Подземная река
ФОТОПРОЕКТ
ДМИТРИЙ ЕРМАКОВ
Это проект о малоизвестной, но древней и богатой культуре, которая существует в России от Петербурга до Западной Сибири. В отличие от славян-родноверов, финно-угорские люди никогда не теряли свою традицию. Поэтому — живая — она не до такой степени наполнена лубочностью и «игрушечностью», которые всегда возникают при собирании традиции «по крупицам» из исторических источников. Люди в далеких от цивилизации селах до сих пор справляют обряды своих предков, верят в силы природы. На фотографиях нет «ряженых» и театральной постановки, это их жизнь. Молодые стараются им помочь… но в большинстве своем, конечно же, уезжают за длинным рублем в города и становятся «рядовыми российскими манагерами», частично или полностью отрываясь от корней.

Но кто-то остается. Даже и молодежь в некоторых регионах начинает понимать ценность своих корней в мире, где царит глобализация и образ жизни меняется все быстрее.
Эти люди — русские, но не русские. В России их как минимум четыре миллиона, но о них редко говорят. Они общаются на разных языках, но их объединяет простая житейская мудрость и родство с землей — будто люди являются ее продолжением, как камни и деревья. Они язычники или, приняв христианство/ислам, еще язычествуют, не вполне это осознавая. Их мир иной, полный архаики и детской жестокой прямоты.
Еще великий русский поэт Блок писал: чудь начудила и меря намерила. Здесь жили пантеисты и колдуны, главной религией которых всегда была природа. Это финно-угорская земля. Народы той цивилизации были и остаются первыми ее обитателями, от них пошли многие наши обычаи и сказки, да и наши корни — как выяснилось, мои в том числе.
Если проехать всего километров 200-300 на восток от Москвы или Петербурга, сквозь привычную реальность депрессивного провинциального быта на нас глядит финно-угорская матрица, которая тянется до Урала и дальше. Следы традиции живы во многих приволжских деревнях. А дальше, за Камой, где влияние православия никогда не было сильным, живут десятки тысяч подлинных язычников. Такое явление в якобы тотально православной России — молчаливое согласие народа с властями.
Не любой гость сразу поймет глубину. Обрядовость здесь неяркая: в отличие, скажем, от народов Сибири, у удмуртов или мари нет ослепительно красивых нарядов, эффектного горлового пения. Здешнее язычество вообще не об эффектности, оно очень спокойное.
А еще молчат об этом, потому что есть темная сторона. История из удмуртской деревни: председатель колхоза сплавил по реке на дрова молельную избу-куалу, а через несколько дней ему одержимый отсек голову. И таких историй много. Возможно, что-то из них — вымысел, но в каждой шутке только доля шутки.
Вот и живут эти люди в «параллельной реальности». Сколько еще она просуществует в наш век стремительного глобализма? Пока еще можно слышать их мудрость, смотреть на природу, мир и самого себя их глазами. Эти фотографии сделаны в разных местах, где живут финно-угры — от Ленинградской области до Камы. Хочется верить, что и через 100 лет эти народы останутся собой.
 
 
 
 
 
 
 
 
Эти люди — русские, но не русские. В России их как минимум четыре миллиона, но о них редко говорят. Они общаются на разных языках, но их объединяет простая житейская мудрость и родство с землей — будто люди являются ее продолжением, как камни и деревья. Они язычники или, приняв христианство/ислам, еще язычествуют, не вполне это осознавая. Их мир иной, полный архаики и детской жестокой прямоты.
 
 
 
 
 
 
 
 
Еще великий русский поэт Блок писал: чудь начудила и меря намерила. Здесь жили пантеисты и колдуны, главной религией которых всегда была природа. Это финно-угорская земля. Народы той цивилизации были и остаются первыми ее обитателями, от них пошли многие наши обычаи и сказки, да и наши корни — как выяснилось, мои в том числе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Если проехать всего километров 200-300 на восток от Москвы или Петербурга, сквозь привычную реальность депрессивного провинциального быта на нас глядит финно-угорская матрица, которая тянется до Урала и дальше. Следы традиции живы во многих приволжских деревнях. А дальше, за Камой, где влияние православия никогда не было сильным, живут десятки тысяч подлинных язычников. Такое явление в якобы тотально православной России — молчаливое согласие народа с властями.
 
 
 
 
 
 
 
 
Не любой гость сразу поймет глубину. Обрядовость здесь неяркая: в отличие, скажем, от народов Сибири, у удмуртов или мари нет ослепительно красивых нарядов, эффектного горлового пения. Здешнее язычество вообще не об эффектности, оно очень спокойное.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А еще молчат об этом, потому что есть темная сторона. История из удмуртской деревни: председатель колхоза сплавил по реке на дрова молельную избу-куалу, а через несколько дней ему одержимый отсек голову. И таких историй много. Возможно, что-то из них — вымысел, но в каждой шутке только доля шутки.
 
 
 
 
 
 
 
 
Вот и живут эти люди в «параллельной реальности». Сколько еще она просуществует в наш век стремительного глобализма? Пока еще можно слышать их мудрость, смотреть на природу, мир и самого себя их глазами. Эти фотографии сделаны в разных местах, где живут финно-угры — от Ленинградской области до Камы. Хочется верить, что и через 100 лет эти народы останутся собой.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С другими работами Дмитрия Ермакова вы можете ознакомиться на сайте автора.