солодникова (225 тысяч).

В начале 2019 года свое шоу на ютьюбе стала делать Ксения Собчак. Первый выпуск с футболистом Федором Смоловым телекритик Слава Тарощина описывала как «попытку соединить таблоидную эстетику с проникновением во внутренний мир». Весной видеоблог запустил Алексей Пивоваров. В проекте «Редакция» он решил сместить акцент с интервью на истории. Большинство его выпусков — репортажи или документальные фильмы. «Глупо ставить вопрос, убьет ютьюб СМИ или нет. Это просто разные платформы», — говорит Пивоваров. На его блог подписаны 650 тысяч человек, на канал Ксении Собчак — 1,1 млн.
У проекта «Навальный LIVE» подписчиков еще больше — 1,2 млн. Этот канал команда ФБК Навального открыла в 2017 году как альтернативу классическим медиа. Вскоре после его запуска Навальный признался, что потерял интерес к традиционным СМИ и ему удобнее выступать на собственной площадке для своей аудитории. «„Видеоблогеры“, так раздражающие профессиональных журналистов, уже обставили их с содержательной точки зрения. Они просто сделали продукт лучше», — подытожил Навальный.

В феврале 2017 года запрос «Между нами тает лед» мог появиться в поисковиках разве что в рамках статистической погрешности. Через месяц, когда вышел клип на песню с таким названием, этой фразой в поиске было никого не удивить. Ну а число просмотров ютьюб-канала с видео украинской группы «Грибы» выросло больше чем на 40 миллионов.

«Между нами тает лед» и распад «Грибов»

Песня про любовь, исполненная парнями в спортивных костюмах, балаклавах и панамах под биты в антураже спальных районов, сразу же врезалась в память — и на уровне текста, и в формате видео. Как и в случае Гоши Рубчинского, эстетика улиц вышла далеко за их пределы.

Явным признаком успеха были и бесконечные пародии на оригинал. Простые танцы с синхронным покачиванием на полусогнутых ногах оказались настолько соблазнительной фактурой для подражания, что «Между нами тает лед» обыграли в десятках клипов, талантливых и не очень. Свои пародийные версии сделали, например, участники шоу «Вечерний Ургант», комик Евгений Кулик, дизайнер Егор Жгун и даже «Отряды Путина».
читать
Песня про тающий лед была далеко не первым треком «Грибов». Хотя именно она вывела группу на новый уровень популярности, еще в 2016 году среди музыкальных критиков свежий украинский коллектив называли прорывом и феноменом года.

В ноябре 2016 года «Грибы» выпустили альбом «Дом На Колесах ч.1». «Это принципиально, нету времени спать, руки в воздух летят только здесь и сейчас», «Давай, музыка громче, затрясем весь движ этой ночью», «Топчем, топчем, топчем-топчем пятки. Включите бас!» — киевская группа записала клубный хип-хоп без претензии на сложные смыслы, с основным посылом — пора танцевать.

«Первый альбом „Грибов“, уже официально признанный самой популярной музыкальной записью в истории „ВКонтакте", — это музыка о музыке; он почти полностью посвящен тому, как ансамбль „Грибы“ умеет хорошо заводить свою аудиторию», — писал по этому поводу критик Александр Горбачев.

В отношениях с журналистами «Грибы» оставались максимально непубличными: интервью не давали и даже не подпускали к себе чужих фотографов. Но состав группы секретом не был. Ее основателем и одним из участников стал продюсер Юрий Бардаш. Уроженец Луганской области, танцор брейк-данса, еще в нулевых он запустил свой первый успешный проект — коллектив Quest Pistols. Позже его продюсерский центр KRUZHEVA Music работал с группой «Нервы» и еще одной певицей-открытием 2016 года — Кристиной Герасимовой, известной как Луна.
«Мечтательный поп, в равной степени вдохновленный современностью и родными 90-ми», — писал о ее музыке Wonderzine. Луна была не просто очередным проектом Бардаша: с 2012 года они были женаты. У пары есть общий ребенок, но в 2018 году они разошлись.

В том же году Бардаш объявил, что KRUZHEVA Music прекращает свою деятельность. Группа «Грибы», которая обещала выпустить вторую часть альбома «Дом На Колесах», так этого и не сделала. В 2017 году прошли ее последние концерты.

«У меня изначально не было чувства, что группа „Грибы“ — это какая-то долгоиграющая история», — признается в разговоре с RTVI редактор музыкального портала The Flow Леша Горбаш. По его словам, коллектив производил впечатление «группы-вспышки», которая должна прогреметь на сцене и «улететь в никуда».
«Мы это делали как прикол: получится или нет. И „Мы типа грибы“ — это классно, когда у тебя такое настроение. А когда ты начинаешь этим барыжить, то ты себя теряешь... Максимальный нелад пошел в коллективе. Я бы мог, наверное, попробовать ради группы начать ужимками что-то там решать, но это не моя история. Моя история — ***** (полностью) все закрыть, потому что если надо все потерять, то значит, надо все потерять», — говорил Бардаш о распаде группы.

После он стал продвигать свой сольный проект YOURA. Успеха «Грибов» тот не повторил, но по-прежнему существует. Еще одну ставку Бардаш сделал на проект «Коррупция» — «нео-шансон», который, как предположил продюсер, «точно поймут все». Бардаш даже пообещал набить наколку с первой буквой чужой фамилии, если через пять лет «Коррупция» не станет «иконой всех, кто слушал Круга».

Тем временем «Грибы» в 2019 году пережили второе рождение. Осенью бывшие участники коллектива — уже без Бардаша — выпустили альбом «Рэппєq», на треки из которого сняли несколько клипов. Панамы и балаклавы на музыкантах остались, но вот ажиотажа вокруг группы уже нет.

