Россия поставит в Индию зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф», об этом стало известно после встречи Владимира Путина с индийским премьером Нарендрой Моди. Ранее МИД России сообщил о поставках комплексов С-300 в Сирию в качестве меры по усилению безопасности российских военных в этой стране. Две новости с разницей в несколько дней: случайное совпадение или тонкий расчет? Подробности — в материале Евгения Совы.

То, чего так на первый взгляд опасались в руководстве Израиля, все же случилось. Министр обороны России Сергей Шойгу перед телекамерами докладывает президенту Владимиру Путину о мерах, которые российские военные приняли после катастрофы самолета-разведчика ИЛ-20 в небе над сирийской Латакией.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

В Москве напомнили, что комплексы С-300 должны были оказаться в Сирии еще в 2010 году. Тогда Дамаск даже перевел российской стороне около $400 млн, однако сделка в итоге была аннулирована по просьбе Израиля, и деньги пришлось вернуть. Сегодня, по мнению Москвы, в Сирии сложилась ситуация, требующая незамедлительных действий. Одна из таких мер — поставка систем противовоздушной обороны.

С другой стороны, кажется, что в Израиле к этим мерам были морально готовы. Официальные лица в Иерусалиме с момента трагедии не переставали твердить: политика превентивных ударов по иранским объектам на территории Сирии не претерпит изменений.

Параллельно на местных телеканалах военные обозреватели в деталях рассказывали о разнице между устаревшей моделью С-200, той самой из которой сирийцы сбили самолет, и более современной, С-300, которая может и выглядит угрожающе, но только не для израильских летчиков.

В Израиле хорошо помнят времена Холодной войны и бесконечные арабо-израильские войны. Неотъемлемой частью этих сражений были воздушные бои в небе Египта, Ливана и Сирии. И хотя жертвы были с обеих сторон, большинство подобных противостояний все-же заканчивалось в пользу евреев.

Генерал-майор запаса Гиора Ромм — живая легенда израильских ВВС, боевой летчик-ас. На его счету пять сбитых египетских МИГов только за одну Шестидневную войну. Спустя два года — в 1969 году —«случайная встреча» с советской ракетой едва не стала для него роковой.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Затем были долгие четыре месяца египетского плена, обменная сделка, дорога домой, и самое главное — возвращение на службу. В истории израильских ВВС это единственный случай, когда пилот, вернувшись из плена, снова сел за штурвал боевой машины. Войну Судного Дня, 45-летие которой в Израиле отметили на этой неделе, подполковник Ромм встретил уже в должности командира эскадрильи.

Свои воспоминания ныне генерал-майор запаса Ромм описал в книге «Одиночество». Это история о том, как, несмотря на давление и пытки голодом в египетской тюрьме, он тем не менее остался верен главному принципу. «Израильский летчик никогда не врет», — говорит Гиора Ромм. Не мог врать, по его словам, и командующий ВВС Амикам Норкин. Тот самый Норкин, которого Биньямин Нетаньяху направил в Москву с подробным отчетом о действиях израильских самолетов в сирийском небе.

Отчет, как известно, был отклонен российскими военными, у них своя версия случившегося. Израильтяне настаивают на своей версии. Как результат, открытые угрозы, игра мускулами и последующие за этим оперативные решения со стороны официальной Москвы. С-300 там называют исключительным оборонительным вооружением. В Израиле с этим категорически не согласны — считают, что от этих систем исходит угроза гражданским авиалайнерам. А еще хуже, когда такие системы будут в руках сирийских военных. В Москве отвечают и на этот аргумент. Теперь точно никто не сможет атаковать Сирию так как это было с комплексами С-200.

В Израиле принялись считать, сколько времени потребуется военно-воздушным силам, чтобы уничтожить всю сирийскую систему ПВО, включая российские установки С-300.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Сегодня в израильских ВВС есть машины, для которых С-300 не представляют реальной угрозы, говорят военные. Истребитель F-35 c модификацией «I», получивший название «адир» на иврите — самолет-невидимка пятого поколения, разработанный специально под нужды израильтян. Ориентировочная цена одной такой машины, включая электронное оборудование — $120 млн. Споры в израильском обществе о необходимости закупки до 2028 года 50 таких дорогих машин велись несколько лет.

1200px-IAF-F-35I-2016-12-13.jpg

Фотография:

WikiCommons

Однако в мае этого года на специальной пресс-конференции командование ВВС Израиля рассказало о первом боевом использовании этого самолета, предположительно на территории Сирии. С этого момента споры прекратились. Превосходство в воздухе для израильских военных всегда было главным решающим фактором, не имеющим финансовых ограничений.

Шмуэль Гордон — боевой летчик, полковник запаса. В середине 80-х он воевал в Первую ливано-израильскую войну. Системы ПВО советского производства Шмуэль знает как свои пять пальцев.

Шмуэль Гордон, полковник запаса: «С-300 — хорошая система, пренебрегать ее способностями нельзя ни в коем случае. Но, как у нас говорят, нашли чем удивить израильтян. Пока они переходили от S-6 к S-300 мы тоже не сидели сложа руки. И я бы не советовал сегодня пытаться этой системой угрожать нашим самолетам, на их уничтожение уйдет несколько минут».

На заявления российского министра Шойгу о желании полностью закрыть небо Сирии для «непрошенных гостей» Шмуэль предлагает просто не реагировать. Они могут закрыть, а мы откроем в случае оперативной необходимости, уверенно говорит бывший летчик. Но это в том случае, если все ограничится только С-300. Источники в российском Минобороны дали понять журналистам, что поставками С-300 дело может не ограничиться, ведь совсем недавно там разрешили поставлять на экспорт более современные системы С-400 и даже С-500. Есть ли у Израиля и стран западной коалиции ответ на эти системы — пока не ясно.

В отличие от бывших военных, по-другому на проблему С-300 в Сирии смотрит нынешний лидер парламентской оппозиции Ципи Ливни. В 2007 году, когда Израиль нанес удар по сирийскому ядерному реактору, Ливни занимала пост министра иностранных дел. К слову, отношения с Сергеем Лавровым она поддерживает с тех пор и считает, что диалог с Россией ни в коем случае нельзя прекращать.

Ципи Ливни, израильский политик: «Крайне важно найти политическое, я особо это подчеркиваю, политическое решение этой проблемы, при котором Иран не будет находится в Сирии. И ключ к решению проблемы находится в руках России. У Москвы достаточно сил и влияния, чтобы создать положительную динамику. И это будет полезнее, чем поставлять Сирии комплексы С-300 в попытке ограничить наши действия. Если же в итоге поставки С-300 приведут к усилению Ирана в Сирии, это будет очень плохо для всех».

Теперь в Израиле пытаются понять, что делать дальше. Продолжение нынешней политики противодействия Ирану в Сирии, невзирая на меры, принятые Москвой, рано или поздно могут привести к повторению трагедии. С другой стороны, говорят в руководстве еврейского государства, Израиль не может позволить себе быть сторонним наблюдателем. Иран наверняка захочет использовать сложившуюся передышку в израильских ударах для переброски оружия боевикам шиитской группировки «Хезболла». А ведь это и есть та самая красная черта, переступить через которую в Иерусалиме никому не позволят, и вряд ли системы С-300 в этом вопросе чем-либо смогут помочь.