Басманный суд Москвы арестовал на два месяца главу инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви. Одного из крупнейших в России иностранных инвесторов подозревают в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный». Сам инвестор свою вину отрицает. В его репутации не сомневается и большинство крупных бизнесменов, в том числе близких к российской власти: многим из них Майкл Калви знаком как человек, который всегда верил в прозрачность инвестиций в России. Подробности — в материале Артема Филатова.

Майкл Калви — человек-легенда для тех, кто привык зарабатывать в России деньги, а не брать их от государства. В интервью банкиру и своему деловому партнеру Олегу Тинькову Калви называл себя self-made man: первый заработок — в 13 лет, первый бизнес — в университете. В России он работает с 1994 года.

Майкл Калви, основатель инвестфонда Baring Vostok: «Когда я вернулся, Ельцин уже стоял на танке. И была уже такая эйфория. Удивительный момент».

Но спустя два десятилетия настал совершенно другой момент — намного печальнее.

16 февраля 2019 года Басманный суд Москвы принял меры пресечения по делу о мошенничестве в особо крупном размере. Решение об аресте принял судья Артур Карпов. Майкл Калви стал шестым подозреваемым. По версии следствия, он и еще пять топ-менеджеров причастны к хищению 2,5 млрд рублей у банка «Восточный». Но по данным издания The Bell, в основе обвинения — крайне спорная оценка стоимости активов, которые Калви и его партнеры отдали банку в счет погашения долга.

Петр Мироненко, заместитель главного редактора The Bell: «Мы видим, что решение об аресте принималось на основе оценки этой компании, с которой якобы смошенничал Baring Vostok, в 600 тысяч рублей. В то время как Baring оценивал ее в 2,5 млрд. Оценку эту заказывала компания, связанная с заявителями. Никакой серьезной экспертизы в суде она тоже не проходила».

Среди арестованных значится три сотрудника фонда Baring Vostok, в том числе гражданин Франции, а также бывший глава правления «Восточного» Алексей Кордичев. Он уже дал признательные показания. Но инвестиционный фонд Baring Vostok намерен защищать своих сотрудников.

Фонд Baring Vostok: «Мы всегда действовали в полном соответствии с законом и уверены в своей правоте. Обвинения, выдвинутые против наших сотрудников, не имеют под собой оснований, и мы абсолютно убеждены, что суд установит это».

Дело возбудили на основе материалов ФСБ. Ему предшествовал конфликт между Майклом Калви и акционером банка «Восточный» Артемом Аветисяном: бизнесмены не поделили права на контрольный пакет акций. Заявление о хищении написал акционер банка Шерзод Юсупов — давний партнер Аветисяна. Между тем арест инвестора вызвал настоящий шок в бизнес-сообществе России, которое привыкло ко многому. Майкл Калви инвестировал в знаковые проекты: «Тинькофф банк», холдинг «СТС-Медиа», «Яндекс» и многие другие. Основатель «Яндекса» назвал его манеру вести дела «стандартом приличности».

Аркадий Волож, глава группы компаний «Яндекс»: «К ним стояла очередь из лучших компаний и стартапов. Они старались не вмешиваться в операционную деятельность, помогая в основном с корпоративно-юридическим устройством».

В защиту Калви выступили глава Сбербанка Герман Греф, бизнес-омбудсмен Борис Титов и Анатолий Чубайс. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сказал, что дело Калви — не уровень президента, хотя Путин неоднократно встречался с этим инвестором.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: «Мы знаем, что к Майклу Калви появились вопросы у правоохранительных органов. Мы знаем, что суд принял решение о его задержании. Мы очень внимательно следим за развитием этой ситуации. Мы надеемся, что это никоим образом не может и не должно сказаться на инвестиционном климате. Такое может произойти в любой стране и в отношении любого предпринимателя».

Такое может произойти с любым предпринимателем именно в России, уточняет в разговоре с RTVI первый заместитель председателя совета директоров Альфа-Банка Олег Сысуев.

Олег Сысуев, первый заместитель председателя Совета директоров Альфа-банка: «Сам Майкл Калви еще несколько лет назад говорил, что в стране появилась корпоративная культура и риски инвесторов стали снижаться».

Майкл Калви, основатель инвестфонда Baring Vostok: «Прогресс, видно, колоссальный. Например, Россия сегодня и Россия, которая была при Ельцине, — это огромный прогресс практически в каждом аспекте. И наши инвесторы видят Россию глазами нашей компании».

Сторона защиты будет добиваться более мягкой меры пресечения — домашнего ареста или подписки о невыезде. Адвокаты Майкла Калви уже подали апелляцию. Ее должен рассмотреть Мосгорсуд, но дата заседания еще не назначена.