На генеральной ассамблее Интерпола в Дубае выбрали нового президента Международной полиции. Вопреки прогнозам, пост занял не россиянин Александр Прокопчук, а представитель Южной Кореи Ким Чен Ян. К этим выборам было приковано напряженное внимание: против кандидатуры генерал-майора российского МВД резко выступили США, Великобритания и другие страны, некоторые из которых даже грозили покинуть международную организацию. О том, что ждет Интерпол с новым руководителем — в материале Артема Филатова.
Президента Интерпола выбирали под жарким солнцем Объединенных Арабских Эмиратов, в Дубае. Это стандартная для организации процедура, которая обычно проходит раз в четыре года. Но прежний руководитель Мэн Хунвей досрочно подал в отставку после того, как его задержали на родине, в Китае, по обвинению в коррупции. На Генеральной ассамблее Интерпола большинством голосов выбрали представителя Южной Кореи Ким Чен Яна.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Выбирали из двух кандидатов. За несколько дней до Генеральной ассамблеи британская газета Times называла фаворитом голосования российского генерал-майора Александра Прокопчука. Он уже много лет работает в структурах Интерпола, а с 2016 года занимает пост вице-президента.
Алексей Ганькин, член исполкома Международной полицейской ассоциации: «Это высокопрофессиональный человек, эрудит, знает несколько европейских языков, мы с ним много лет работаем. Человек слова, человек дела».
Алексей Ганькин, Международная полицейская ассоциация: «Борьба с преступностью — вне политики»
Ким Чен Ян получил чуть более 60% голосов, Прокопчук — менее 40%. В Кремле принимают результаты голосования, но считают сами выборы недружественными по отношению к России.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Результатами выборов довольны главные критики кандидатуры россиянина. Их доводы касались не профессиональных качеств отдельно взятого генерала, а политики России в целом. Основной аргумент — Кремль использует Интерпол как средство политического давления и преследования оппонентов. Один из последних громких примеров — задержание в Испании главы фонда Heritage Capital Уильяма Браудера по запросу Москвы. Браудера тогда вскоре отпустили, а в Интерполе назвали его преследование политически мотивированным. Также в ряде случаев оказывалось необоснованным преследование покинувших Россию бизнесменов.
Сергей Капчук, бизнесмен: «У меня была своя личная страничка на протяжении 12 лет, это был red notice — самая высокая степень розыска. И после переговоров Интерпол признал мое дело необоснованным преследованием и заявил об отсутствии состава преступления».
Великобритания, Украина и Литва приветствуют избрание претендента из Южной Кореи на пост президента Интерпола. Министр внутренних дел Соединенного Королевства Саджид Джавид назвал итоги выборов «победой демократии».
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Впрочем, согласно уставу Интерпола, президент — во многом символическая должность. Реальные бразды правления у генерального секретаря, этот пост с 2014 года занимает немец Юрген Шток. Он отметил, что в этот день Интерполу удалось сохранить основу основ — независимость и нейтральность.