По словам Кантемира Балагова, в кино он пришел «от неприкаянности». «Я очень любил кино, но не отдавал себе отчет, что я хочу им заниматься», — объяснял молодой режиссер из Кабардино-Балкарии. Он стал одним из учеников творческой мастерской Александра Сокурова, которую тот запускал в Нальчике. Дебютный фильм Балагова «Теснота» вышел в 2017 году и получил в Каннах приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Картина снималась фондом Александра Сокурова «Пример интонации» и «Ленфильмом». «Если бы не Александр Николаевич и не директор фонда Николай Янкин, то этого фильма просто не было», — признавался Балагов.

Первый приз в Каннах Кантемира Балагова

читать
Я очень любил кино, но не отдавал себе отчет, что я хочу им заниматься
Кантемир Балагов, режиссер
«Теснота» описывает историю еврейской семьи, живущей в Нальчике в конце 90-х годов. Главная героиня Ила работает вместе со своим отцом, сюжет развивается, когда вся семья собирается отпраздновать помолвку младшего брата Илы. Тем же вечером молодую пару похищают и требуют выкуп. «Тема очень важна для многонационального Северного Кавказа, но совершенно не отрефлексирована в кино», — говорил режиссер. Фильм сняли в «немом» формате (4:3). Это, как рассказывал сам Балагов, позволило ему «сделать так, чтобы у зрителя абсолютно все вызывало это ощущение тесноты: свет, звук, монтаж, чтобы внутри кадра было тесно».
В России «Теснота» конкурировала с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева и «Аритмией» Бориса Хлебникова: ее выдвинули на пять номинаций премии «Ника», хотя в итоге ни одной статуэтки картина не получила.

Второй фильм Балагова вышел спустя два года. Он говорил, что не хочет снимать еще одну ленту про Северный Кавказ. А на «Дылду» Балагова вдохновила книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

«[Фильм] про девушку, которая вернулась с фронта во время Второй мировой и пытается начать новую жизнь, но у нее это не получается. Не получается — потому что, на мой взгляд, жить в послевоенное время и выживать намного тяжелее. Я опираюсь на рассказы Светланы Алексиевич „У войны не женское лицо“ и по крупицам собираю некоторые мотивы из рассказов Платонова», — описывал Балагов идею фильма еще до его выхода.
читать
Как и дебютная «Теснота», «Дылда» получила в Каннах приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, а также награду за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд». Над фильмом работала команда продюсера Александра Роднянского. Как рассказывал Александр Сокуров, бывший ученик советовался с ним, стоит ли уходить к Роднянскому. «Я нисколько не сомневался, что Кантемир выберет этот вариант. Он подходил, спрашивал, как ему поступить. Я сказал, чтобы он поступал, как считает нужным. Работать со мной трудно, я слишком жесткий человек. Если будешь работать в фонде, то не жди снисхождения по профессиональным соображениям — поскольку ему подучиться надо было бы. Ну, и с деньгами. Мы никто и ничто, мусорка, в сравнении с миллиардером Роднянским. Он выбрал этот вариант», — говорил Сокуров.

В сентябре 2019 года стало известно, что Россия выдвинула «Дылду» на «Оскар». В декабре был объявлен шорт-лист премии. В него попала и картина Балагова.

Хотя в 2017 году культура рэп-батлов в России была уже развита, обсуждали их, как правило, только поклонники этой музыки. Популярность такого формата вышла за привычный круг после словесного поединка Мирона Федорова, известного как Оксимирон, и Вячеслава Машнова, известного как Гнойный или Слава КПСС.

Батл Оксимирона и Гнойного

Все началось с резких слов Гнойного в адрес Оксимирона на батле с рэпером Эрнесто Заткнитесь (Дмитрием Ромащенко), который прошел летом 2016 года. В ответ Федоров бросил вызов Гнойному, но встретились они только через год. За сутки видео их рэп-схватки набрало больше 9 млн просмотров (к декабрю 2019 года — больше 44 млн). Об этом писали практически все российские СМИ.
«Батл-рэп долгое время существовал внутри рэп-сообщества, а потом пополз наверх. Поставили рекорд по просмотрам, и все такие: „Ого, а что это, как работает?“. А потом случился тот батл, который по уровню был выходящим за привычные рамки», — вспоминает в разговоре с RTVI редактор музыкального портала The Flow Леша Горбаш. Ажиотаж вокруг противостояния Оксимирона и Славы КПСС он называет «пиковой точкой» интереса к словесным поединкам, когда батлы обсуждали даже на канале «Культура». «Такого не было до этого, явно не будет после», — уверен Горбаш.
Первые заметные русскоязычные батлы проходили онлайн еще в 2001 году на форуме hip-hop.ru с простым форматом — организаторы задают тему, а участники должны выложить трек. Позже поединки стали проводить и за пределами интернета. В 2008 году организаторы турнира InDaBattle и «Муз-ТВ» запустили шоу «Битва за респект», третий сезон проекта спонсировало государство, поэтому победителей в финале поздравлял лично Владимир Путин, который на тот момент был премьер-министром.
Самые известные офлайн-площадки появились с разницей в один год: в 2012 году возникла краснодарская лига Slovo, а в 2013 — петербургский Versus Battle. Первую основали Антон Белогай (Mr. Hyde) и Сергей Трущев (PLC), вторую — Александр Тимарцев (Ресторатор). Со временем у Slovo появились филиалы по всей России, в том числе в Петербурге. Из-за конфликта в 2015 году филиал обособился, сменив название на SlovoSPB. Так город получил две площадки для рэп-поединков. Батл между Оксимироном (представлял Versus) и Гнойным (SlovoSPB) стал кульминацией их конкуренции. К этому моменту у Федорова не было ни одного поражения. Он выступал против российских музыкантов Крип-А-Крипа и Дуни, а также латвийского рэпера Johnyboy. Встреча с последним поставила рекорд по числу просмотров среди батлов за сутки, а к нынешнему моменту ее посмотрели больше 48 миллионов раз.

