Контроль над Идлибом — последней провинцией, которая остается в руках вооруженной сирийской оппозиции — в ближайшее время может вернуть правительственная армия. Израиль тем временем дает понять, что готов к полноценному возвращению президента Башара Асада к власти, несмотря на все конфликты. Но с одним условием: Ирана в Сирии быть не должно. О том, как менялось отношение израильского руководства к сирийскому лидеру за семь лет гражданской войны — в материале Евгения Совы.

Израильские военные собирают гуманитарную помощь для жителей Сирии. Звучат слова благодарности на арабском языке. Этот ролик Армии обороны Израиля — не столько реклама, сколько объявление: программа «Доброе соседство» завершена.

помощь.jpg

Фотография:
скриншот из видео пресс-службы Армии обороны Израиля

С 2016 по 2018 годы еврейское государство официально оказывало поддержку сирийским гражданам, пострадавшим в ходе боевых действий в непосредственной близости от границы с Израилем. Больше семи тысяч сирийцев получили медицинскую помощь. Теперь, говорят в Армии обороны, с возвращением в эти районы режима Асада, в гуманитарной программе нет необходимости.

Еще в марте 2011 года, когда в Сирии начались полномасштабные боевые действия, в Израиле официально заявили о политике невмешательства в этот конфликт. Некоторые даже шутили, мол, «евреи желают победы обеим сторонам». И ведь правда, говоря спортивным языком, болеть было не за кого. С одной стороны — радикальные исламистские группировки ИГИЛ, «Аль-Каида» (запрещенные в России организации) и прочие, с другой стороны — Иран, «Хезболла» и сын непримиримого врага израильтян Хафеза Асада — врач-офтальмолог Башар Асад.

GettyImages-635231495.jpg

Хафез Асад, бывший президент Сирии (по центру) Фотография:
Peter Turnley / Getty Images

В 2013 году премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху проводит оперативное совещание на Голанских высотах. В соседней Сирии к этому моменту уже два года продолжается мясорубка. Боевики вплотную подбираются к границам еврейского государства. В Иерусалиме предупреждают, что готовы пойти на крайние меры, вплоть до наземного вторжения в Сирию. Военная разведка ежедневно докладывает, что режим Асада на грани краха.

Вплоть до сентября 2014 года кольцо вокруг Асада сжимается. Под угрозой столица — Дамаск. Тревожная ситуация и на спорных Голанских высотах. Против президента Сирии выступает Запад, обвиняя его в преступлениях против человечности — последовательном уничтожении собственного населения. В этот период в Израиле слышны голоса, требующие вмешаться в конфликт и остановить кровопролитие.

Но Нетаньяху принимает неожиданное стратегическое решение. Ограничившись дежурным осуждением Асада, израильский премьер берет курс на сближение с Москвой. Встречи Нетаньяху и Путина становятся настолько обыденным делом, что в Израиле многие недоумевают: как можно дружить с Россией, которая дружит с врагами евреев — «Хезболлой», Ираном и Асадом?

Очень быстро визиты в российскую столицу приносят результат. Израиль продолжает беспрепятственно действовать в небе над Сирией, а Москва заранее предупреждает Иерусалим о начале военной кампании на сирийской территории. Едва российские войска входят в Сирию в сентябре 2015 года, как разговоры о скором падении режима Башара Асада внутри Израиля прекращаются.

Бывший глава Совета национальной безопасности Яаков Амидрор в интервью RTVI отмечает, что этому есть очень простое объяснение.

Яаков Амидрор, генерал запаса, бывший глава СНБ Израиля: «Из-за желания сохранить отношения с Москвой Израиль воздерживался от резких действий против Асада. Если бы мы хотели свалить сирийский режим, мы бы это сделали».

Ложкой дегтя в российско-израильских отношениях на минувшей неделе стал инцидент в районе сирийской Латакии. В результате действий сирийских военных, открывших огонь по израильским самолетам, был сбит российский самолет-разведчик Ил-20. Российское Министерство обороны всю вину возложило на Израиль, обвинив израильских летчиков в умышленных действиях, подставивших по удар российский самолет. В Иерусалиме полностью отвергли утверждение, заявив, что виновными данного инцидента следует считать армию Асада.

