В США снова продают чертежи для изготовления огнестрельного оружия на 3D-принтерах. Судья Роберт Ласник в Сиэтле продлил запрет на свободное распространение схем в интернете, но разработчики уже нашли способы обойти запрет. За это время схемы смогли скачать больше 100 тысяч человек. О том, чем это грозит американскому обществу, — в материале Романа Перла.

Судью Роберта Ласника благодарят все. Противники пластикового оружия — за наложенный запрет, сторонники — за оставленную возможность. В решении суда прописано, что разработчики не имеют права выкладывать чертежи в свободный доступ. Но могут отправлять по электронной почте, обычной почте и высылать пользователям по защищенным протоколам. Директор Defense Distributed Коди Уилсон благодарен еще и за хорошую рекламную компанию.

Коди Уилсон, управляющий директор компании Defense Distributed: «Люди будут и дальше получать эти файлы. Я продолжу их продавать. И нас ждет колоссальный успех из-за всей этой шумихи. Единственное, что пострадало — ваше право говорить, право выкладывать что-либо в интернет. Власти пытаются контролировать, что может делать владелец сайта или посетитель. И мне нужна ваша помощь. Я знаю, многие из вас не заинтересованы в оружии, но я думаю, вы заинтересованы в Первой поправке к Конституции США».

Первый пистолет, напечатанный на принтере из пластика, Уилсон представил в 2013 году. Он назвал оружие «Либератор» — в честь однозарядного американского пистолета времен Второй мировой. Чертежи были выложены в открытый доступ, их скачали сто тысяч человек. Вскоре власти опомнились и распространение запретили. Летом этого года Дональд Трамп снова разрешил публикацию и урегулировал все судебные споры с Defense Distributed.

Боб Фергюссон, генпрокурор штата Вашингтон: «Администрация Трампа решила предоставить доступ к огнестрельному оружию, которое невозможно отследить, любому преступнику, домашнему насильнику или террористу. Любому, у кого есть ноутбук и 3D-принтер. Позвольте прояснить: не будет проверки личности, периода ожидания, серийного номера. И это оружие не увидят рамки металлодетектора».

Решение президента вызвало неоднозначную реакцию, в том числе и среди республиканцев. Сенатор от Аляски Лиза Мурковски заявила: «Хотя я убежденная сторонница Второй поправки к Конституции США, это неправильно». Да и сам Трамп написал в твиттере, что не считает это разумным. Впрочем, глава государства от дальнейшей дискуссии устранился, ссылаясь на поправки к конституции — Первую (о свободе слова) и Вторую (о праве на оружие).

Рени Хопкинс, исполнительный директор Alliance for Gun Responsibility: «По всей стране — и на федеральном уровне, и на уровне штатов — люди действительно обеспокоены действиями администрации Трампа. Не надо было так поступать. Как сказал генеральный прокурор, они действительно вышли из игры. Правительство выиграло суд по этому делу больше 18 месяцев назад. Зачем надо было принимать это решение? Понятно, что это политический ход, и он ставит под угрозу жизни людей в нашей стране».

В США и за их пределами специалистов в области безопасности волнуют несколько моментов — пластиковый пистолет не засечь рамками металлодетектора, на нем нет серийного номера — то есть не отследить, кому принадлежит конкретное оружие. Кроме того, к производству получают доступ почти все. И последний аргумент для разработчиков чертежей скорее плюс, чем минус.

Коди Уилсон, управляющий директор компании Defense Distributed: «Это настольный станок. Небольшой станок, которым вы можете пользоваться у себя дома. Существуют, вы знаете, большие станки — вертикальные, с числовым программным управлением. А такой компьютеризированный станок занимает мало места и может производить для вас, например, детали пистолета».

Сторонники Уилсона обращают внимание — купить пистолет на черном рынке и так может любой агрессивный или нездоровый человек. Что касается рамок, в конструкцию того же «Либератора» власти еще в 2013 году заставили внести изменения — добавить металлическую деталь, которую потом нельзя изъять. Ну а производство оружия и так было доступно всем, только обходилось дороже.

Дэвид Копель, директор по исследованиям в Независимом институте: «Но закон, позволяющий создавать оружие для личного пользования, был всегда. Если вы хотите такое оружие отдать или продать кому-то, даже если вы его знаете, вам нужна лицензия на производство. Но сделать для себя закон позволял. Примерно как с едой, которую вы можете вырастить в своем саду».

Уилсон уже собирает заказы, чтобы вскоре разослать по всей стране флешки с чертежами. Говорит, что благодаря прокурору превращается в настоящего коммерсанта. И что счастлив превратиться в «оружейный iTunes», раз уж не получилось создать «оружейный Napster».