Поражение в битве с Гнойным не помешало Оксимирону в октябре выступить на канадской площадке King of the Dot в Лос-Анджелесе против американца Дизастера. Официально победителя не объявляли, но Дизастер признал, что его противнику было сложнее. «Я знаю, как сложно строить панчи на чужом языке. И он достойно держался в своем первом батле на английском языке против лучшего батл-рэпера в мире. Этого достаточно, чтобы сказать с уверенностью, что он победитель», — говорил американец.

Вернувшись из Лос-Анджелеса, Федоров собрал в Москве «Олимпийский». «Оксимирон — это музыкант (поэт, если угодно; недаром в какие-то моменты Федорову не нужно было даже бита — и он просто читал огромному стадиону тексты вслух), который целиком построил себя на преодолении… Русская история искусств любит людей с внутренним раздраем в качестве творческого метода. После концерта в „Олимпийском“ Мирон Федоров в эту историю, кажется, уже вошел», — писал после концерта журналист Александр Горбачев.

Слава КПСС после победы над Оксимироном попал в жюри шоу «Успех» на СТС. В 2018 году Филипп Киркоров, который тоже был одним из судей, пригласил его поучаствовать в съемках клипа «Цвет настроения синий». Гнойный не отказался. В том же году он представил альбом «Взрослая танцевальная музыка». В 2019 году Слава КПСС решил участвовать в 17-м независимом батле форума hip-hop.ru. Еще раньше заявку подал Оксимирон.

Последний альбом Федорова «Горгород» вышел еще в 2015 году. Его сравнивали со сборником стихов, а публицист Дмитрий Быков говорил, что «это совершенно новый рэп-жанр». После «Горгорода» рэпер выпускал лишь несколько синглов и совместных треков с другими исполнителями.

В 2018 году, когда по России прокатилась волна запретов на выступления молодежных артистов, Оксимирон собрал концерт за свободу творчества «Я буду петь свою музыку». В августе 2019 года он пришел на митинг за свободные выборы в Москве, а позже запустил проект #сядьзатекст в поддержку фигурантов «московского дела». Кроме того, Федоров часто появлялся на судебных заседаниях в рамках этого процесса. На слушаниях по делу Самариддина Раджабова рэпер спросил у него, с кем бы тот захотел записать трек. «С тобой», — ответил Раджабов. Вскоре Мирон выложил запись «Ветер перемен» для батла Hip-Hop.ru, на которой были слова Раджабова, сказанные им в суде.
читать
читать
читать

«Все мои песни — это не просто песни. Это саундтреки наших жизней», — объясняла Ольга Бузова осенью 2019 года. К тому моменту у нее за плечами было уже два альбома, больше 15 клипов и около 40 треков.

Свой дебютный альбом «Под звуки поцелуев» Бузова выпустила за два года до этого — 6 октября 2017 года. Спустя 15 минут после релиза альбом занял первое место в российском топе iTunes.

Первый музыкальный альбом Ольги Бузовой

О том, что ведущая реалити-шоу «Дом-2» пробует себя в музыке, стало известно еще осенью 2016 года — тогда вышел одноименный промо-сингл альбома. За первый час он оказался на первой строчке чарта iTunes, а уже в феврале Бузова выступила с ним на ежегодном концерте-антологии Big Love Show.

Настоящий хит в ее арсенале появился в июне 2017 года. За день клип на песню «Мало половин» собрал почти миллион просмотров, а к концу 2019 года ролик посмотрели больше 41,7 млн раз. После этого визитной карточкой Бузовой стал фирменный танец: ритмичные движения бедрами и руки крест-накрест.

«В моей вселенной ты был господин, и никого вокруг, только ты один. Но оказалось, что ты не незаменим — я открываю мир других мужчин», — поет Бузова. По ее словам, во время выступлений она заново переживает каждую свою песню, вот только автор этих строк не сама Бузова, а ее друг рэпер ST.

«„Мало половин“ я подарил Оле. С нее я получаю авторские», — вспоминал ST. На лирику его вдохновил рассказ Бузовой о разводе с полузащитником «Локомотива» Дмитрием Тарасовым. По словам певицы, причиной расставания была измена футболиста. «Мне стало как-то так обидно за всю эту ситуацию, по-человечески захотелось ее поддержать», — рассказывал ST.
Со временем темы предательства и несчастной любви стали лейтмотивом творчества Бузовой. Они проглядываются как в ранних работах певицы — песнях «Привыкаю», «Хит-парад», «Люди не верили», так и в последних хитах — «Водице» и «Лайкере».

При этом певица раз за разом повторяет, что все еще верит в любовь. «Я убеждена на миллион процентов, что у каждого человека, как в Библии — каждой твари по паре, есть свой человек. Он где-то бродит на этой планете. И не знаю, когда произойдет это чувство вновь со мной. Может быть, это завтра случится», — говорит Бузова и подтверждает свои слова действием.

В августе 2018 года на канале ТНТ стартовало реалити-шоу «Замуж за Бузову», в рамках которого певица пыталась «найти свою любовь». Успехом затея не увенчалась, и Бузова предприняла вторую попытку — в октябре 2019 года ТНТ запустил новое романтическое реалити «План Б». Создатели обещали, что в этом шоу «Бузова найдет жену [Тимуру] Батрутдинову, а Батрутдинов найдет мужа Бузовой».

