В Сочи прошла очередная встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина — четвертая за последние два месяца. Целых три дня президенты обсуждали ключевые вопросы двусторонних отношений. Но многие уверены, что речь шла о другом: в 20-летнюю годовщину создания Союзного государства Москва хочет превратить его в единое, а Минск сопротивляется. Корреспондент RTVI Дмитрий Новиков отправился в Минск и узнал, что о «глубокой интеграции» думают в Беларуси.
84-летний Станислав Шушкевич в прошлом — первый руководитель независимой Беларуси, а сейчас — диссидент на своей Родине. Почти 30 лет назад он был одним из тех, кто подписал документ о распаде СССР. Теперь он считает, что времена Советского Союза возвращаются. Шушкевич даже написал книгу «Моя жизнь: распад и воскрешение СССР». Издавать ее пришлось за границей.
Последние полгода отношения России и Беларуси крайне нестабильны: их трясет то в одну сторону, то в другую. Москва и Минск то ругаются вдрызг, то катаются на лыжах и смотрят в светлое будущее.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Официально это объясняют экономикой, но не все так оптимистично смотрят на отношения соседствующих стран.
Станислав Шушкевич, бывший председатель Верховного Совета Беларуси: «Путин хочет съесть Беларусь. Это совершенно очевидно. Но благопристойным образом».
Союзный договор фактически был прощальным подарком уходящего Бориса Ельцина Владимиру Путину. Документ был подписан буквально за три недели до того, как Ельцин ушел в отставку.
Следующие 18 лет Россия и Беларусь только и делали, что заигрывали друг с другом. В массовом сознании давно укрепился образ «хитрого батьки», который хочет получить все и сразу, не отдавая ничего взамен.
Валерий Карбалевич, политолог: «Как говорят в Беларуси — газ и нефть в обмен на поцелуи. Но поцелуи не имеют точную рыночную цену и меняются в зависимости от обстоятельств».
Но пять лет назад обстоятельства изменились: экономический кризис, политические проблемы из-за Крыма, Донбасса и санкций. Наступил момент, когда в Кремле задумались: может быть хватит кормить Беларусь деньгами в обмен на обещания?
Олег Гайдукевич, заместитель руководителя партии ЛДПБ: «Кто-то начинает говорить глупости о вхождении в состав России. Во-первых, это невозможно. Во-вторых, я убежден, что президент России таких мыслей не имеет. А президент Беларуси об этом очень четко сказал: „Никогда такого разговора не было, нет и не будет. Все это спекуляции и попытки нас поссорить‟».
Либерал-демократы формально в оппозиции, но по выступлениям партийцев можно заключить, что они выражают точку зрения президента Лукашенко. Но не соглашаются с «батькой»: поссорить Россию и Беларусь хотят не они, а коммерческие интересы и Запад.
Олег Гайдукевич, заместитель руководителя партии ЛДПБ: «В основе лежат экономика и желание определенных российских корпораций заработать больше денег. Они не думают об интеграции. Они думают, как заработать больше здесь и сейчас».
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Правда, пока непонятно, как Запад собирается организовывать в Минске протестный Майдан. За два десятилетия оппозиция в Беларуси десятки раз выходила на массовые акции, но Лукашенко их всех подавлял, а затем и фактически разгромил оппозицию. Но некоторые видят в этом и опасность для самого президента.
Игорь Борисов, председатель партии «Грамада»: «Белорусский Майдан — ловушка как для Лукашенко, так и для белорусской оппозиции».
Партия «Грамада» — одна из старейших в республике и считается проевропейской. По мнению ее членов, Минск должен войти в Европу вместе с Москвой, иначе это может стать поводом для вторжения в Беларусь.
Игорь Борисов, председатель партии «Грамада»: «Если призываешь к смене власти через площадь — а у нас не Майдан, у нас площадь — то у Лукашенко всегда есть козырь: придут русские под видом „оказать поддержку‟. Могут прийти и остаться».
Валерий Карбалевич, политолог: «Вопрос о том, что в Беларуси диктатура, Запад волнует меньше, чем угроза того, что Беларусь может быть присоединена к России».
Эта позиция вполне устраивает Минск. Запад не будет пытаться поменять власть в Беларуси, опасаясь реакции России. А что касается Москвы, то с ней можно дружить и покрепче, главное — не переходить границы.
Олег Гайдукевич, заместитель руководителя партии ЛДПБ: «Беларусь была, есть и будет суверенным государством, мы всегда были и будем суверенны, с момента развала СССР прошло уже столько лет, мы стали полноценным независимым государством. Мы состоялись».
Можно сказать и по-другому: Беларусь обложена со всех сторон флажками. С одной стороны — Европа, которая никогда не полюбит Александра Григорьевича, с другой — Россия, явно настроенная в духе «Минск — наш». Но за четверть века Александр Лукашенко уже к этому привык: обстоятельства меняются, а он остается.