Профессор Тель-Авивского университета Эяль Зисер — один из ведущих израильских специалистов по Сирии. Башара Асада он называет преступником, заслужившим Гаагский трибунал. Но в политике, как и в дипломатии, подчеркивает Зисер, на первом месте всегда стоят национальные интересы государства.

Эяль Зисер, профессор Тель-Авивского университета: «Асад, при всей нелюбви к нему, понимает правила игры. Граница между Сирией и Израилем была самой спокойной на протяжении десятков лет. Мы хорошо знаем Асада, неужели для нас предпочтительнее чтобы у границ было Исламское Государство? Наверное, нет».

Бывший посол Израиля в США Дани Аялон отмечает, что между Израилем и Россией существуют четкие договоренности о безопасности режима Асада. И обе стороны их тщательно соблюдают.

Дани Аялон, бывший посол Израиля в США: «Израиль смирился с тем фактом, что Башар Асад останется лидером Сирии. Несмотря на все преступления, которые он совершил прежде всего в отношении собственного народа. Но это часть большой сделки с Россией. Для нас главная проблема в Сирии — это Иран, а не Асад».

В последнюю неделю года по иудейскому календарю в Центре стратегических исследований INSS при Тель-Авивском университете прошла масштабная конференция под названием «Израиль-Иран: на пороге войны». Среди гостей форума видные политологи, дипломаты, бывшие военные. «Год заканчивается, а конфликт только начинается», говорит один из докладчиков.

Эяль Бен-Реувен, генерал-майор запаса: «Иранское присутствие в Сирии представляет реальную опасность для всего региона, включая самого Асада и я очень рад, что именно сейчас американцы начали менять свою политику на Ближнем Востоке».

Таким изменением американской политики в Израиле назвали недавний визит в Иерусалим спецпосланника Трампа по Сирии Джеймса Джеффри. Высокопоставленный источник в окружении премьера тут же дал понять журналистам: в рамках будущего урегулирования в Сирии Иерусалим рассчитывает на международное признание израильского суверенитета над Голанскими высотами. И в этом еврейское государство надеется на американскую поддержку.

Очень надеются на такое признание и в Кацрине — городе, который называют столицей Голанских высот. Он находится в 230 километрах от Тель-Авива и всего в 20 километрах от границы с Сирией. С 1967 года эта территория находится под контролем Израиля. Последний раз сирийцы пытались вернуть ее силой 45 лет назад во время войны Судного дня — тогда у них это не получилось. Война закончилась созданием буферной зоны, известной как «линия прекращения огня».

u.jpg

Город Кацрин Фотография:
Staselnik / WIkiCommons

Мэр Кацрина Дмитрий Апарцев вспоминает, как в 2000 году тогдашний премьер-министр Эхуд Барак пытался заключить мирный договор с Асадом-отцом. Взамен предполагалось вернуть Голанские высоты. Тогда это вызвало бурю негодования в обществе и многотысячные демонстрации по всей стране. Переговоры прекратились, не успев толком начаться.

Дмитрий Апарцев, мэр Кацрина: На сегодняшний день это оправдывает себя во всех отношениях. Вы видите, что происходит на сирийской части Голанских высот, где уничтожаются сотни тысяч людей.

Ведутся ли подобные переговоры с Асадом-сыном сегодня? Мэр Кацрина уверен, что нет. Аппарцев полагает, что все как раз наоборот: если Израиль, договорившись с Россией, позволил Асаду сохранить свой режим, то последний должен как минимум забыть о Голанах. Правда, шансы на это не очень велики. Совсем скоро Асад вновь почувствует себя и свое кресло вечными.

За этим последуют напоминания о национальных интересах Дамаска. Чего Башар Асад точно не будет делать, так это благодарить израильтян за невмешательство и уж тем более — за гуманитарную помощь гражданам Сирийской Арабской Республики.