Отношений у Бузовой может и не быть, зато в разное время у нее были своя марка одежды Olga Buzova Design, криптовалюта Buzcoin и сеть ресторанов BuzFood. «Но это не бренд. Это я, — утверждает певица. — Я не выпячиваю это вот так вот: „Нате, берите меня, берите мой бренд“. Все это происходит само собой».
Инстаграм Бузовой долгое время был самым популярным в России: на певицу подписаны 17,2 млн человек. В 2018 году Бузову обогнал боец смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов — на него подписаны больше 18,2 млн пользователей.

В июле 2019 года 33-летняя Ольга Бузова заняла второе место в списке Forbes самых успешных звезд России до 40 лет. На первом — тот же Нурмагомедов.

Несмотря на все достижения, сама Бузова называет себя простой «русской девочкой», и именно за self-made образ ее уважают коллеги и любят фанаты, которых певица называет «мои люди».

«Секрет ее успеха в том, что она настоящая. Оля простой человек, который пережил большую боль предательства. Она ничего не скрывает и всегда на виду. И, конечно, ее песни очень чувственные, проникают в самую глубину души», — говорит в интервью RTVI президент фан-клуба Ольги Бузовой Илья Милькевич. И добавляет, что творчество певицы помогло ему выйти из депрессии и до сих пор поднимает настроение.
читать
Секрет ее успеха в том, что она настоящая. Оля простой человек, который пережил большую боль предательства. Она ничего не скрывает и всегда на виду. И, конечно, ее песни очень чувственные, проникают в самую глубину души
Илья Милькевич, президент фан-клуба Ольги Бузовой
В то же время Бузову нередко критикуют. «Залог ее успеха — в ее эпатаже. Больше она ничего не умеет», — считает продюсер Иосиф Пригожин. Певец Александр Панайотов, в свою очередь, отмечает, что не следует «чествовать ведущую реалити шоу, которая вдруг решила запеть», какой бы «замечательной девушкой» она ни была.

По словам певицы Светланы Лободы, сначала она тоже относилась к успеху Бузовой с непониманием, но позже поменяла свою точку зрения. «Ее синглы скачивают в iTunes — значит, это кому-то нужно, к этому нельзя относиться пренебрежительно», — рассуждает певица.

Первый показ фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя провели 23 октября 2017 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Именно здесь в свое время танцевала Матильда Кшесинская. Премьера могла быть еще более символичной, если бы ее провели в том же здании, но кино показали не на исторической, а на новой сцене. Пока зрители собирались в зале, с десяток православных активистов читали у театра молитвы. В руках одной из протестующих был плакат с надписью «Царь — помазанник Божий! Долой премьеры!».

Скандал вокруг фильма «Матильда»

Обсуждать фильм об отношениях Николая II и артистки балета начали еще осенью 2016 года, пока шел его монтаж. Выход картины тогда был запланирован на март. Но позже ее перенесли на октябрь — как утверждалось, чтобы снизить конкуренцию между «Матильдой» и голливудским кино. Прокатчики заверяли, что со скандалом вокруг картины это никак не связано.

К тому времени генпрокурору Юрию Чайке уже поступил запрос по поводу фильма. Противники картины утверждали, что у Матильды Кшесинской с Николаем II не было никаких отношений и авторы картины решили просто поиздеваться над чувствами верующих. «Фильм „Матильда“ Алексея Учителя является сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, глумление и клевету на одних из самых почитаемых святых нашей Церкви — Царя Николая II и членов его семьи», — говорилось в петиции за отмену проката «Матильды». Сам режиссер настаивал, что в целом сюжет правдив. «Естественно, что какой-то этической и исторической недостоверности мы бы не могли допустить. А то, что фантазия некая присутствует, — она допустима в любом художественном произведении», — отмечал Учитель.
Главным выразителем интересов верующих, которых картина оскорбила на уровне идеи, стала бывший прокурор Крыма, депутат Госдумы Наталья Поклонская. О ее особом отношении к последнему российскому императору было известно еще до «Матильды». Так, в мае 2016 года Поклонская прошла в колонне «Бессмертного полка» с чудотворной иконой Святого страстотерпца Николая II. Теперь Поклонская попросила проверить фильм Учителя на предмет оскорбления чувств верующих. Депутат добавила, что к ней обратилось «приличное количество граждан», которых она не могла проигнорировать. «Реакция людей уже дает звоночек, что что-то там не так, по всей видимости. Государь Николай Александрович является святым, мучеником, причислен церковью к лику святых. Я надеюсь, что все-таки — раз режиссер поясняет, что фильм еще не создан — он услышит мнение людей», — говорила она.

Результатом этой проверки депутат осталась недовольна — прокуратура не нашла нарушений. Во второй раз Поклонская попросила проверить сценарий и финансирование. Перед самой премьерой фильма представитель прокуратуры Александр Куренной рассказал, что ведомство получило 43 жалобы от депутата, по 41 прошли проверки, но нарушений не нашли. «Я фильм не видел. Как я могу что-то говорить? Если Поклонская видела, она, наверное, поэтому в дискуссию и вступила», — комментировал запросы Поклонской Юрий Чайка. Сама она, правда, признала, что фильм не смотрела и «мараться» не собирается.

Конфликт вокруг фильма обострился к январю 2017 года, когда организация «Христианское государство — Святая Русь» начала рассылать в кинотеатры письма с требованием отказаться от проката «Матильды». Даже баннер или афишу фильма там обещали трактовать как «желание унизить святых православной церкви и провокацию к „русскому майдану“». Если лента выйдет на экраны, «кинотеатры реально начнут поджигать», говорилось в письмах.

Одними угрозами не обошлось. В Екатеринбурге мужчина на УАЗе протаранил здание кинотеатра. В машине нашли баллоны с газом и контейнер с бензином. Издание Znak.com со ссылкой на близкий к следствию источник сообщало, что он хотел взорвать кинотеатр из-за того, что там будут показывать «Матильду». Суд направил мужчину на принудительное лечение.

