Третьяковская галерея досрочно прекратила работу выставки «Смена декораций» художника Гриши Брускина. Официально причины такого шага — «технические», однако эксперты предполагают, что на галерею могли надавить — «сбоку» и «сверху». Подробнее — в материале RTVI.

Гриша Брускин — представитель отечественного неофициального искусства, почти в одночасье ставший классиком советского и постсоветского соц-арта. Он удостоился всемирной славы после единственного в истории аукциона советского искусства Sotheby’s, прошедшего в Москве в 1988 году. Созданная им за два года до этого работа «Фундаментальный лексикон» (представляла собой фигурки, несущие эмблемы официальной советской культуры) и еще пять картин были проданы за рекордные для современного русского искусства цену ($930 тысяч). Сразу после аукциона Брускин уехал работать в США, однако в последние годы жил на две страны — и в России, и в Америке.

Выставка «Смена декораций» открылась 23 марта и должна была действовать до 24 июля. Но теперь в пресс-службе Третьяковской галереи говорят, что экспозиция закрыта для посещения. «Возникли технические неполадки в работе мультимедийной инсталляции „Смена декораций“, устранить которые в ближайшее время не представляется возможным», — говорилось в комментарии пресс-службы, данный изданию The Art Newspaper Russia. Однако издание «Артгид» со ссылкой на свои источники сообщило, что настоящей причиной могло стать «предписание закрыть выставку… от Министерства культуры РФ, которое отреагировало на запросы „возмущенных граждан“». Страница с анонсом выставки, на которой можно было приобрести билеты, исчезла с сайта Третьяковки, хотя до сих пор индексируется поисковыми системами.

Название «Смена декораций» отсылает к одноименному мультимедийному проекту, представленному художником в рамках Венецианской биеннале в 2017 году и посвященному осмыслению 100-летнего юбилея Октябрьской революции. Однако выставка в Третьяковской галерее шире по своему содержанию — как отмечает The Art Newspaper Russia, в ней собраны работы с 1980 года по настоящее время.

«В своих произведениях автор поднимает темы взаимоотношения человека и социума, индивидуума и власти, памяти коллективной и личной, взаимодействия современного человека с культурными и религиозными традициями», — говорится в анонсе «Смены декораций», размещенном на портале Минкультуры Culture.Ru.

Нынешняя выставка не была ретроспективой, подчеркивает арт-критик Дмитрий Смолев. Экспозиция представляла из себя анфиладу из девяти залов и была посвящена «исследованию действующих, умерших и разлагающихся идеологий, а также тому, как их остатки становятся истоком новых мифологий». Кураторы подготовили выставку к экспозиции еще в 2019 году.

Именно изображение «разлагающихся идеологий» и могло стать причиной проблем с выставкой, рассказала RTVI искусствовед и автор телеграм-канала «ку-ку» Ксения Коробейникова. По ее словам, в центре экспозиции можно увидеть работу «Коллекция археолога» 2013 года, в которой последствия воинствующих идеологий изображены в виде частей тел солдат, помещенных в ящики, напоминающие по форме гробы. «Эффект от работы как от фильма „Груз-200“ Алексея Балабанова, — говорит Коробейникова. — Поэтому такая острая реакция могла возникнуть». Искусствовед упоминает выставочный текст к работе, где изображенное называется символическим отображением «остатков истоков новых мифологий».

Доктор искусствоведения, доцент факультета искусств МГУ Андрей Ковалев в разговоре с RTVI предположил, что причиной закрытия, возможно, стал «антисоветизм» Брускина, а также присутствие фигур «Всадники Апокалипсиса» в экспозиции выставки. По его словам, он подозревает, что на галерею надавили сторонники «патриотической общественности», которым не понравилось использование библейских мотивов. «Причем надавить могли „через верх“ — я не думаю, что [директор Третьяковской галереи] Зельфира Трегулова стала бы выслушивать и учитывать какие-то требования, высказанные ей напрямую», — отметил Ковалев. «Вряд ли это давление осуществлялось изнутри арт-среды, — продолжает его мысль Коробейникова. — В отечественном современном искусстве всем более или менее известно, что за художник Брускин и о чем его работы».

Коробейникова рассказала RTVI, что Брускин узнал о закрытии выставки от нее и поэтому никак не смог прокомментировать случившееся. На звонок корреспондента RTVI художник не ответил.

RTVI направил запрос в Минкультуры. Из ответа пресс-службы министерства следует, что о распоряжении прекратить работу выставки они слышат первый раз. В ведомстве посоветовали связаться для разъяснений с самой Третьяковкой. В пресс-службе галереи не ответили на звонок. Источники RTVI среди сотрудников Третьяковки сообщили, что получили от своего руководства настоятельные устные рекомендации не комментировать прекращение работы выставки Брускина.

Алексей Крижевский