Нападали и на студию Учителя «Лендок»: неизвестные забросали здание «коктейлями Молотова». В Москве у офиса его адвоката подожгли два автомобиля и разбросали листовки «Гореть за Матильду». Вскоре подозреваемого в поджоге машин задержали, им оказался лидер организации «Христианское государство» Александр Калинин. Позднее его осудили на год.

«Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?» — комментировал скандал министр культуры Владимир Мединский.
читать
читать
«Мне кажется, это яркий пример того, что православный фундаментализм — исламский, любой фундаментализм, — устроен одинаково. Это мировое явление, мракобесы всего мира ведут себя абсолютно одинаково», — говорит в интервью RTVI о конфликте вокруг «Матильды» журналист Михаил Зыгарь. При этом он отмечает, что качество ленты Учителя «отступает на двадцать пятый план» по сравнению с «мракобесной волной», которую она вызвала.

«Отсмотрел „Матильду“ и хочу сказать: самое интересное в фильме „Матильда“ — это скандалы, которые связаны с фильмом „Матильда“», — писал после премьеры картины кинокритик Евгений Баженов, известный как BadComedian. В этом мнении он был не одинок.

Рейтинг фильма на «Кинопоиске» — 5,7 из 10. Невысокими оказались и его сборы. В 2019 году «Проект» сообщил, что «Матильда» — самая провальная картина, которую поддержал «Фонд кино». При бюджете в 1,5 млрд рублей она собрала 537 млн. Убыток составил 1,28 млрд рублей.
читать
2018
«Уже 10 лет я нахожусь в таком „салонном режиме“, и вдруг я почувствовал себя практически певицей Шер, которая в 51 записала песню Believe, выпустила танцевальный альбом и вот уже 20 лет является, скажем так, диско-законодателем танцевальной музыки», — рассказывал Филипп Киркоров весной 2018 года.

«Переломным» для певца в его 51 стал «Цвет настроения синий». Текст и музыку для песни написал Антон Пустовой, а музыкальным продюсером выступила Светлана Лобода. Возможно, этот трек так и остался бы очередным хитом Киркорова для его классической аудитории, но клип, который вышел следом, явно выходил за рамки «салонного режима».

«Цвет настроения синий» и другие эксперименты Филиппа Киркорова

«Король российской эстрады», сбрив бороду, перевоплотился в 18-летнего подростка с прической рэпера Face. Концентрация знаменитостей, которые снялись в ролике в необычных образах, буквально зашкаливала. «Кайф в том, что мы нарядили Филиппа в костюм и прокатили его в тележке по „Авиапарку". Нарядили Олю Бузову — и отправили ее (кассиром) в „Дикси". Мое тщеславие просто горело огнем: „Боже, мы это сделали!" Лепса нарядили в бомжа, Тимати надел плохую одежду и вышел с чужими детьми. Пригласили суперскую влогершу-трансгендера из Америки — я нашел ее в инстаграме, она приехала и станцевала. И все снялись за хорошее, красивое селфи с Филиппом Киркоровым», — вспоминал Александр Гудков, который вместе с коллегами из продакшн-команды Fastfoxes придумал клип на песню «Цвет настроения синий». Спродюсировал видео Иван Ургант.
Собственно, благодаря шоу Урганта у Киркорова и появилась возможность близко познакомиться с работой креативной группы Fastfoxes, которая пишет сценарии и снимает видео для «Вечернего Урганта». За год до эксперимента с «Цветом настроения» певец снялся в одном из таких роликов. В нем Ургант с Киркоровым пародировали молодых ютьюб-блогеров и популярные челленджи — по сюжету они остались на ночь в закрытом супермаркете, подбрасывали бутылки с водой и ели кукурузу, насаженную на дрель. «Видео набрало много просмотров. Думаю, это тоже стало причиной, почему он пришел к нам за клипом», — говорил один из авторов Fastfoxes Вадим Селезнев.
читать
За сутки клип на песню «Цвет настроения синий» посмотрели 3 млн раз, а к концу 2019 года — почти 60 млн. Но клип при этом понравился не всем. Среди недовольных даже нашлись те, кто организовал сбор подписей с требованием лишить Киркорова звания народного артиста России — за то, что в видео «открыто пропагандируется распущенное и развратное поведение», есть сцены употребления алкоголя и используется нецензурная лексика. На это певец отреагировал просто: «Пока там со мной борются и собирают подписи под „петициями против моего настроения в синем“ — наше „Настроение в цвете синем“ успело возглавить хит-парады в главных чартах».

За «Цветом» последовала совместная работа с Николаем Басковым — «Ибица». Сюжет строился на соперничестве артистов на съемочной площадке. Так они иронизировали над слухами об их многолетней вражде. «Считаю, что Филипп сделал великолепный кульбит, проникся, пропитался духом постмодернизма, преодолел собственный пафос и стал способен к самоиронии», — отзывался о клипе музыкант Сергей Шнуров, который сам снялся в «Ибице» в качестве гостя.
Видео набрало 25 млн просмотров. Но дизлайков у него оказалось больше, чем отметок «нравится». Возможно, дело в «туалетном юморе» и шутках про возраст и внешность, которых здесь с избытком.

Ролик возмутил, к примеру, генерального директора МИА «Россия сегодня», телеведущего Дмитрия Киселева. Причем настолько, что он посвятил клипу отдельную заметку. «Это отвратительная мерзость. Певцы причалили в грязной зоне интернета, и, судя по всему, барахтанье там обоим доставляет удовольствие... Эстетика в клипе низкопробна. Чего стоит хотя бы сцена, когда Баскова тошнит в кабинке биотуалета, а Киркоров ударом ноги эту кабинку переворачивает, и тот, кто внутри, купается в нечистотах. Это что, так артисты оценивают уровень культурного запроса своей публики?» — писал Киселев.

Ответом на критику стало еще одно видео от Баскова и Киркорова. Они записали своеобразное извинение — правда, тоже не без иронии. «Не уходи, постой, фанатка! Мы заслужили все дизлайки!... Не уходи, прости тупых артистов! Мы хотели пошутить, но задели твои чувства», — спели Киркоров с Басковым в небольшом ролике, где они спародировали клип рэперов Канье Уэста и Лил Пампа, который побил рекорд просмотров на ютьюбе.

За несколько дней до ролика с «извинениями» и через неделю после «Ибицы» Киркоров выпустил ремейк своего успешного хита, только теперь цвет настроения был не синим, а черным. Новую версию он спел вместе с Егором Кридом, также записав с ним совместный клип. Интересно, что у этого видео просмотров в итоге оказалось больше, чем у первого: его посмотрели 135 млн раз.

Клип на «Цвет настроения черный» снимал режиссер Заур Засеев. По сюжету Тимати предлагает Киркорову стать членом лейбла Black Star, певец соглашается и меняет образ. Ролик снова полон самоиронии: «король эстрады» приезжает на съемки в перьях, золоте и стразах на бесконечном лимузине. «Пацаны, чтобы все получилось, нужно добавить в клип как можно больше спонсоров», — говорит Тимати, и рекламные интеграции доводят до абсурда.
читать
Примечательно, что за 6 лет до этих съемок у Тимати и Киркорова был конфликт. Тогда рэпер написал о несправедливом распределении наград на «Премии Муз-ТВ». Обмен репликами закончился тем, что Тимати записал видео на манер популярного ролика «Ты кто такой? Давай, до свидания!». В нем он прошелся не только по Киркорову, но и вообще по российскому шоу-бизнесу. Спустя несколько лет артисты помирились и даже выпустили совместный трек.

В рэперы Киркорова, кстати, «записали» за год до «Цвета настроения». В 2017 его позвали в жюри музыкального шоу «Успех» на канале СТС. Начинающих певцов также оценивал Вячеслав Машнов, известный как Гнойный или Слава КПСС. В финале рэпер принял певца в движение «Антихайп», а еще раньше начал исполнять его хит «Зайка моя» на своих концертах.

С этой же песней, написанной в 1995 году, Киркоров пришел на альтернативный «новогодний огонек» в канун 2019 года. За столиком с Гудковым он появился после выступлений в «Голубом Урганте» Монеточки, Гречки, Little Big и других популярных молодежных исполнителей. «Да ты завтра будешь на всех каналах и так, из каждого телевизора. Тебе мало?» — спросил Ургант. Когда Киркоров все-таки запел, съемочная группа и зрители ушли, прожекторы погасли, а певец остался в студии один.
читать

«Если б мне платили каждый раз, каждый раз, когда я думаю о тебе», — к концу лета 2018 года, пожалуй, каждый мог продолжить эти строчки из нового альбома Елизаветы Гырдымовой, больше известной как Лиза Монеточка.

За два года до этого она записала на диктофон и выложила в интернет несколько своих песен, исполненных под синтезатор. Одной из них была «Мамочка, я не зигую» — перепевка «Женщина, я не танцую» Стаса Костюшкина. Короткие песенки стали своеобразными мемами, которые распространялись по соцсетям. Шарма придавало и то, что все это исполняла ученица 11-го класса екатеринбургской школы.

В своих ранних интервью Монеточка рассказывала, что любит спорить с одноклассниками о феминизме, вегетарианстве, политике. Уже тогда появились подозрения, что ее кто-то курирует и треки для нее придумывают другие авторы. Сама Монеточка уверяла, что она — не продюсерский проект.

Монеточка и Гречка

После первой волны популярности Лиза уехала учиться в Москву во ВГИК на продюсера, в столице познакомилась с рэперами Noize MC, Славой КПСС, а также с Виктором «БЦХ» Исаевым. Именно он добавил в ее музыку того, чего не хватало милой юной певице с высоким голосом, исполняющей песни под аккомпанемент фортепиано: насыщенного звучания и грува. Первая совместная работа — «Последняя дискотека» — стала своеобразным аперитивом, дальше была полноценная пластинка — альбом «Раскраски для взрослых». Помимо звучания, интереснее стали и тексты. В них находили пересечения с авторами Серебряного века, Виктором Цоем и русским фольклором. Музыкальный обозреватель Александр Горбачев назвал эту пластинку главным поп-альбомом года новой большой российской поп-певицы — с собственной интонацией и собственным музыкальным языком.

Между тем музыкальный критик, журналист Юрий Сапрыкин в разговоре с RTVI предположил, что успех Монеточки можно объяснить амбивалентностью ее творчества. «Это новая интонация, которая, как мне кажется, строится на каком-то постоянном еле уловимом мерцании между разными противоположностями. Ты не понимаешь: она поет всерьез, или это ирония. Непонятно — она настоящая или кукольная? Дискотека 90-х, на которой строится этот альбом, — это циничная стилизация? Или им правда это нравится и они хотят играть такую музыку?» — задается вопросами Сапрыкин.


Монеточка, впрочем, не единственная юная певица, чьи песни начали слушать по всей России. Еще одним голосом поколения в 2018 году начали называть певицу Гречку (Анастасию Иванову), которая на Монеточку мало похожа. Она выросла в Кингисеппе — небольшом городе в 130 километрах от Петербурга. В старших классах школьница брала гитару и перепевала известные песни на городских улицах, свои песни тоже играла, но в них мало кто верил, говорила Гречка.

Чтобы перебраться в Петербург, она поступила в первое попавшееся учебное заведение. Им оказался колледж водных ресурсов. «Я не знала, куда мне поступать, и пошла просто наобум, чтобы переехать», — объясняла Анастасия. В Петербурге она выступила в клубе «Ионотека» — центре притяжения независимой музыки. Его основатель Александр Ионов записал Гречку, добавив к вокалу с акустической гитарой бас и барабаны.

Во многом ее тексты не отличались образностью и иносказательностью. У Гречки все просто и понятно: «Мама, прости, я так хочу бухать, и если мне приспичит, то я пойду блевать». В текстах — картина жизни подростка городских окраин: вписки, дешевый алкоголь и, конечно же, любовь. Задор и напор Гречки начали сравнивать с Земфирой, когда та была в начале творческого пути.

Это сравнение не оценила, например, Монеточка. «Мне, честно, кажется, что Настя (Гречка) покруче будет, чем Земфира. Для меня она трушнее. Земфира — очень сложный человек, закрытый, непонятный», — рассуждала Монеточка.
Не осталась в стороне и сама Земфира, которая в кои-то веки нарушила свое молчание. «Гречка — очень плохо. Ужасные голос и внешность. Воспринимать сложно — петь не умеет, тексты не убеждают, ну и очень некрасивая. Монеточка — отличные тексты! Нормально выглядит, в отличие от Гречки. Но голос — омерзительный. Вокальный тембр — тот же инструмент. Если он приятен, можно петь всякую чушь — пример: Жанна Агузарова», — написала Земфира в фейсбуке.

«Монеточка вполне могла бы стать новой Земфирой. У нее интересные тексты. Мне не нравится ее пищащий кукольный голосок. Ну не нравится, что я могу сказать?» — рассуждал в свою очередь в эфире RTVI музыкальный критик Артемий Троицкий. Не обошелся он и без критики в адрес Анастасии Ивановой: «Гречка на меня вообще не производит впечатление. То есть я могу понять, почему стала популярна Монеточка, я не могу понять, почему стала популярна Гречка. На самом деле, есть вещи мистические».
Как бы то ни было, за пару лет как Гречка, так и Монеточка выступили почти на всех главных фестивалях страны: это и «Пикник „Афиши“», и «Стереолето», VK Fest, «Боль». Последний, к слову, стал еще одной приметой времени и во второй половине десятилетия превратился в одно из главных событий в отечественной музыкальной отрасли. Мрачноватое название устроителей не смущает. «„Боль“ — это фестиваль молодости, всё. Почему он должен называться как-то по-другому?.. Молодежь правильно считывает это название. Если ты сомневаешься, правильно ли это, то, скорее всего, ты уже взрослый, старый», — говорят организаторы.

А вот один из старейших российских фестивалей — «Нашествие» — наоборот, к концу десятилетия свой задор во многом растерял. В 2018 году Монеточка отказалась выступать на его сцене. Свое решение она не пояснила, но прикрепила к посту с извинением перед поклонниками песню ДДТ «Не стреляй». В том же году не стали участвовать в «Нашествии» и другие группы: «Элизиум», «Порнофильмы», «Йорш», «Пошлая Молли» и Distemper. Причиной стало сотрудничество фестиваля с Минобороны.

Роман «Петровы в гриппе и вокруг него» был не первой книгой Алексея Сальникова. До этого он писал и стихи (например, «Людилошади»), и прозу («Отдел»). «Петровых» впервые напечатали еще в 2016 году в журнале «Волга», но разошелся роман не сразу. В 2017 году он стал финалистом «Большой книги». По традиции тексты авторов, которые попали в шорт-лист, бесплатно выкладывают в открытый доступ. Так «Петровы» оказались на Bookmate — и обрели популярность.

В феврале 2018 года Сальников получил за свою книгу премию НОС в номинации «Приз критического сообщества» — формально награда относилась еще к 2017 году. Роман наперебой хвалили в самых разных российских СМИ. Литературный критик Анна Наринская, например, писала, что «успехом книги Алексея Сальникова можно мерить, что такое книжный успех в России сегодня».

«Месяца три назад об Алексее Сальникове и книге „Петровы в гриппе и вокруг него“ слышали даже не все литературные критики. Теперь книгу бурно обсуждают в соцсетях, ей интересуются далекие от литературы журналы и радиостанции», — отмечал главный редактор литературного проекта «Горький» Константин Мильчин.

В мае 2018 года за «Петровых в гриппе» Сальникову присудили премию «Национальный бестселлер». Как утверждал писатель, к наградам он не стремился, «просто писал книжку у себя на ободранной кухне» и результатом был удивлен. Одним из факторов успеха Сальников называл рецензию критика Галины Юзефович, которую та написала осенью 2017 года. «Бумажные издатели Сальникова пока игнорируют, но, хочется думать, вот-вот проснутся, потому что книги такой яркости и новизны по-русски появляются хорошо если раз в пять лет», — рассуждала тогда Юзефович. Вскоре после этого роман вышел и в печатном виде.

«Нацбест» у «Петровых в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова

Писатель Алексей Сальников во время церемонии вручения премии «Национальный бестселлер», 26 мая 2018 года
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
Алексей Сальников — уроженец эстонского Тарту, но с шести лет живет на Урале. По словам писателя, на «Петровых в гриппе» сильно повлияла особая ментальность, присущая Екатеринбургу. «Мне кажется, у нас в городе есть своя атмосфера, в которой авторы начинают мыслить в общем ключе. Говорят, что существует петербургский стиль, по-моему, уже и екатеринбургский появляется», — говорил Сальников.

На особую эстетику романа обращает внимание и писатель Дмитрий Быков. «Там очень точно поймано ощущение современной провинциальной жизни. Такого тотального тупика, бесперспективняка, и постоянного страха за близких, и постоянного раздражения», — объясняет Быков в разговоре с RTVI.
Сальников учился на факультете литературного творчества, но поработать ему довелось и сторожем, и разнорабочим в котельной, и автослесарем.

Жена писателя — филолог и первый рецензент его произведений. После прочтения «Петровых в гриппе» честно призналась, что ничего не поняла. Впрочем, не она одна: читатели и критики так и не пришли к единому мнению насчет того, что же именно произошло в романе.

Явного сюжета, как соглашается и сам Алексей Сальников, в «Петровых» нет. Роман задумывался как ностальгия о 2000-х годах — точнее, о том времени, которое прошло от появления сотовой связи до общедоступного интернета.
Сальников использует болезнь так же, как другие писатели алкоголь, наркотики, безумие
Игорь Гулин, критик
Вынесенный в название книги грипп — состояние, пронизывающее всю книгу. «Сальников использует болезнь так же, как другие писатели алкоголь, наркотики, безумие», — утверждает критик Игорь Гулин.

Роман начинается с того, что гриппующий автослесарь Петров-старший выходит из автобуса и видит катафалк, на пассажирском кресле которого сидит его знакомый. Встреча оборачивается попойкой. В итоге Петров оказывается на окраине города, тащится домой, а там его ждет такая же гриппующая бывшая жена и такой же гриппующий сын. В бреду болезни герои книги раскрываются как, мягко говоря, необычные люди со своими темными тайнами.
Сам Сальников о романе говорит так: «Книжка — веселый Уроборос. Даже если не все поймете, хотя бы посмеетесь. Детектив наоборот, где вести расследование придется вам самим, при этом искать нужно вовсе не убийцу».

Уже в 2020 году «Петровых» можно будет не только прочитать, но и посмотреть. На январь намечена премьера спектакля по «Петровым» в «Гоголь-центре». Автором инсценировки выступает Кирилл Серебренников. Он же снимает по книге фильм, главные роли в котором сыграют Семен Серзин и Чулпан Хаматова.
читать
читать
«Я просто совершенно не представляю, что там экранизировать. Но, с другой стороны, перевод произведения на язык кино — это ж то же самое, та же самая петрушка. Я не против любой из интерпретаций романа. Я не буду, как Лем про Тарковского, гадости говорить», — заверял Сальников в интервью RTVI.

Один из крупнейших мировых стриминговых сервисов Netflix начал активно наступать на российский рынок в 2017 году. Тогда продюсерский центр Александра Цекало продал компании права на шесть сериалов. Позже в онлайн-кинотеатр ушел «Троцкий» с Константином Хабенским. Среди последних приобретений платформы — сериал «Лучше, чем люди», который продали за рекордный для России $1 млн.

Кинокритик Егор Москвитин в беседе с RTVI отмечает, что Netflix и HBO достигли полного насыщения на территории США, а потому начали искать новые рынки.

В России к тому времени уже существовало несколько стриминговых сервисов. Например, еще в 2013 году запустили «Амедиатеку», которая агрегировала контент компании «Амедиа». Площадка называет себя «домом HBO» — именно здесь показывали «Игру престолов» в русской озвучке одновременно с премьерой в мире.

Уже в 2017 году появился онлайн-кинотеатр Start продюсерской компании Yellow, Black & White, который занялся производством оригинального продукта. Так, сервис выпустил сериалы «Шторм» от режиссера «Аритмии» Бориса Хлебникова, «Бывшие» с Любовью Аксеновой и Денисом Шведовым и «Содержанки» от театрального режиссера Константина Богомолова.

«Домашний арест», «Звоните ДиКаприо!», Александр Петров и стриминговые сервисы в России

читать
читать
Другим «пионером» на российском рынке был сервис ТНТ-Premier (позже — Premier). Генеральный продюсер телеканала ТНТ Александр Дулерайн в разговоре с RTVI говорит, что запуск платформы был единственной возможностью двигаться вперед. «Мы можем посмотреть на американский опыт. Там все так и происходит... Просто интернет — это способ рассказывать истории, которые экономически невозможны на традиционном телевидении», — объясняет Дулерайн.

Одним из флагманских сериалов Premier стал «Домашний арест» от сценариста и продюсера Семена Слепакова. Это история мэра небольшого городка Синеозерска, которого поймали на взятке и отправили под домашний арест. Только жить ему приходится не в своем загородном особняке, а по месту прописки — в коммунальной квартире, где он провел детство.
Слепаков признался, что ему было крайне обидно читать отзывы, что сериал — «заказ Кремля». «Я ненавижу крайности. Что пытался я в сериале сделать? Я специально делал людей с крайними позициями: взяточника, оппозиционерку и так далее. И сталкивал их между собой, чтобы показать, что не бывает черного и белого», — говорил Слепаков. По его словам, над сериалом работали больше двух лет. Сейчас рейтинг «Домашнего ареста» на «Кинопоиске» — 8 баллов.

Другим ярким проектом сервиса стал сериал режиссера Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо!». В центре сюжета — история успешного актера Егора Румянцева, который обнаруживает у себя ВИЧ. Вторая линия рассказывает о его брате Льве — тоже актере, который, правда, ведет передачу а-ля «очумелые ручки» и лишь мечтает о карьере большого артиста.

Роль Льва досталась бывшему КВНщику Андрею Бурковскому, а главного героя сыграл Александр Петров — пожалуй, даже более успешный и избалованный славой актер, чем его герой в «Звоните ДиКаприо!». Во второй половине десятилетия Петров стал одной из самых востребованных звезд российского кино. В 2018 году РБК оценивал его съемочную смену в 200-250 тысяч рублей.